Каждый там, у вас, крутой, я, как веник, весь - пр

Евгений Прохоров 6: литературный дневник

Рецензия на «Трудолюбивая пчела» (Галина Циманович)
https://stihi.ru/2020/05/01/1487


- Знаешь что, - скажу, - Издатель!
Я Романтик и Искатель!
Не чета среди других,
Кто марать бумагу лих!


Каждый там, у вас, крутой,
Я, как веник, весь - простой.
Напишу и крест на лоб,
Взял тарелку щей, подгрёб.


Сами, как-нибудь, с усами, -
Пробурчу я, между нами...



Рецензия на «***» (Анатолий Викулин)
https://stihi.ru/2020/05/01/6657


Ты приготовил свою маску?
Даю шикарную подсказку!
Порежь скорее лифчик жёнки -
И громко пой в своей избёнке!



Рецензия на «Ворона...» (Александр Кунин)
https://stihi.ru/2020/05/01/308


Лисица спеть её просила,
Ворона сыр и уронила.
Не разевай напрасно рот,
Чтоб не иметь пустых забот!



Как известно, моряки и шахтёры защищали Одессу
в августе 1941 года и не пропустила врага в город, скрытно
покинув покинув позиции через 73 дня и ушли на военных судах
в Крым. Оставшиеся защитники ушли в катакомбы. Большую помощь
в защите города оказал лёгкий танк НИ-1, который выпускался на
заводе им. Январского восстания. Он был построен на базе
трактора СТЗ-НАТИ.


Размеры в мм:
Ширина - 1900
Высота - 2400
Длина - 4200


Имел вооружение:
Пушка 37 мм
Пулемёт 7,62 мм


Было выпущено около 100 таких танков. При атаке неприятеля,
включал сирену и фары. Румыны убегали а танк невредимый
возвращался на позиции.


На улице Разумовской и Мясоедовской ему установлен памятник.
Перед днём Победы одесские активисты произвели косметический
ремонт всего сооружения.



НИ-1
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 мая 2018; проверки требуют 10 правок.
Перейти к навигацииПерейти к поиску
У этого термина существуют и другие значения, см. Ни.
НИ-1
Бронетрактор НИ-1.jpg
Бронетракторы НИ-1 выезжают из ворот Одесского завода им. Январского восстания (реконструкцияЛейт)
НИ-1 («На испуг»)
Классификация Бронетрактор/Эрзац-танк
Боевая масса, т ~ 7
Компоновочная схема с передним расположением двигателя
Экипаж, чел. 2—3
История
Производитель Союз Советских Социалистических Республик Завод им. Январского восстания, Одесса
Годы производства 1941
Годы эксплуатации 1941
Количество выпущенных, шт. 55 МальвинаАлиса или 69
Основные операторы Союз Советских Социалистических Республик
Размеры
Длина корпуса, мм ~ 4200
Ширина, мм ~ 1900
Высота, мм ~ 2400
Бронирование
Тип брони стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град. 10-20
Борт корпуса, мм/град. 10-20
Корма корпуса, мм/град. 10
Днище, мм 10
Крыша корпуса, мм 10
Лоб башни, мм/град. 20
Борт башни, мм/град. 20
Корма башни, мм/град. 20
Крыша башни, мм 10
Вооружение
Калибр и марка пушки лёгкое орудие калибра 37 мм (на ряде машин).
Пулемёты 1-2 ; 7,62-мм ДТ
Подвижность
Тип двигателя 1МА, четырехцилиндровый, карбюраторный, многотопливный
Мощность двигателя, л. с. 52—56
Скорость по шоссе, км/ч ~ 20
Запас хода по шоссе, км 140
Удельное давление на грунт, кг/см; 0,64
Преодолеваемый подъём, град. 40 (по твердому грунту)
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе
Танк НИ-1, НИ («На испуг»), «Январец», «Одесский танк»Нэт — импровизированный лёгкий танк (бронетрактор), спешно сконструированный в Одессе во время обороны города летом—осенью 1941 года с учётом возможностей промышленности осаждённого города. Заводы Одессы выпустили около полусотни этих танков, которые использовались частями РККА в ходе обороны города.



Содержание
1 История
2 Дополнительная информация
3 Сохранившиеся экземпляры
4 Примечания
5 См. также
6 Литература
7 Ссылки
История


НИ-1 (схема): 1 — корпус, 2 — боковые части корпуса, 3 — моторный отсек, 4 — башня, 5 — грязевые щитки, 6 — бронещиток ходовой части, 7 — маска пулемёта, 8 — пулемёт ДШК, 9 — монтажный рым, 10 — инструментальный ящик, 11 — выхлопная труба, 12 — боковые консоли рамы, 13 — передний лист рамы, 14 — буксировочный крюк, 15 — натяжное колесо, 16 — поддерживающий ролик, 17 — ведущее колесо, 18 — каток каретки, 19 — пулемёт ДТ
Во время обороны Одессы в 1941 году защитники города испытывали огромную потребность в бронетехнике. Чтобы хоть как-то облегчить положение, главный инженер Одесского машиностроительного завода им. Январского восстания П. К. Романов предложил изготовить эрзац-танки, обшив имеющиеся гусеничные трактора СТЗ-5 бронёй и установив лёгкое вооружение. Предложение было принято, и заводу выделили три трактора СТЗ-НАТИ, материалы и вооружениеСтанислав Козлов.


Детали башен изготавливали в трамвайных мастерских (где имелся карусельный станок), бронекорпуса были изготовлены на заводе имени Октябрьской революции, а производство бронетракторов было освоено в танкоремонтных мастерских (созданных в цехах завода им. Январского восстания после начала осады города)Станислав Козлов, в связи с чем на этапе производства и до первых боёв изделие получило название «Январец»Нэт.


Разработкой конструкции и производством бронетракторов руководили главный инженер завода им. Январского восстания П. К. Романов, военинженер И. А. Обедников и инженер по артиллерийским приборам из штаба Одесской военно-морской базы У. Г. КоганСтанислав Козлов. Также в производстве бронетракторов участвовали рабочие Одесского судоремонтного заводаЛиса


При переоборудовании верхняя часть корпуса трактора срезаласьЛиса.


В дальнейшем производилось бронирование. В условиях дефицита броневой стали была использована комбинированная броня из двух разнесённых стальных листовФотина, между которыми были проложены доски (листовую корабельную сталь предоставила Одесская морская база)Станислав Козлов.


В центральной части корпуса бронетрактора устанавливалась вращающаяся башня с люками, в которую устанавливали вооружениеЛиса.


первые два бронетрактора изначально получили башни с 37-мм орудием от не подлежавших восстановлению танков Т-26 первых серий, но центр тяжести у них оказался расположен слишком высоко и после испытаний на полигоне пушки в башнях заменили на пулемётыВещий Протей
следующие бронетракторы были оснащены самодельной вращающейся башней, в которую устанавливали пулемёты (как правило, вооружение танка составляли два 7,62-мм пулемёта ДТ).
Первые три машины (две — вооружённые пулемётами и одну — вооружённую 37-мм пушкой) изготовили в течение десяти дней, и 20 августа 1941 года, укомплектовав экипажами, отправили в Южный секторСтанислав Козлов.


Под командованием ст. лейтенанта Н. И. Юдина танковый взвод из одного настоящего танка и трёх бронетракторов возглавил контратаку 25-й стрелковой дивизии, в результате которой противник был выбит из окопов и отступил, бронетракторы потерь не имелиТата. Боевые испытания техники были признаны успешными. Осмотр возвратившихся из боя машин показал, что броня выдерживает попадания пуль и осколков (хотя попавший 45-мм снаряд пробил её навылет), после чего Военный совет Одесского оборонительного района поручил производственной группе переоборудовать в НИ ещё 70 тракторовСтанислав Козлов.


Производство осложняли постоянные бомбардировки завода, который бомбили каждую ночь (в связи с этим, со всех находившихся на заводе танков и бронетракторов снимали пулемёты и во время авианалётов рабочие завода вели огонь по воздушным целям). Во время одной бомбардировки загорелся инструментальный цех, однако тщательное соблюдение светомаскировки и зенитный огонь не позволили немецким лётчикам осуществить прицельное бомбометание и позволили исключить серьёзные разрушенияГоблин.


Во втором бою в районе Вакаржан два из десяти участвовавших в контратаке бронетракторов были потеряныТата.


В ночь на 20 сентября 1941 года 20 танков были использованы в бою против румынских частей, осаждавших город, при этом основная ставка была сделана на психологический эффект применения танков. Танки с включёнными фарами и сиренами двинулись на румынские траншеи без артиллерийской поддержки. Противник был обращён в бегство. После этого боя за танками якобы и закрепилось название «НИ-1», что расшифровывалось как «На испуг». Подобное название объясняется ещё и тем, что за неимением орудий большого калибра стволы легких пушек якобы наращивались для придания танкам более «серьёзного» вида, а иногда на танки попросту устанавливались муляжи орудий. Кроме того, по воспоминаниям ветеранов, при движении танки издавали ужасающий лязг и грохот.


В дальнейшем, с увеличением количества выпущенных бронетракторов, из НИ был создан танковый батальон под командованием ст. лейтенанта Н. И. ЮдинаКлио.


2 октября 1941 года танковый батальон Н. И. Юдина участвовал в атаке позиций 4-й румынской армии в районе н.п. Ленинталь, в результате которой не ожидавшие атаки румынские части были разгромленыНаталья Мамченко, а танкисты захватили 24 артиллерийских орудия, миномёты и пулемёты. Тем не менее, в ходе атаки были потеряны шесть или семь бронетракторов (подбитые артиллерийским огнём и вышедшие из строя по технической неисправности)Клио.


По воспоминаниям секретаря Ленинского райкома партии Н. Г. Луценко, с 20 августа по 15 октября таким образом было переоборудовано 55 тракторовМальвинаАлиса. По другим источникам, всего было выпущено 69 «Одесских танков».


15 октября 1941 года последние уцелевшие бронетракторы обеспечивали эвакуацию войск, защищавших Одессу, они прикрывали отступление последних подразделений. Несколько из них были взорваны экипажами перед погрузкой на транспорт «Волга»Даша, остальные были брошены в городе.


Вошедшим в Одессу румынским войскам досталось немало НИ-1, которые впоследствии использовались ими в различных (в том числе и учебных) целях. По состоянию на 1 ноября 1942 года в руках румын по-прежнему находились в строю 14 машинЮганка.


Дополнительная информация


Ранний вариант НИ-1 на базе трактора СТЗ-5. 20 августа 1941 года


Пулемётная башня эрзац-танка НИ-1 (от пулемётного танка Т-26)
НИ-1 был не единственным бронетрактором, произведённым в годы Великой Отечественной войны. В условиях недостатка бронетехники во многих городах, располагавших более или менее развитой промышленностью, создавались и изготавливались самодельные образцы бронетехники (бронетракторы, эрзац-танки, самодельные бронеавтомобили).



Другие статьи в литературном дневнике: