Но рванёт, как Данко, грудь и укажет людям путь...

Евгений Прохоров 6: литературный дневник

Рецензия на «Теперь, стабильно» (Михаил Мартынов 2)
https://stihi.ru/2021/07/27/1946 ...


Жалко Шурика, беднягу,
Не осилит он шарагу!
Но рванёт, как Данко, грудь
И укажет людям путь...





Небольшой посёлок для мельников и их семей – Дальние Мельницы – с регулярным планом и опрятными домиками появился в 1820-х годах.


Идиллия длилась недолго: работу мельниц постепенно перенимали на себя паровые механизмы. А в 1862-65 годах возле посёлка провели железную дорогу, что навсегда перечеркнуло тихую жизнь Дальних Мельниц. По соседству начинают строиться заводы и фабрики, а рядом селятся батраки и беглецы – типичный контингент для набора промышленных рабочих в те времена. Да и местные жители, утратив привычный заработок, охотно шли работать на предприятия. К концу века Дальние Мельницы превратились в классическое рабочее предместье – грязное и бедное.


Несколько поправило ситуацию открытие в 1899 году на улице Мельницкой коньячного завода, впоследствии выкупленым купцами Шустовыми. Предприятие выплачивало сравнительно неплохую зарплату и занималось образованием персонала.


К востоку от Дальних Мельниц – в районе нынешних улиц Балковской и Заводской – возник польский посёлок. В честь основателя его назвали Дачами Дашкевича. В 1892 году «дачники» выстроили на Балковской вычурный католический собор Святого Климентия и школу. Своим фасадом он выходил на огромную Сенную площадь (теперь на её месте сквер Гамова).


В начале Мельницкой улицы в 1887 году был заложен храм Св. Алексия, постройка которого завершилась уже в следующем году. Приход его составляли жители улиц Болгарской, Малороссийской, Хуторской, Сиротской, а также Воронцовки, Ближних Мельниц и Степовой. Трёхпрестольный храм (архитектор А.Д. Тодоров), выдержанный в классическом стиле, украсил площадь и был виден далеко в округе. В 1936 году храм снесли, а в начале 1990-х годов восстановили – сегодня это Алексеевская церковь на одноимённой площади (раньше она называлась Новоконной).


Около 1913 года по нынешним улицам Желябова и Радужной была проложена трамвайная колея. Бывший трамвайный парк находится напротив Алексеевской церкви.


Не лучшим образом на облике Дальних Мельниц сказалась и советская индустриализация: под застройку заводами и фабриками попали целые кварталы, почти полностью исчезли Дачи Дашкевича, был уничтожен собор, частный сектор урезали под общежития для рабочих. Легко себе представить, во что превратился бывший чистенький и опрятный польский посёлок. Даже улицы тут заасфальтировали лишь в 1950-х годах.


На северной стороне Мельницкой улицы, на месте бывшей усадьбы помещика Воеводского, в 1960-х годах был устроен красивый парк Ленинского Комсомола с прудами. Сейчас зелёный массив пришёл в запустение, а из водоёмов регулярно происходят выбросы сероводорода. Парк Ленинского комсомола был одним из последних непереименованным объектом в Одессе, пока в 2016 не был переименован в парк Савицкого. В наши дни это затянутый тиной пруд со ржавыми конструкциями и аллеей руководителей КПСС. В 2006 году сюда с Куликового Поля был перенесён гранитный памятник Ленину. В 2016 памятник был закидан краской, и через некоторое время был снесён.




Район Дальние Мельницы Одессы.


Представляет собой район малоэтажной застройки, состоящий из
главной улицы – Мельницкой и целого ряда улиц, спланированных в
прямоугольные кварталы: Онежской,
Радужной, Литовской, Аккордной,
Фабричной, Желябова, Строганова,
Василия Стуса и Николая Вороного.


Дальние Мельницы - уголок затиснутый между промзоной,
автомагистралями и железной дорогой.


Расположены ближе к центру города, чем Ближние Мельницы
и появились раньше. Еще в 1820 г. здесь появилось предместье,
соседствовавшее с ветряными мельницами. Поселок мельников
располагался в выгодном месте, где к городу подходили дороги
из Тирасполя и Овидиополя. Рядом были истоки речки, известной
позже как Водяная Балка.


Район с Молдаванкой и Городом связывала и до сих пор связывает
улица Мельницкая. Сейчас она превратилась в автомагистраль
- начало Овидиопольской дороги.


В 1860-х гг. поселок изменился. Паровые машины быстро вытеснили
с рынка ветряки. Построили железную дорогу, ряд предприятий,
в том числе коньячный завод Шустова. В результате Дальние
Мельницы оказались зажаты между железной дорогой и заводами,
превратившись в типичное для того времени рабочее
неблагоустроенное, полукриминальное поселение. Изменился и
контингент жителей - степенных мельников сменили пополнившие
ряды рабочего пролетариата бывшие крестьяне, батраки и
разнорабочие.


В советское время промзона расширилась за счет сноса польского
посёлка в р-не Балковской ул. и улица Мельницкая превратилась в
оживленную магистраль.
В результате Дальние Мельицы стали "островок" тихой,
размеренной жизни посреди огромного города.


Здесь построили школу, несколько "сталинок", а затем "хрущевок".
В более новых домах жили военные летчики, чьи самолеты стояли
на аэродроме "Застава", а в "хрущевках" - жили рабочие с
окрестных заводов.


На Дальних Мельницах в 1913 году пустили трамвай.
Почти сто лет сюда ходил от железнодорожного вокзала маршрут №11.
А с 1976 года сюда же, вместо станции Товарной, перенаправили
еще и маршрут №30.

Сейчас общественный транспорт на Дальние Мельницы не ходит
вообще.
В 2008 году трамвай закрыли - под предлогом строительства
автомагистрали "Север-Юг" ради расширения улицы Балковской
пожертвовали рельсами и экологически чистым транспортом.


О трамвае напоминают лишь несколько уцелевших участков рельсов,
сохранившихся на пересечениях с проезжей частью улиц. В остальных
местах трамвайные пути убрали, а их пространство теперь занято
палисадниками или припаркованными машинами.



ОДЕССКИЙ КУРЬЕР
Александр Вельможко, Александра Игнатьева



Позарастали все тропинки
К заводу милому родному,
Но там и тут открылись рынки,
Ведут дороги прямо к дому.


Рабочий люд туда стремится,
Скорей продать чужой товар,
Вот так живёт и суетится
Народ с бараков и хибар.


Евгений Прохоров 6



Другие статьи в литературном дневнике: