О выставке Анатолия Зверева

Гусарова Татьяна: литературный дневник

Вопрос «идти или не идти» на эту выставку для любителей живописи стоять не должен. Ясен пень – идти. А для просто любопытствующих или не очень искушённых?


Тем потенциальным зрителям, кто не знаком с этим явлением - Анатолий Зверев, советовала бы прежде хоть немного почитать о гениальном художнике. Во–первых, потому что не все приемлют авангардизм. А во-вторых, на выставке информация о его жизни и творчестве отсутствует в привычном для нас виде – на стенах или стендах. Однако её можно почерпнуть в прекрасно изданном буклете: о том, что выставка организована в преддверие открытия музея А. Зверева, о самом авторе, о трагедии в Баковке ... Кроме того, в зале присутствуют консультанты, готовые ответить на наши вопросы. Меня, например, прочитавшую о Звереве и его творчестве всё что можно, очень интересовал не найденный в публикациях вопрос о судьбе детей художника и их (не)причастности к такому большому событию.


Что вы увидите?


В двух залах – работы 1955-60 годов: портреты, пейзажи, анималистика, супрематика, «ню» … Они точечно освещены. Расположены по всему пространству помещения, очень удобно смотреть.


В одном из залов огромный экран, на котором демонстрируется мультимедийная композиция, которую я бы назвала «Вселенной Зверева». Из его рисунков соткана необъятная, цветная, яркая картина Мира (авторам идеи и воплотившим её художникам – низкий поклон!). Усыпано бесчисленными звездами небо, и звезды эти постепенно превращаются в бесчисленные же картины. Завораживающее зрелище.
В центре одного видеоряда – автопортрет, на голове Зверева повязка, переходящая в ангельское крыло. Вся драма художника – в этом портрете. Щемит сердце. Правду говорят: по зверевским портретам можно прочесть не только характер, но и судьбу человека.


В другом зале проектор поменьше. Одна за одной одним выплывают ожившие картины, расширяются до предела, поражая каждой каплей краски, каждой чёрточкой.
В глубине зала демонстрируются три фильма о художнике, в т. ч. интервью с Аликой Костаки, безвозмездно передавшей эти ранее широко не выставлявшиеся работы в дар будущему музею.

Отдельный зал уставлен столиками, на которых лежат альбомы, специально изданные в рамках проекта, в т. ч. альбомы иллюстраций к произведениям Гоголя, Андерсена, Апулея. Их с удовольствием рассматривают, многие затем покупают. Рисунки к «Золотому Ослу» на момент нашего пребывания закончились. Оно и понятно – апулеевская сочная эротика подкреплена игривой кистью (точнее, кисточкой) Анатолия Тимофеевича.
Т.о., сбылась мечта одного из друзей художника: «Я мечтаю о том дне, когда в России будет издан альбом графики Зверева».


В книге отзывов не только впечатления от увиденного, но и предложения помощи будущему музею. Люди спрашивают: «Чем помочь?» - и оставляют номера своих телефонов. Потому что, цитирую одного из посетителей, «Его свобода! Где-то очень глубоко в нас сидит. Только очень глубоко. А он смог!»


Постскриптум. Билет для пенсионеров стоит 20 (Двадцать!) рублей. Студентам вход свободный. Я, как безльготница, отдала 250 р. С огромным удовольствием!





Другие статьи в литературном дневнике:

  • 10.02.2014. О выставке Анатолия Зверева