Хомут несут лишь для глупцовРецензия на «Должны забыть простые люди» (Валерий Денисов) Хомут несут лишь для глупцов
Посмотрите как удало Секретарь она Правленья
Эх вы милые браточки Шум раздался в тьме ночной
Потею я ох как потею Такой расклад на всю неделю Проснулся строчку настрогаю
Короче Дамочки танцуют Мне на фиг ваши водопады Я попрошу без всяких споров Пока задком одна виляла Скажите всё-таки мне честно
Раз ты ушла то хрен с тобою Налил в бокал и улыбаюсь
Вам творить в тот возврост малый
Зря ведь нас ругают знают
Детки в мир скорей летают Папа мама мать ятие
Каналы эти чётко врут
За кустом сказал гаишник
Каждый хочет Фе своё
Ты целуй меня целуй
Я лежу себе лежу
С целью привлечь в Российскую империю иностранных подданных, 22 июля 1763 года Екатерина II издала манифест «О даруемых иностранным переселенцам авантажах и привилегиях». Согласно этому документу, правительство России гарантировало каждому эмигранту льготы и привилегии. Прибывшим иностранцам предлагалось выбрать место проживания по своему усмотрению. Они освобождались от налогов сроком от 5 до 30 лет. Также могли торговать и вывозить товары за границу беспошлинно. А для переезда малоимущих иностранцев, Российское правительство выдавало им беспроцентную суду сроком на 10 лет. Каждому переселенцу гарантировалась свобода вероисповедания и освобождение от воинской повинности. Это обещание и стало главным «пряником», который привлек большое количество беженцев из немецких земель, которые в тот момент тонули в кровавых междоусобицах. Большое количество мигрантов осели и в Одессе. Так, в 1803 году, недалеко от города, была основана первая немецкая колония — Гросслибенталь. А через год, градоначальник Ришелье, назначает первого лютеранского пастора. Однако, своей церкви у одесских лютеран по-прежнему не было, и все литургии велись в арендованном помещении. Поэтому, в 1811 году, немецкая община подала городским властям прошение на строительство собственного храма. По причине изнурительных войн с Францией и Турцией, его удовлетворяют только в 1823 году. Под строительство храма был выделен земельный участок.
9 октября 1827 года прошла церемония освещения построенной церкви. Окрестили ее именем Святого Павла. С этого момента начинается благоустройство храма: вокруг здания возвели ограду, высадили деревья и кустарники. В церкви устанавливают орган и два новых колокола. А в 1866 году, кирха уже была оборудована газовым освещением. К концу 19 века, здание кирхи Святого Павла сильно обветшало и стало тесным, так как численность немецкой общины возросла до 10 тысяч человек. Поэтому, церковный совет объявляет конкурс на лучший проект реконструкции кирхи. Реконструкцию церкви осуществляли с 1895 года по 1897 год. Это было строительство новой церкви. В отличии от прежнего здания построенного в строгом классическом стиле, в новой кирхе были использованы черты готического и романского стилей. А общая вместимость здания была расчитана на 1200 человек. Кроме того, новая Лютеранская церковь стала самым высоким сооружением Одессы того времени — 50 метров. Верхушку ее башни можно было увидеть почти из любого уголка города. Это сооружение внесли во многие морские лоции, как один из ориентиров для навигации. Самыми сложными оказались времена советской власти. В октябре 1921 года большевики изымают у церкви специальные метрические книги, в которых велись записи о рождении, бракосочетаниях и смерти прихожан. А под предлогом борьбы с голодом, 3 мая 1922 года из кирхи вывозятся все церковные ценности. Самые тяжелые потери, кирха несет во времена сталинских репрессий. В 1931 году в Соловецких лагерях умирает викарий одесской лютеранской церкви Фридрих Мерц. В 1937 году, церковь теряет последнего пастора довоенного периода Карла Фогеля — его арестовывают, обвиняют в шпионаже и приговаривают к расстрелу. В октябре 1941 года под расстрел отдают Теофила Рихтера — церковного регента и виртуоза органной игры, отца выдающегося советского пианиста ХХ столетия Святослава Рихтера. Когда Одесса была оккупирована Румынскими войсками, кирха возобновила свою деятельность и вела небольшие литургии. В послевоенное время здание кирхи выделили под нужды Института связи имени Александра Попова. Начинается самый унизительный период жизни церкви. В центре храма установили ринг, хоры оборудовали для занятия велосипедным спортом и гимнастикой.На месте апсиды (алтаря) установили туалеты и душевые для спортсменов. Рядом пристроили прачечную, сточные воды которой, размывали фундамент здания кирхи. В начале 1960-х здание решили снести, чтобы построить общежитие для института связи. Однако, благодаря вмешательству творческой интеллигенции Одессы, кирху удалось защитить. Начались работы по ремонту и реконструкции здания, которые осуществлялись за счет благотворительности. Ночью 9 мая 1976 года, храм загорелся. Пожар был настолько интенсивным, что от церкви осталась лишь каменная кладка. Причина возгорания так и не была установлена, поэтому многие одесситы до сих пор считают, что поджог был умышленным — слишком «лакомый кусок» под застройку, чтобы отдавать его на духовные нужды людей.
Среди гостей и членов лютеранской общины Одессы, начался сбор средств на реконструкцию. Помогала в этом и Лютеранская община Баварии. Всего на реконструкцию было собрано 6,5 миллионов евро. Это позволило не только качественно отремонтировать церковь, но и оборудовать колокольную звонницу на 4 колокола.
Несмотря на свою двухвековую трагическую историю, одесская Кирха Святого Павла по-прежнему ведет службы и помогает нуждающимся. А по воскресеньям, даже дает органные концерты, которыми может насладиться любой желающий.
© Copyright: Евгений Прохоров 6, 2018.
Другие статьи в литературном дневнике:
|