Ричард III в театре Моссовета, Домогаров - гений

Гусарова Татьяна: литературный дневник

В конце этого спектакля над сценой на кровавом фоне появляется чёрными буквами: Cogoulte me lie. Захлопали при этом только понимающие по-латыни, каковых в зале оказалось горстка.


На спектакль «Ричард III» в Театр Моссовета я я шла с особым ожиданием, ведь главную роль в ней играет Александр Домогаров, увидев которого ранее в спектакле «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда" была потрясена мастерством: буквально за секунды он на глазах зрителей превращался из злодей в гения и наоборот с таким мастерством, что мороз по коже. Прошло много лет, но я помню тот спектакль именно из-за прекрасной игры Домогарова, после этого записала его для себя в великие актёры.


Однако он из тех «поцелованных Богом артистов, у которого не было той счастливой возможности развернуться, какая была предоставлена, к примеру, Смоктуновскому, Солоницыну или Кайдановскому, не было подходящего литературного материала. (Перефразируя Моэма, такому актёру нужно только одно – произведение, где он может себя показать. Дайте ему его, и он сделает всё остальное.)


Видимо, сознавая это, Домогаров попросил модного режиссёра Нину Чусову поставить именно под него пьесу Шекспира, и именно пьесу «Ричард III». Он болел, по его признанию, этой ролью несколько лет.


Спектакль «Ричард III» в театре Моссовета получился мощным, артист играет, как принято говорить, на разрыв аорты.


Режиссер Нина Чусова размышляет в своей постановке о природе жестокости главного героя шекспировской пьесы, не оправдывая его, но подходя максимально объективно. Это спектакль-размышление о жажде власти, самой сильной из всех человеческих страстей. Ричард III в исполнении Александра Домогарова вполне понимает глубину пучины, куда вторгла его эта страсть, неистребимая.


Как известно, все наши проблемы – из детства, и артисту удалось передать весь трагизм, весь ужас деяний, совершённых человеком, никем не любимым и не приласканным с рождения. А разве виноват он в своём физическом уродстве! Ричард ищет общения, но его все отвергают, он одинок.


«Ну что ж, я вам всем докажу!» – как часто эта мысль и эта цель приводят не только к хорошим результатам. Вот он, старт пути к уродству моральному.
Спектакль начинается с игры главного героя на пианино, так же искусно он будет играть и судьбами близких. Герой в исполнении Домогарова умен, коварен, жесток, при этом он вызывает острую жалость к себе на протяжении всего действа. Как и в «Странной истории...», снова мороз по коже от того, как живёт на сцене великий актёр.


Чего не скажешь, увы, о Екатерине Гусевой. Она играла хорошо, даже очень хорошо, но не проняло, увы... На мой взгляд, ей не удалось передать степень трагизма образа Королевы Елизаветы, хотя, казалось бы, мать двоих сыновей, играющая мать, потерявшую двоих юных сыновей и осознающая опасность вот-вот потерять дочь, должна заставить зал рыдать. Не случилось.


Это навело на размышление, а кто бы мог сыграть эту роль так, чтобы заставить зал содрогнуться. Есть ли у нас в России сейчас актрисы трагических ролей типа Стрепетовой. Тарасовой, Борисовой... Подумала, может, Оксана Фандера смогла бы... Больше никто на ум не пришёл, но, надо признаться, я мало смотрю фильмов и сериалов, может, таковая и сыщется.


Замечательно играли Валерий Ярёменко, Дарья Емельянова, Сергей Виноградов и все-все-все. Великолепна Ольга Остроумова в роли Герцогини Йоркской. Несмотря на то что шекспировские хитросплетения в части родства героев довольно сложны, постановка Чусовой столь филигранна, что вполне разбираешься, кто есть who.
Музыка, костюмы, свет, декорации, хореография, грим – всё на «отлично», всё подчинено одной задаче. Это тот спектакль, который никого не оставит равнодушным.


Шекспир – гений гениев. Написанная более 400 лет назад пьеса актуальна как никогда. В её героях узнаются живущие и действующие ныне лица, и, конечно же, текущая ситуация.


Ну а что же было написано по-латыни?» – поинтересуетесь вы.
Девиз Ричарда III: «Верность меня обязывает".



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 06.02.2023. Ричард III в театре Моссовета, Домогаров - гений