Любовь втроём...

Вячеслав Дорошин: литературный дневник

...или За что общество осуждало поэта Некрасова


Автор Яндекс-дзена – Marga: просто история


Ворчат, ворчат на меня комментаторы за то, что реальность часто не соответствует их ожиданиям. Нарисует народ себе романтический образ поэта и восторгается им: как же, человек, который писал хорошие стихотворения, просто не может быть плохим. Так ли это? Да нет, конечно. Ничто человеческое было им не чуждо. А иногда им было не чуждо и то, что может показаться сейчас... дикостью.


Итак, сегодня у нас Некрасов, который, еще со школьной поры, имеет в нашем сознании образ защитника крестьян и обездоленных. Но ведь была же у него личная жизнь? О, определенно была! И вашим ожиданиям она, возможно, не соответствует)


Николай Алексеевич Некрасов, великий русский поэт, никогда не был человеком сдержанным и спокойным. Напротив, он обладал вспыльчивым нравом, часто совершал непредсказуемые поступки и, как многие творческие люди, очень любил женщин, а те, в свою очередь, отвечали ему взаимностью.


Среди многочисленных любовных связей Некрасова отдельно стоят романы с тремя женщинами, очень разными и очень по-разному любимыми поэтом.


Первой из них можно назвать Авдотью Панаеву, супругу писателя Ивана Панаева, одну из самых красивых и умных женщин Петербурга того времени.


Её литературный салон притягивал поэтов и писателей. Так, притянут был Достоевский, на которого Авдотья произвела большое впечатление: «Вчера я в первый раз был у Панаева и, кажется, влюбился в жену его. Она умна и хорошенькая, вдобавок любезна и пряма донельзя».


А вот Фёдор Михайлович на Панаеву должного впечатления не произвел, по крайней мере, в романтическом смысле: она в него не влюбилась. Отдала она свое сердце другому – Николаю Некрасову.


Некрасов познакомился с ней на одном из поэтических вечеров в 1842 году. Им обоим – чуть за 20. Едва увидев Авдотью поэт потерял голову, он пытался ухаживать за ней...


А она не спешила отвечать ему взаимностью, чем чуть не довела страстного возлюбленного до непоправимого: Некрасов едва не наложил на себя руки. Женское сердце так нестойко, так переменчиво... Вскоре сама Авдотья призналась Некрасову в чувствах. И пара начала жить вместе... в квартире мужа Авдотьи, собственно, вместе с самим мужем. Столь свободно-богемное восприятие жизни окружающими было не понято. Современники пришли в замешательство: «Живёт в чужом доме, любит чужую жену и ещё закатывает сцены ревности законному мужу».


Такая «любовь втроём» вызвала осуждение. О безобразных сценах, которые Некрасов закатывал законному супругу Авдотьи, ходили сплетни... Общество такой открытости принять не могло.


Как ни странно, этот своеобразный роман продлился целых 16 лет вплоть до самой смерти Панаева. Авдотья даже родила Некрасову двух сыновей, но мальчики умерли в младенчестве.


Овдовев, Панаева вскоре вышла замуж за секретаря журнала «Современник», чем поставила точку в своих отношениях с поэтом. Тот страдал, но через пару лет тоже утешился, найдя себе новую музу – француженку Селину Лефрен.


Селина была актрисой, выступавшей в французской труппе Михайловского театра. В 1864 году Некрасов предпринял долгую заграничную поездку в Европу, взяв с собой сестру Анну и Селину. Там, в Париже, и завязались их, по большей части односторонние, отношения.
Селина перебралась во Францию, но связь не прервалась. В течение пяти лет поэт и актриса поддерживали отношения, изредка пересекаясь. Некрасов ее любил, она же, очевидно, таких чувств не испытывала, но относилась к поэту благосклонно. Причиной было то немаленькое содержание, что ей обеспечивал поэт. Через много лет после их расставания, Некрасов вставил Селину в свое завещание: ей причиталось 10 000 рублей.


Третьей значимой женщиной в жизни Некрасова стала Фёкла Анисимова Викторова, известная как Зинаида Николаевна, жена поэта.


Доподлинно о происхождении Феклуши ничего не известно. Одни утверждали, что она – дочь обер-офицера из Вышнего Волочка, другие – что её отец был военный писарем, а мать прачкой, третьи же были уверены, что Фёкла – дочь солдатского барабанщика. Год рождения Фёклы тоже затерялся где-то в истории: на момент встречи с Некрасовым в 1870 году ей было от 17 до 23 лет. Самому поэту уже исполнилось 48.


Существует легенда, согласно которой Некрасов выиграл Феклушу в карты у купца Лыткина, в доме которого девушка жила на правах содержанки. Правда это или красивый вымысел – сейчас уже никто не скажет. Известно только, что Некрасов проникся к малообразованной, но очень доброй и чуткой девушке искренней симпатией. Сначала он поселил Феклушу на съёмной квартире, которую время от времени посещал, потом перевез ее к себе. В ней, кроткой и симпатичной, Некрасову нравилось все, кроме, пожалуй, деревенского имени, и он дал ей новое – Зинаида Николаевна.


Поэт старался восполнить пробелы в ее воспитании: учил грамоте, водил в музеи и театры, нанял учительницу французского языка. Зинаида боготворила своего благодетеля, а Некрасов был рад, наконец, обрести такую спокойную и крепкую любовь, хоть и в весьма почтенном (по тем временам) возрасте.


Но вскоре он тяжело заболел. Зинаида не отходила от постели мужа, состояние которого ухудшалось с каждым днем.


Двести уж дней,
Двести ночей
Муки мои продолжаются:
Ночью и днем
В сердце твоем
Стоны мои отзываются,
Двести уж дней,
Двести ночей!
Темные зимние дни,
Ясные зимние ночи...
Зина! закрой утомленные очи!
Зина! усни! (Н.А. Некрасов «Зине»)


В сборнике поэта «Последние песни» много стихотворений посвящено Зине, например, это, пропитанное грустью и смирением перед неминуемым расставанием.


Незадолго до смерти Некрасов настоял на венчании со своей подругой сердца. Ходили слухи, что Зинаида безразлично отнеслась к тому, чтобы стать законной женой поэта.


«Некрасов нашёл в Зинаиде Николаевне женщину, которая не прельстилась ни славою, ни богатством, а просто любила поэта и жалела в нем измученного жизнью бесконечно усталого человека... Она даже не хотела стать «законной» женой Некрасова, но он настоял на венчании, и Зинаида Николаевна вынуждена была уступить желанию умирающего». (Журнал «Речь» на смерть Зинаиды Николаевны в 1915 году)


Некрасов уже не мог ехать в церковь, и друзья смогли организовать венчание у него дома.


27 декабря 1877 года Некрасов скончался. После его смерти Зинаида Николаевна, не жалея, раздарила его родственникам большую часть оставленных ей средств, сама же далее вела тихую, практически затворническую, жизнь в Саратове.


Источник: http://ssilka.su/ikF2B



Другие статьи в литературном дневнике: