Пьём под музон самогон...

Евгений Прохоров 6: литературный дневник

Рецензия на «У моря» (Ольга Благодарёва)
https://stihi.ru/2020/11/01/3351 +


Плещется море,
Я рядом с Олей,
Хрипло звучит саксофон.


Песню с ней хором
Пою я в мажоре,
Пьём под музон самогон...



Рецензия на «Вагонное купе» (Сергей Файнберг)
https://stihi.ru/2020/11/01/76 +


Эх, проводница, Чудо-Галя,
С ней день Рождения встречали!
Сейчас, как помню, пятый курс
И постоянный быстрый пульс.


А как играла на баяне
И пела песенки она!
О, как я с нею хулиганил
Потом в каморке допоздна...


Прошло уже немало лет,
Но милой Гали - лучше нет!
А по ночам мне плохо спится -
Всё вспоминаю проводницу...


от Л.Г.



Рецензия на «Подражание Такубоку» (Анатолий Викулин)
https://stihi.ru/2010/11/22/6392 +


Кузя мой, без показух,
Ловит бабочек и мух!
Как считаете, Вы, братцы,
Кто-то сможет с ним тягаться?



Рецензия на «Раскаяние» (Галина Антонова 4)
https://stihi.ru/2020/10/30/9542 +


Покаялся грешник,
Умерив гордыню,
А вышел, как прежде,
И стал господином.


Он, ради сладостных утех,
Берёт опять на душу грех...




Цыгане на Украине — цыганское этническое меньшинство, проживающее на её территории . Общая численность диаспоры (по данным переписи населения 2001 года) 47 587 человек, большая часть которых проживает в Закарпатской (14 004 человек), Донецкой (4106 человек), Днепропетровской (4067 человек) и Одесской (4035 человек) областях. На Украине, по последним данным, проживает 15 этнических групп цыган, среди которых сэрвы, влахи кэлдэрары, ловари, крымские цыгане, синти, венгерские цыгане, словацкие цыгане, русские цыгане, «кишинёвцы», урсары и другие.


Традиционный кочевой образ жизни делает цыганские общины на Украине лёгкой мишенью для маргинализации, полицейского произвола и ксенофобских проявлений со стороны местного населения. При этом украинская полиция сознательно отслеживает цыган, дежурит у мест их проживания, зная, что у многих из них нет документов; отправляет их в места заключения, где они подвергаются вымогательствам денег за освобождение.


Слово цыган считается неприятным, хотя часто используется и самими цыганами.


История.


Первые упоминания о появлении цыган на территории современной Украины датируются XV веком (в охранной грамоте, выданной великим литовским князем Александром, цыганскому вождю Василию), а первые поселения были в районе Ужгорода, в Бессарабии и в Крыму. Упоминаются они в летописях за 1428 и 1436, а также в львовских — за 1428 и 1455 годы. На территорию Украины цыгане попадают из Валахии и Молдовы и в XVI веке они кочевали уже по всей Украине и территории Польши.
Впоследствии в Центральную Украину перемещаются польские цыгане. Переезжали из-за введения Сеймом Речи Посполитой законов, о выселении цыган в отдаленные области. Они расселяются в районах, где во времена Богдана Хмельницкого был большой спрос на кузнечный и оружейный промыслы.


Расселившись на разных территориях цыгане образовали несколько этнических групп: цыгане, поселившиеся на Волыни, Полесье и частично на Полтавщине, принадлежат к балтийской группе; влахи, близкие к бессарабским и румынским цыганам, заселили территорию Подолья; сэрвы (бывшие выходцы из Сербии), самая большая группа цыган, расселились по всей Украине. Впоследствии на Украине поселились и венгерские цыгане.


Польские короли после 1624 года вводят у цыган суд «цыганских королей», которые избирались из среды цыган и получали при назначении королевскую грамоту. Их резиденция находилась в городе Мир Минской губернии. Последними цыганскими королями были Игнатий Марцинкевич (1780 год) и Ян Марцинкевич(1788 год).


Налогообложение цыган осуществлялось пошатрово, оброк уплачивался в Военную казну Малороссии .


Известно об участии цыган в освободительной борьбе украинского народа — В «реестрах всего войска Запорожского» были указаны следующие фамилии казаков: Валько Цыган, Федор Цыганский, Степан Цыганчук, Дмитрий Циганчик.


В 1765 году кочевые цыгане впервые была объявлены вне закона — каждый из цыган должен был выбрать себе постоянное место жительства.


Власти Российской империи также пыталась «осадить» цыган, заставить их поселиться на постоянное место проживания. Чтобы принудить цыган к оседлому образу жизни, Киевская военная комиссия (XVII век) предоставляла им летний срок для избрания постоянного места жительства, а по его окончании их считали бродячими и преследовали. Постановления против бродяжничества выходили в 1809, 1811 и 1818 годах.


Согласно указу о «Правилах для поселения цыган» 1800 года оседлые цыгане земледельцы в течение 4 лет освобождались от рекрутской повинности и всех податей. по указу 1818 года им разрешалось вступать в мещанские городские общества.



Расселение цыган по уездам на территории Украины (1897 год)


Появление сел Цыгановка, Цыгане, Каменецкого уезда и Червоноградского уезда, соответственно, в Подольской губернии было вызвано переходом цыган на оседлый образ жизни. В 1836 году было утверждено положение о «поселения коренных цыган в Бессарабии на прежней основе», а в 1839 году вышел закон «О поселении цыган на вольных казенных землях». Согласно последнему закону в Бессарабии 782 семьи получили 9902 десятин земли, основав села Каир и Фараоновка. Однако особых успехов эти меры не дали. В украинской части Российской Империи в 1897 году жило примерно 8800 цыган, большинство — в степных юго-восточных губерниях.


Одна из крупнейших волн кочевки приходится на первое и второе десятилетий XX века большинство таборов проходило с юга Подолья в Россию и на Слобожанщину.


Во время Второй мировой войны было уничтожено 80 % всего цыганского населения стран Европы. На территории России, Украины и Крыма, по данным директора Варшавского музея борцов гетто Мириам Нович, жертвами геноцида стали 300 тысяч цыган. В ночь на 24 декабря 1941 в Симферополе было расстреляно 800 мужчин, женщин и детей. Многие крымские цыгане, которые издавна проживали в Крыму, подверглись репрессиям со стороны советской власти после обретения ею контроля за полуостровом. Они, вместе с крымскими татарами, были депортированы в республики Центральной Азии.


8 октября 2004 Верховной Радой Украины принято Постановление «Об отмечании Международного дня Холокоста ромов».


В советское время власти пытались заставить всех цыган жить оседло, активно привлекали к вступлению в колхозы. ВУЦИК РН УССР 23 февраля 1927 года издал постановление о помощи кочующим, изъявившим желание перейти к оседлости. Для выполнения этого постановления была разработана специальная «Инструкция о проведении мероприятий для помощи перехода кочующих цыганам для оседлой жизни и втягивания их в трудовые процессы», которая предусматривала их привлечение к трудовому процессу, работе в кустарных артелях в сельском хозяйстве, предлагалось давать переселенцам кредиты, наделять их землей из государственных фондов. Такая политика сначала давала результат и в 1920-х годах 81,3 % цыган Украины были уже оседлыми. На свободных землях в 1927 году поселились 500 кочевых семей. Однако насильственная коллективизация начала 1930-х годов, под которую попадали и цыгане, прекратила процесс оседания.


В конце 1920-х годов печатались журналы на цыганском языке «Романи зоря» («Цыганская звезда») и «Небо дром» («Новый путь»), которые в начале 1930-х годов были закрыты.


5 октября 1956 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О привлечении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством», запрещающий кочевой образ жизни и приравнивающий его к тунеядству. По законам СССР за «кочевание и паразитический образ жизни» цыган лишали свободы до 5 лет.



Расселение цыган по регионам Украины (2001 год), %
Согласно переписи населения 1926 года в УССР проживало 13 000 цыган (в том числе 2 500 оседло); в Крыму — 1300, на Северном Кавказе — 6800. Всего цыган на украинской территории (по данным на 1926 год) проживало около 20 000 человек.



Цыгане проживают во всех регионах Украины, но больше всего их в Закарпатье, и Южной Бессарабии. Почти половина их живёт в городах. В Закарпатье проживают следующие группы цыган: словацкие цыгане (потомки переселенцев начала XX века), кэлдэрары, венгерские цыгане (выходцы из Венгрии), проживающие компактными группами. Наибольшее количество цыган находится в Мукачево (1,4 %), в Виноградовском (0,8 %), Береговском (4,1 %) и Ужгородском (4,1 %) районах Закарпатской области22. Русские цыгане (выходцы с юга России в начале XX века), ловари и сервы живут в украинском Полесье. Основными местами компактного проживания являются Прилуки, Нежин, Чернигов и Остёр. Среди цыган Житомирщины больше всего представителей группы ловарей, которые имеют свои компактные поселения в Житомире (район Богуния), селе Тетеревка Житомирского района и в городе Малин. Сервы живут рассеянно небольшими группами среди представителей других этногрупп. Для них характерно проживание в крупных городах Житомирской и Черниговской областей (города Чернигов, Житомир, Коростень, Малин).



Цыгане в Одесской области


Гонения, погромы, расстрелы — ромский вопрос разросся до всеукраинского масштаба. Цыгане массово мигрируют в Одессу. Правила жизни от низшей до высшей касты — в нашем расследовании. По каждому вопросу нас консультировал главный баро юга Украины Чолди Лебедев.



Чолди, баро: — Я не могу сказать — вот тот плохой. Одного могу сказать, что он плохой, но не вся нация.



Привокзальная площадь усеяна матрасами. Здесь живет самая низшая каста ромов — воришки и попрошайки. Глазастый Юра присматривает за младшими. Дети еще ходить не научились, а уже тренируются на картах. Чумазой и босоногой малышни здесь много. Среди восторженных туристов с фотоаппаратами они выглядят очень контрастно. Как и обычные бездомные, каждый врет, как дышит.


Зухра: — Я вообще-то с Киева сама.


Девочка-ромка: — Молдавия.



Юра: — С Котовска.


Цыган: — С Ташкента. Дети: — С Кишинева. Ковалева: — Так откуда — с Ташкента или из Кишинева? Девочка: — С Кишинева, ты, придурок.



Зухра: — Я с Черкасс.


Чолди, баро: — Уже не те года, не те времена, чтоб кочевать.


Мария КОВАЛЕВА, специальный корреспондент
— За год по всей Украине было 8 крупных погромов и очень много мелких. Все эти ромы на Привокзальной сбежались со всех концов страны. Здесь не уважают старших, не следят за детьми, живут по закону улицы.



Владимир КОНДУР, ромский правозащитник
— В Киеве сожгли табор, правда, жертв нет, их убрали оттуда насильно, и сожгли то поселение. До сих пор неизвестно, кто это сделал. То же самое во Львове недавно произошло. По такому же сценарию. В Харьковской области, село Ольшаны, Дергачевский район, там прямо на площади, где сельский совет, расстреляли просто людей. Ромов.


Владимир Кондур — ромский правозащитник и главный специалист по маргинальным слоям цыган. Помогает решать юридические вопросы и находит средства на судебные тяжбы.



Владимир КОНДУР, ромский правозащитник
— Люди, которых мы защищаем, они не имеют материальных благ и тем более средств, чтобы идти в суд. А сегодня, чтобы пойти и обратиться в суд, нужно иметь как минимум 550 гривен.


Это очень кропотливый и неблагодарный труд. Цыгане в суды не ходят, кочуют и совершают все новые преступления. Поселенцы Привокзальной рассказывают нюансы своей работы. Зухра самая веселая и откровенная, чувствует себя баронессой.



Зухра: — Ходим, просим, ну как цыгане просят, воруют.


Цыган: — Каждый будет говорить, что ничего не сделал и прочее. Я действительно ничего не сделал. Попал в компанию, проснулся, на меня все свалили.



Зухра: — Вот мне сегодня купили четыре гамбургера, Кока-колу. Альбина: — Два бигмака.


Гвоздев: — Как дела у вас? Цыган: — Жена еще не родила.


Зухра: — Они вообще в школу не ходят. Они не знают, что такое школа.


Юра: — Помогите накопить мне на операцию. Дай, дай. Один пацан дал мне деньги. Та я пошел себе и купил.



Зухра: — Стащить? Напоить его, делать вид. Он тебя обнимает, я люблю, когда меня снимают.



Чолди, баро: — На воровство я никого не допущу.


Юра умудрился где-то стащить медаль. Теперь он победитель элитлиги по футзалу. Для достоверности легенды показывает свои спортивные умения.


Ковалева: — Это еще в 2015 году, а сколько тебе сейчас лет? Юра: — Не знаю, я не помню.



До погромов большинство этих цыган жили в таборах. Там работал цыганский суд и все привыкли слушаться баро. Без старшего творят, что хотят.


Алена, цыганка из Болграда: — Умер наш барон. Раньше хорошо было, подходили к барону, там помогал, кто бедный, кто проблемы, кто делает вообще какие-то проблемы, вообще неправильно. Все, все выровнять делает. А теперь нету.



Владимир КОНДУР, ромский правозащитник
— Для того, чтобы проблему решить, ее нужно признать, что она есть. В Европе для них созданы специальные такие паркинги. Там коммуникации, все подведено, ну и уровень кочевников совсем другой. У них трейлеры, целые дома там перевозные. Кстати, школы, они детей обучают. Если мы говорим — институт баронства и общественные организации, по статистике около 68% ромы доверяют общественным организациям.


К средней касте относятся торгаши, перекупщики и очень мелкие предприниматели.


Чолди, баро: — Есть, которые слабо работают, слабо живут, металлоломом занимаются. Там покупают металлолом, там продают.



На площади Толбухина о близости ромов к европейскому опыту говорит только еврозабор. За оградой — разрушенный дом и полевая кухня. Здесь живет зажиточная для своей касты семья, даже машина есть. Две женщины, двое мужчин, четверо детей, скоро будет пятый.


Люба: — Это маленький, это маленький. Этому уже 10 лет, второй класс.



Все это добро нажито за семь лет. Семья торгует цветами. Бизнес чистый и почти законный. Они тоже не подчиняются институту баро, таким с работой и документами помогают правозащитники. В этой прослойке бывают проблемы с законом.


Мария КОВАЛЕВА, специальный корреспондент
— Село Нерубайское. Здесь самый большой и самый организованный табор на юге Украины: 1200 человек, все с документами, дети исправно ходят в школу. Это высшая каста.



Умные мужчины, красивые женщины, чистые дети. В таборе запрещено воровать, побираться и иметь дело с наркотиками. Самый главный и самый мудрый — Чолди, наследственный баро.


Чолди, баро
— Был Бароном мой отец, Лебедев Драго Степанович. Он шесть лет как умер, и мы уже взрослые были, и мы навсегда к нему прислушались. И всегда подчинялись. Держи мой табор, так и сказал. Прошло восемь дней и он умер.



За большим добротным столом сидит вся семья. Сыновья-красавцы — особая гордость. Один из них станет следующим баро и должен усвоить всю мудрость поколений.


Чолди: — Он будет меня кормить, поить и хоронить.


Табору 40 лет. С первых дней здесь строго чтут закон внешнего мира.



Чолди, баро
— Мы здесь 40 лет и у нас судимостей нету в таборе. Ни у кого. У цыганей судимостей нету. Понимаете? Чтоб воровали, чтоб курей воровали, как в других таборов. Я много слышу, как в других таборах воровают. Я не понимаю, почему не следят за своих детей, за своих внуков, если они хочут жить по-человечному. Чтоб жить как украинцы, не то чтоб как цыгане. Мы живем, у нас номера есть домов, как положено. Живем как украинцы, подчиняемся украинскому закону. Все как надо.


В таборе Лебедева работают все. Чолди уверяет — если хочешь работать, работа всегда будет, будут деньги, будет будущее.


Чолди, баро
— Я вам сейчас объясню специфику работы. Раньше мы варили банки, башни Рожновского. Все знают. Мы были и председателями кооперативов, и строили свои кооперативы. А сейчас мы что делаем? Как посредники, берем двигателя, берем реле, пускатели. Ремонтируем. Делаем, красим их и перепродаем.



Признает — в ромских семьях, как и в других, бывает, сбивается кто-то с пути истинного. Тут действует цыганский закон. Он имеет такую силу, что другим потом неповадно.


Чолди, баро
— Я лучше возьму кнут, побью, чтобы он не пошел воровать. Я сам ему сделаю суд. Один раз, два раза, соберу своих людей, которые умные. И нападу на этот дом, кто делает беспредел. Побил его, воспитал. И доведу дело до конца, чтоб успокоился, чтоб пойти работать.



Внуки барона: — Все пока-пока, женщина.


Мария КОВАЛЕВА, специальный корреспондент
— Жить по закону — это не просто кастовая привилегия, это желание каждого. Хочешь прожигать жизнь — твое дело, но будь готов, что твой табор выжгут и выгонят вон. Ромский вопрос это не решит. Тут не помогут ни баро, ни правозащитники. Беспризорники на совести ювенальной превенции, воришки — дело полиции, наркоторговцы — парафия ОБНОНА. Маргиналы есть везде, но так получилось, что из-за них ставят клеймо на всю нацию.



Другие статьи в литературном дневнике: