Хомут несут лишь для глупцов

Евгений Прохоров 6: литературный дневник

Рецензия на «Должны забыть простые люди» (Валерий Денисов)


Хомут несут лишь для глупцов
Вся эта стая подлецов
И польза будет для немногих
От их занятий всех убогих



Рецензия на «Велосипедист» (Яна Любичева)


Посмотрите как удало
Лисапедом баба Гала
Едет утром в сельсовет
Возвращается в обед


Секретарь она Правленья
Без неё замрёт движенье
И хлопотною порою
Все полы она там моет



Рецензия на «молча слушает хмельные» (Анатолий Викулин)


Эх вы милые браточки
Добухался я до точки
Сдуру бабу утопил
Вон страдаю нету сил


Шум раздался в тьме ночной
Голос бабий за кормой
Вон плыви-ка к ней скорее
Атаман орал всё злее



Рецензия на «Привычек вредных давно я не имею» (Владимир Гельм)


Потею я ох как потею
Когда в лапту играю с нею
Не обессудьте господа
Игра до вечера одна


Такой расклад на всю неделю
Икорка с хлебом пузырёк
Казан картошки быстро мелем
И спать ложимся на бочок


Проснулся строчку настрогаю
Я воплощаю там мечту
Ох как потею как стараюсь
Потом играем мы в лапту



Рецензия на «Сказки моря - 7. 16 плюс» (Татьяна Сотикова)


Короче Дамочки танцуют
Как пень себе на них смотрю
Как говорится в хрен не дую
Ну ты попал так говорю


Мне на фиг ваши водопады
У вас всё вижу хорощо
Мне будет лучшею наградой
Одно лишь слово и ушёл


Я попрошу без всяких споров
Судьбу мне честно погадать
И даже если всё сурово
Хочу я чётко правду знать


Пока задком одна виляла
Ладонь другая приняла
Каких то пару слов сказала
Там все известные дела


Скажите всё-таки мне честно
Ну как же сложится судьба
Я сразу понял не уместно
И покатилась тут гульба



Рецензия на «Мой пыл угас. Оправился я скоро» (Яков Вортсман)


Раз ты ушла то хрен с тобою
Сберкнижку цапнув той порою
Но я не буду в неглиже
Другую спрятал в гараже


Налил в бокал и улыбаюсь
Ты прогадала дорогая
И ту что взяла точно знаю
Один привет там от Мамая



Рецензия на «Пятьдесят мне шесть сегодня» (Александр Шутов 3)


Вам творить в тот возврост малый
Чудеса под одеялом !
Чтоб цыганочку забацать,
Будто Вам обратно двадцать...



Рецензия на «Балероны» (Владимир Войтенко)


Зря ведь нас ругают знают
И проклятья посылают
Скоро вам дадим под ж....
Погоди тогда Европа



Рецензия на «Без руля и без ветрил» (Пенсионарий)


Детки в мир скорей летают
Там им крылья обрезают
И домой они ползут
Вспоминая свой уют


Папа мама мать ятие
Нас простите дорогие



Рецензия на «СМИ» (Косолаповскиий)


Каналы эти чётко врут
Что хорошо с тобой нам тут
Но знает каждый их подлец
На самом деле нам капец



Рецензия на «Гаишник на посту» (Щербина Борода)


За кустом сказал гаишник
Пара соток нам не лишних
Жинке новые серёжки
Ну а мне бухнуть хоть трошки



Рецензия на «Весна стихоплётов - шутка» (Нонна Рыбалко)


Каждый хочет Фе своё
Показать что не ворьё
И сказать что он Творец
А не дятел и скворец



Рецензия на «Страстный поцелуй» (Олечка Макарова)


Ты целуй меня целуй
Но не сильно и балуй
Ты такой смотрю милашка
Что бегут по мне мурашки



Рецензия на «У нас уже лето на носу» (Владимир Сологубов)


Я лежу себе лежу
Где дружок Тебя я жду
Задержался на часочек
У меня уже нет мочи




Собор Святого Павла



В Одессе находится много религиозных учреждений и общин. Уважительное отношение одесситов к любым верованиям и обычаям, оставило значительный след в культурном наследии города. У нас появились храмы, синагоги и мечети. Большинство из них считаются настоящим достоянием Южной пальмиры. Один из таких архитектурных памятников — лютеранский кафедральный собор Святого Павла Немецкой Церкви Украины. Как появилась кирха на карте Одессы и кто её строил ?



С целью привлечь в Российскую империю иностранных подданных, 22 июля 1763 года Екатерина II издала манифест «О даруемых иностранным переселенцам авантажах и привилегиях». Согласно этому документу, правительство России гарантировало каждому эмигранту льготы и привилегии. Прибывшим иностранцам предлагалось выбрать место проживания по своему усмотрению. Они освобождались от налогов сроком от 5 до 30 лет. Также могли торговать и вывозить товары за границу беспошлинно. А для переезда малоимущих иностранцев, Российское правительство выдавало им беспроцентную суду сроком на 10 лет. Каждому переселенцу гарантировалась свобода вероисповедания и освобождение от воинской повинности. Это обещание и стало главным «пряником», который привлек большое количество беженцев из немецких земель, которые в тот момент тонули в кровавых междоусобицах.


Большое количество мигрантов осели и в Одессе. Так, в 1803 году, недалеко от города, была основана первая немецкая колония — Гросслибенталь. А через год, градоначальник Ришелье, назначает первого лютеранского пастора. Однако, своей церкви у одесских лютеран по-прежнему не было, и все литургии велись в арендованном помещении. Поэтому, в 1811 году, немецкая община подала городским властям прошение на строительство собственного храма. По причине изнурительных войн с Францией и Турцией, его удовлетворяют только в 1823 году. Под строительство храма был выделен земельный участок.



Закладка здания церкви состоялась 28 апреля 1824 года. Архитектором был назначен Франц Боффо, который построил Потёмкинскую лестницу.Но в июне 1824 года произошло обрушение колокольни и десяти колон фасадной стороны. После такого провала, архитектором назначили одесского архитектора — Георгия Торичелли.


9 октября 1827 года прошла церемония освещения построенной церкви. Окрестили ее именем Святого Павла. С этого момента начинается благоустройство храма: вокруг здания возвели ограду, высадили деревья и кустарники. В церкви устанавливают орган и два новых колокола. А в 1866 году, кирха уже была оборудована газовым освещением.



К концу 19 века, здание кирхи Святого Павла сильно обветшало и стало тесным, так как численность немецкой общины возросла до 10 тысяч человек. Поэтому, церковный совет объявляет конкурс на лучший проект реконструкции кирхи.


Реконструкцию церкви осуществляли с 1895 года по 1897 год. Это было строительство новой церкви. В отличии от прежнего здания построенного в строгом классическом стиле, в новой кирхе были использованы черты готического и романского стилей. А общая вместимость здания была расчитана на 1200 человек. Кроме того, новая Лютеранская церковь стала самым высоким сооружением Одессы того времени — 50 метров. Верхушку ее башни можно было увидеть почти из любого уголка города. Это сооружение внесли во многие морские лоции, как один из ориентиров для навигации.



Самыми сложными оказались времена советской власти. В октябре 1921 года большевики изымают у церкви специальные метрические книги, в которых велись записи о рождении, бракосочетаниях и смерти прихожан. А под предлогом борьбы с голодом, 3 мая 1922 года из кирхи вывозятся все церковные ценности.


Самые тяжелые потери, кирха несет во времена сталинских репрессий. В 1931 году в Соловецких лагерях умирает викарий одесской лютеранской церкви Фридрих Мерц. В 1937 году, церковь теряет последнего пастора довоенного периода Карла Фогеля — его арестовывают, обвиняют в шпионаже и приговаривают к расстрелу. В октябре 1941 года под расстрел отдают Теофила Рихтера — церковного регента и виртуоза органной игры, отца выдающегося советского пианиста ХХ столетия Святослава Рихтера.


Когда Одесса была оккупирована Румынскими войсками, кирха возобновила свою деятельность и вела небольшие литургии.



В послевоенное время здание кирхи выделили под нужды Института связи имени Александра Попова. Начинается самый унизительный период жизни церкви. В центре храма установили ринг, хоры оборудовали для занятия велосипедным спортом и гимнастикой.На месте апсиды (алтаря) установили туалеты и душевые для спортсменов. Рядом пристроили прачечную, сточные воды которой, размывали фундамент здания кирхи. В начале 1960-х здание решили снести, чтобы построить общежитие для института связи. Однако, благодаря вмешательству творческой интеллигенции Одессы, кирху удалось защитить. Начались работы по ремонту и реконструкции здания, которые осуществлялись за счет благотворительности. Ночью 9 мая 1976 года, храм загорелся. Пожар был настолько интенсивным, что от церкви осталась лишь каменная кладка. Причина возгорания так и не была установлена, поэтому многие одесситы до сих пор считают, что поджог был умышленным — слишком «лакомый кусок» под застройку, чтобы отдавать его на духовные нужды людей.



После пожара кирха превратилась в заброшенное строение, его заселили лица без определенного места жительства, наркоманы и прочие сомнительные элементы общества. Ситуация в корне изменилась в 1992 году, когда Синод лютеранской церкви выбрал Одессу как центр украинской Епархии и церковь Святого Павла в качестве кафедрального храма Епархии. И уже в 1993 году городские власти дали свое согласие на передачу руин кирхи в собственность лютеранской общины города.


Среди гостей и членов лютеранской общины Одессы, начался сбор средств на реконструкцию. Помогала в этом и Лютеранская община Баварии. Всего на реконструкцию было собрано 6,5 миллионов евро. Это позволило не только качественно отремонтировать церковь, но и оборудовать колокольную звонницу на 4 колокола.



В Лютеранской церкви Святого Павла есть большая икона Богоматери, кормящей младенца Иисуса. По словам служителя алтаря кирхи Натальи Яниной, эту икону церкви подарила женщина, в доме которой произошел пожар. Этой женщине удалось вынести икону из горящего дома. Однако, при пожаре сильно пострадала ее дочь. Девочку удалось вывезти на лечение в Германию, где ее здоровье удалось полностью восстановить. В благодарность за то, женщина подарила спасенную икону немецкой общине и, в частности, кирхе. Не смотря на то, что в качестве церковной атрибутики, иконы в Лютеранстве не приняты, ее все же оставили и повесили в храме. Сейчас она висит в отдельном углу. Перед иконой стоит специальная подставка для свечей и каждый желающий может поставить свечку и помолиться.


Несмотря на свою двухвековую трагическую историю, одесская Кирха Святого Павла по-прежнему ведет службы и помогает нуждающимся. А по воскресеньям, даже дает органные концерты, которыми может насладиться любой желающий.



Использованные материалы:
Одесский сайт
Из газеты Одесская жизнь



Другие статьи в литературном дневнике: