День Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Надия Медведовская: литературный дневник


Согласно легенде, святая София и ее дочери жили в Италии во II веке. Несмотря на то что христиане в стране подвергались гонениям, женщина открыто исповедовала христианство и воспитывала любовь к Богу в своих детях, которых назвала Пистис, Эльпис и Агапэ. В переводе с греческого это означает вера, надежда и любовь — три главные христианские добродетели.


Когда старшей, Вере, исполнилось 12 лет, а Надежде и Любови — 10 и девять лет, о приверженности семьи христианству узнал император Адриан. Он приказал привезти сестер и их мать к нему в Рим. Вызывая девочек по очереди, он убеждал их отречься от Христа, принять язычество и принести жертву Артемиде, но неизменно получал отказ.


Тогда император велел подвергнуть сестер пыткам и заставил Софию наблюдать за страданиями дочерей. Однако женщина продолжала поддерживать Веру, Надежду и Любовь в их стремлении к Богу и сама не отступила от своих убеждений, хотя увиденное причиняло ей сильную душевную боль.



В итоге все три девочки были казнены, но император позволил Софии забрать их тела. Женщина похоронила своих детей за городскими стенами и два дня сидела на их могилах, а на третьи сутки тихо скончалась сама. Верующие погребли ее рядом с дочерями.


Впоследствии Веру, Надежду, Любовь и Софию стали почитать как святых мучениц. Их первые жития относятся к VII–VIII векам. Они были написаны на множестве языков: латинском, греческом, армянском, болгарском и других. При попытке перевода греческого текста о святых на славянский язык Пистис, Эльпис и Агапэ трансформировались в привычные русскому слуху Веру, Надежду и Любовь.


История святых Веры, Надежды, Любови и Софии во многом легендарна. Так, нет точных свидетельств того, что она действительно произошла, а некоторые исследователи указывают на минимум две группы одноименных мучениц, похороненных в разных местах.


Тем не менее житие святых сестер и их матери имеет глубокое богословское значение. Оно служит своеобразным свидетельством того, что слабость тела не препятствует проявлению истинной силы духа и настоящего мужества. Люди, в которых крепка вера, смогут с честью принять любое испытание, не сбившись с пути.


Кроме того, вера, надежда и любовь — христианские добродетели, которые упоминаются в Первом послании апостола Павла к Коринфянам. При этом последняя названа главной из них, ведь без нее не имеют смысла остальные добродетели. Даже страдание за веру без любви в сердце, не принесет человеку пользы. В этом смысле история Софии и ее дочерей — образец христианского мученичества, ведь они сохраняли любовь друг к другу и к Богу до самого конца.


Символично и сочетание их имен, так как София означает «премудрая». Получается, что мудрость — мать добродетелей веры, надежды и любви.


В День Веры, Надежды, Любови и их матери Софии празднуют именины все, кого назвали в честь святых. На Руси эти имена были настолько распространены, что со временем поздравлять стали всех женщин без исключения, а праздник стал называться Вселенскими бабьими именинами.


В этот день женщины и девушки освобождались от тяжелой работы, а мужчины дарили им подарки и сладости, говорили комплименты. В свою очередь, виновницы торжества плакали и жаловались на жизнь, ведь, согласно поверью, если выплакать все обиды и проблемы в праздник, новые невзгоды семью не коснутся.


Замужние женщины отправлялись в церковь и покупали там три свечи. Две они зажигали у иконы Иисуса Христа, а третью относили домой и вставляли в каравай. Считалось, что если над таким хлебом 40 раз прочитать молитву, а затем раздать его кусочки близким, в доме не будет ссор и недопонимания.


Молодые люди устраивали в праздник посиделки, на которых парни и девушки могли познакомиться поближе и присмотреться друг к другу. В этот день также проводили различные гадания, хотя православная церковь не одобряла такие обряды.


В день Веры, Надежды и Любви верующим желательно посетить церковь, помолиться о благополучии родных и близких. Также стоит постараться разрешить конфликты со всеми, с кем они возникли. Пост в праздник соблюдать не нужно, но шумные застолья не приветствуются, ведь повод у торжества трагичный.


Следуя старинным поверьям, женщины и девушки могут поплакать о своих жизненных невзгодах или пожаловаться подруге. Однако в праздник нельзя ссориться, ругаться, сквернословить и желать зла окружающим.




Другие статьи в литературном дневнике: