Пометка к Спартанцу

Анатолий Кузнецов-Маянский: литературный дневник

В переутомлении от страстных споров политических ток-шоу,что посматривал в течении недели,вспомнилась крылатая фраза царя Агиса -"Спартанцы не спрашивают, сколько их, они спрашивают, где они.» ..
И построился первый катрен,который встал в фалангу стихотворения,правда,как крайний.
Всё требовало быть в настоящем времени.А посему появились лыжи,уральская тайга. И - клирос - здесь мелькнул образ Суворова,воскликнувшего после опалы -"Служил за дьяка, пел басом, а теперь поеду петь Марсом". ...он ревностно посещал службы, пел на клиросе.
Засомневался в словечке "взъерошенно".Но обратившись к Плутарху и древним нашёл - "Ксенофонт (Лаконская полития, 11,3) сообщает, что мужчинам, достигшим совершеннолетия, позволялось носить длинные волосы. Считалось, что это делает их более высокими, величественными и устрашающими. Согласно другой версии, длинные волосы делали привлекательных мужчин более красивыми, а уродливых — еще более страшными (Плутарх, Лисандр, I, 2; Моралии, 189 Е, 228 F). В древности существовала легенда. В ней говорилось, что лакедемонянам законодательство впервые разрешило отращивать длинные волосы, в противоположность прежней практике, после «битвы лучших» (Геродот, 1, 82, 8).

Согласно Аристотелю (Риторика, 1, 9, 26), лакедемоняне считали длинные волосы признаком благородства. Это был признак свободных людей, поскольку рабам было невозможно выполнять свои обязанности, имея длинную прическу. На самом деле лакедемоняне носили длинные волосы потому, что в эпоху архаики длинные волосы были признаком принадлежности к аристократии. Сохранение этой традиции было симптомом возрастающего консерватизма лaкeдeмoнcкoгo общества, который начат проявляться с середины VI в. до н.э. За пределами Лакедемона длинные волосы превратились в знак симпатий к спартанцам."- и понял,что приемлемо.
Вещь запросилась назваться Спартанцем,хотя предполагалось вначале многозначительное "Всегда..." В смысле - Готовы!
Получился некоторый внутренно звучащий поэтический Глоссарий.Я об этом ещё порассуждаю как-нибудь.



Другие статьи в литературном дневнике: