Арсений Тарковский Дерево Жанны Мне говорят, а я у

Черонова Галина: литературный дневник

Арсений Тарковский «Дерево Жанны»


Мне говорят, а я уже не слышу,
Что говорят. Моя душа к себе
Прислушивается, как Жанна Д'Арк.
Какие голоса тогда поют!


И управлять я научился ими:
То флейты вызываю, то фаготы,
То арфы. Иногда я просыпаюсь,
А всё уже давным-давно звучит,
И кажется - финал не за горами.


Привет тебе, высокий ствол и ветви
Упругие, с листвой зелёно-ржавой,
Таинственное дерево, откуда
Ко мне слетает птица первой ноты.


Но стоит взяться мне за карандаш,
Чтоб записать словами гул литавров,
Охотничьи сигналы духовых,
Весенние размытые порывы
Смычков, - я понимаю, что со мной:
Душа к губам прикладывает палец -
Молчи! Молчи!
И всё, чем смерть жива
И жизнь сложна, приобретает новый,
Прозрачный, очевидный, как стекло,
Внезапный смысл. И я молчу, но я
Весь без остатка, весь как есть - в раструбе
Воронки, полной утреннего шума.
Вот почему, когда мы умираем,
Оказывается, что ни полслова
Не написали о себе самих,
И то, что прежде нам казалось нами,
Идёт по кругу
Спокойно, отчуждённо, вне сравнений
И нас уже в себе не заключает.


Ах, Жанна, Жанна, маленькая Жанна!
Пусть коронован твой король, - какая
Заслуга в том? Шумит волшебный дуб,
И что-то голос говорит, а ты
Огнём горишь в рубахе не по росту.


Станислав Лем:


К этой экранизации у меня принципиальные возражения.


Во-первых, я хотел бы увидеть планету Солярис, но, к сожалению, режиссер не предоставил мне такой возможности, поскольку делал камерное произведение. А во-вторых (и это я сказал Тарковскому во время одной из ссор), он снял совсем не Солярис, а "Преступление и наказание". Ведь из фильма следует лишь то, что этот паскудный Кельвин доводит Хари до самоубийства, а потом его за это мучают угрызения совести, вдобавок усиливаемые её новым появлением; к тому же это появление сопровождается странными и непонятными обстоятельствами. Этот феномен очередных появлений Хари был для меня воплощением некоторой концепции, которую можно выводить чуть ли не от самого Канта. Ведь это "Ding an sich", Непостижимое, Вещь в Себе, Другая Сторона, на которую нельзя перебраться. При том, однако, что в моей прозе это было проявлено и соркестрировано совершенно иначе; Однако должен вас предостеречь, что всего фильма я не видел, кроме двадцати минут второй части, но я хорошо знаю сценарий.



Арсений Тарковский:
"
Главный смысл <…> фильма я вижу в его нравственной проблематике. Проникновение в сокровенные тайны природы должно находиться в неразрывной связи с прогрессом нравственным. Сделав шаг на новую ступень познания, необходимо другую ногу поставить на новую нравственную ступень. Я хотел доказать своей картиной, что проблема нравственной стойкости, нравственной чистоты пронизывает всё наше существование, проявляясь даже в таких областях, которые на первый взгляд не связаны с моралью, например, таких как проникновение в космос, изучение объективного мира и так далее."



Он дал ученым зеркало, в котором отразилось их человеческое - к ученым на станции стали приходить "гости".


Разумный океан материализовал самые потаённые страхи и трагедии людей.


Он дал им возможность решать научные проблемы, опираясь на свое человеческое, или отказавшись от него.


И команда исследовательской станции реализовала свой выбор по-разному.


Солнце тем временем отмечает свой 4 590 000 000 день рождения. Что для него все наши горести, печали, жизненные напасти, невзгоды, радости, воодушевления, прозрения?



«Солярис», так это личность самого автора. Андрей Арсеньевич сугубо верующий человек, которые кроме того и любил Россию. Поэтому в каждом кадре его картин есть неповторимый русский дух, будь то пруд, шелест листьев или даже репродукция Брейгеля на стене космической библиотеки. Мне кажется именно это и заставляет вдвойне любить и уважать его работы


http://eot56.livejournal.com/123818.html


Гость – не есть тот человек, которого мы знали на Земле. Это продукт Океана, состоящий из каких-то там вещества, я не помню, что по сути делает гостя бессмертным. И жив этот гость благодаря биополю Соляриса.
! Стыд – вот что спасет человечество!»


"Солярис должен был стать моделью встречи человечества на его дороге к звездам с явлением неизвестным и непонятным". Станислав Лем


"Я хотел доказать своей картиной, что проблема нравственной стойкости, нравственной чистоты пронизывает все наше существование, проявляясь даже в таких областях, которые на первый взгляд не связаны с моралью, например, таких как проникновение в космос, изучение объективного мира и т.д". Андрей Тарковский


Ресурсы:
Книга С. Лема "Солярис" (Озон.ру)
Фильм А. Тарковского "Солярис" (Озон.ру)
Интервью Д. Клуни - http://kinoafisha.msk.ru/news/n19639.shtml
Категория: Мои статьи | Добавил: kino (2006-09-09) | Автор: Усувалиев Султан




Другие статьи в литературном дневнике: