Paradiso

Игорь Грей Балацкий: литературный дневник

"PARADISO", XXXI, 108


***


Диодор Сицилийский приводит рассказ о разъятом на части и разбросанном по миру Боге; любой из нас, идя в сумерках или перебирая старые даты, хоть раз в жизни чувствовал, что утратил бесконечно дорогое.


Люди утратили один-единственный и ничем на земле не восполнимый лик. Кто бы теперь не хотел быть на месте того паломника (воображая себя уже в эмпиреях, под Розой), который увидел в Риме плат Вероники и простодушно прошептал: "Иисусе Христе, Боже мой, Боже истинный, вот, значит, какой Ты был"?


У дороги воздвигнут каменный лик, под ним - надпись, гласящая: "Истинный образ Пресвятого Лика Господа нашего в Хаэне". Узнай мы взаправду, каким он был, мы обрели бы ключ всех загадок и поняли, как сын плотника может стать Сыном Божиим.


Апостолу Павлу этот лик виделся сокрушительным светом; Иоанну - солнцем, воссиявшим во всю мощь; Святой Тересе - и много раз - в облаке безмятежного сияния, но она так и не смогла разглядеть цвет глаз.


Черты теряются, как теряется в памяти магическое число, составленное из обычных цифр, как навсегда теряется узор, на миг сложившийся в калейдоскопе. Позже мы его, возможно, видим, но уже не узнаём. Профиль еврея, встреченного сейчас в подземке, мог принадлежать Спасителю; руки, совавшие из кассы сдачу, - те же, которые римский солдат пригвождал к кресту.


Может быть, черты распятого подстерегают в любом зеркале. Может быть, лицо исчезло, стерлось, чтобы Бог стал каждым. Кто знает, не увидим ли мы его этой ночью в лабиринтах сна, чтобы снова не узнать наутро?


* Рай (итал.)


Хорхе Луис Борхес
Из книги "Создатель"



Другие статьи в литературном дневнике: