Про Лёву...

Лев Дроздов -Лад: литературный дневник

"Атмосфера в репетиционных помещениях и на студии всегда была весёлой, приподнятой, по-настоящему творческой. Не обходилось и без курьёзов.
Надо ли говорить о том, что при радиопередачах, транслировавшихся непосредственно в эфир, от всех участников - дикторов, артистов, музыкантов, а также инженеров и техников требовалось быть крайне внимательными, собранными. Не дай бог допустить малейшую ошибку, «кикс», фальшивую ноту или неверную фразу, слово!.. И вот однажды потребовалось заткнуть какую-то брешь в эфире (такие вещи случаются и в наше «компьютерное» время). Срочно был вызван с репетиционной базы на Пушкинской площади Александр Цфасман со своим оркестром. Музыканты быстро заняли свои места, настроили инструменты, достали ноты. - Что играем? - спросили руководителя. - «Лёву», - объявил Цфасман, и сам раскрыл свою партитуру. Оркестранты зашелестели нотами, приготовились играть, ожидая сигнала дирижёра. Вот зажглось табло, возвещающее, что включён эфир. Музыканты подняли свои трубы, тромбоны и саксофоны, приставили к плечу скрипки. Дирижёр взмахнул палочкой, - и... раздалась дикая какофония звуков, что-то невообразимое, непотребное, как говорится, «не лезущее ни в какие ворота». Оркестр смолк, музыканты ошалело уставились друг на друга, на своего руководителя. - Приготовились, ещё раз, - прошептал побледневший Александр Наумович, - прошу повнимательней. Он снова взмахнул руками, оркестр заиграл, вернее, разразился ещё более диким хаосом звуков, разнобоем ритма, сумбуром абсолютно нестройных, не монтирующихся друг с другом, отдельных фраз, которые очень трудно было бы назвать музыкальными. В студии повисла гнетущая тишина. Некоторые музыканты ощупывали, осматривали свои инструменты, ища в них изъян, Цфасман беспомощно опустился на стул. Табло «Микрофон включён» погасло. Дверь с шумом распахнулась. В студию ворвались выпускающий режиссёр, редактор с трясущимися от ужаса губами, цензор с перекошенным лицом, техники, дежурный милиционер... Время ведь на дворе было непростое - 1939-й год. Те, «кому надо», вполне могли счесть происшедшее «идеологической диверсией», а тогда за дела, подпадавшие под этот раздел, налагались очень серьёзные, мягко говоря, взыскания. - Что вы играли?! - закричал срывающимся голосом редактор. - Что это было?! - «Лёва», - потерянно вымолвил Цфасман. - Какой ещё Лёва? Что вы городите?! А надо сказать, что «Лёвой» тогда музыканты между собой, в просторечье, называли танцевальные или инструментальные пьесы, главным образом иностранного происхождения, в названии которых имелось слово «Love», что значит по-английски, как известно, «любовь». Ну, а если читать по буквам, то звучит «лёув», даже «лове». Музыканты того времени были людьми не очень образованными. Английский тогда в школах вообще не жаловали как главный язык капиталистов, потому с произношением было не очень ладно. Видели в заглавии эстрадной песенки или модного танца на партитуре написанное латинскими буквами слово, похожее на нашего «Лёву», и окрестили все подобные пьесы для простоты «Лёвами». Музыканты вообще имеют в своём обиходе очень интересный, своеобразный жаргон, можно сказать, язык, а тут привилось ещё одно меткое, ёмкое словечко, весьма полезное в профессиональной практике. И, когда А.Н. Цфасман объявил, что, мол, играем «Лёву», оркестранты послушно раскрыли ноты. Только один раскрыл одного «Лёву», другой - второго, третий - третьего, и так далее, в результате чего получился вышеописанный музыкальный сумбур, «Лёва» неизвестно, какой породы... Случившееся разбирали на закрытом производственном заседании. Кому надо, намылили шею, но, в общем, обошлось, никаких репрессий не последовало. Радиослушатели, видимо, решили, что это была пародия на музыку загнивающего Запада... Естественно, после того все «Лёвы» были тщательно пронумерованы и отсортированы, и больше подобного не повторялос


Из неоконченной 2021 года книги Алексея Евгеньевича Щербакова (1938-2017)
"Александр Цфасман - «некоронованный король» джаза"


При использовании материала web-ссылка на первоисточник обязательна: https://www.retroportal.ru/aleksandr_tsfasman/kniga_23.html



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 03.06.2023. Про Лёву...