Поездка в Обитель к старообрядцам2015 год был для меня годом крутых поворотов. Предки мои по маминой линии, не принявшие церковной реформы 1654-1667 гг. патриарха-реформатора Никона и не пожелавшие расстаться с прежними обычаями, освященными памятью предков, были изгнаны в конце 17-го века из Новогорода и поселились недалеко от нынешнего г. Новосокольники Псковской области (тогда это были польские земли), в деревне Обитель. Много лет я мечтала побывать на месте этого поселения, которого уже нет на карте. Деревня старообрядцев Обитель в Новосокольническом районе Псковской области была одним из крупнейших центров старообрядчества. Представьте себе – около 6 тыс. человек проживало здесь в 18 веке! –Так в чем проблема, - удивитесь вы, - села да поехала. Всего-то 400 км от Москвы. Близок локоток, да не укусишь. Староверы всегда селились в труднопроходимых местах, коими они и сейчас остаются. От ближайшей к Обители деревни нужно идти пешком или ехать на вездеходе. Но ведь еще и надо знать, куда идти. Благо, живет в г. Новосокольники замечательный человек, Юрий Николаевич Алексеев, краевед, которого мы нашли через интернет и который согласился сопровождать нас. Ранним сентябрьским утром мы сошли с поезда в Новосокольниках и разместились у друзей: Тамары и Саши Гавриловых. Договорились с Юрием Николаевичем, что в десять утра на его мощном УАЗе выезжаем, но не тут-то было. Незадолго до назначенного времени Юрий позвонил, мол, мотор не заводится. - Не хотят предки пускать нас к себе, - вынесла вердикт моя сестра Валентина, очень верующий человек. - Возьмем такси, а там пешочком пройдемся, - предложила я. Увы… Таксисты не знали, где находится последняя деревня, от которой можно добраться до нашего родового гнезда. Снова звонок от Юрия с радостной вестью - выезжаем через два часа. Эти два часа мы решили не тратить зря и пошли в близлежащий лесочек по грибы. Тьма-тьмущая их – и все червивые! Представьте себе стройные ряды могил, с оградками, памятниками, цветами, все как положено. Смотрит на тебя с фотографии красивая собачья морда, а внизу бронзовая надпись - «Тузик». И годы жизни. Очередным звонком Юрий известил нас о готовности ехать. - Не пускают, ой, не пускают… - покачала головой Валентина. Но я переоделась в чужие сухие вещи – и в путь. Первые десять километров мы ехали по асфальтированной, потом грунтовой дороге. - Удивительны отношения среди этих людей, приехавших сюда из Москвы, Санкт-Петербурга и других краев. Друг к другу обращаются только по полному имени, никаких там «Мишка», «Сашка» - только «Михаил» и «Александр». На всякое доброе дело – не просто «спасибо», а по-староверскому «Спаси Господи!» Эти его слов стали ответом на мой вопрос, почему я терпеть не могу, когда обращаются ко мне «Тань» или меня называют «Танькой». Вот они, гены с хромосомами! И ведь действительно, в маминой семье называли друг друга в основном полными именами: Степан, Володя… К нашей двоюродной сестре сызмальства обращаются «Мария». Но вот началась непролазная колея, и машина застряла в глубокой яме. Подумалось: надолго. Чем могут помочь Юрию две слабые немолодые женщины!? И связь с внешним миром нет. Зато подосиновики стаями рвутся под ноги. Сестра стала истово молиться, а я просто обратилась к духу предков со словами, что поездка наша – это не праздное любопытство, а желание поклониться их праху. И вот мы на месте. Вмиг стало понятно, что такое звенящая тишина. Неописуемая красота среднерусской природы. Бездонное голубое небо. Возникло острое желание упасть в высокую траву и дышать, дышать этим воздухом, густо напоённым травами (пучок бессмертника я потом привезла домой и положила у иконы, которой бабушка благословляла при замужестве маму). Взбираемся на высокий холм, где располагалась деревня моих предков с прекраснвым названием - Обитель. Подходим к Поклонному кресту. Долго молчим. Осматриваемся. Ни следа от Обители не осталось. В полукилометре – огромное древнее старообрядческое кладбище, заросшее иван-чаем. И много-много каменных памятников и просто камней, отмечающих места погребения. Юрий показал нам несколько памятников, относящихся к концу 17-го – началу 18-го веков! На надгробных камнях выбиты восьмиконечные кресты, они древлеправославные. На некоторых еще можно прочесть и надписи: Особо древние надгробия обложены по периметру камнями. Иногда встречается кладка в два, а то и в три камня. Из-за этого могилы напоминают фундаменты заброшенных домов. - Это очень уважаемый человек, из Питера, - пояснил Юрий, - завещал похоронить себя именно здесь. А вот оградка, в которой несколько памятников людям с фамилией Абрамовы. Мы восприняли это как добрый знак: наша бабушка тоже была Абрамова и не сменила фамилию даже при замужестве. (Жизнь порой выделывает такие кренделя! Моя племянница, выйдя во второй раз замуж, стала Абрамовой!). Случайно раздавили подосиновик (их здесь хоть косой коси) – не червивый. Белый, жирный, червивый, словно масляный… Назад из Обители доехали на удивление легко, правда, сестра не отрывалась от Молитвослова. А я дала себе обещание написать про поездку в Обитель братьям Ананьевым. P.S. Свой нательный крестик, привлекшего меня необычным дизайном, я ношу много десятилетий. Когда я его покупала на выставке, мне сказали, что сделан он по древним эскизам. Так вот, при написании этой статьи я стала разбираться, что такое древлеправославный крест. Оказалаось, что мой таковым и является...
© Copyright: Гусарова Татьяна, 2016.
Другие статьи в литературном дневнике:
|