О стихотворении Хозяйка рощи

Дмитрий Певко: литературный дневник

http://stihi.ru/2010/02/02/4183
Общение с читателями показало, что не все понимают, о чём идёт речь. Попробую отобрать хлеб у доцента, достоянием которого могу стать когда-нибудь. :) Благо я сам себе филолог.


Это просто попытка в стихотворной форме передать смутные образы сна. Снам не прикажешь: вот такие образы возникли, причём первичен образ стоящей над рощей женщины в дорогом чёрном платье, охотницы за людьми, чьи подруги забавляются с вырванными у жертв органами. Это некая демоница, не дух или богиня леса, а просто его обитательница. Но, поскольку никого сильнее в округе нет, она же, выходит, и "хозяйка"... Локапала, выражаясь на санскрите.


Довольно глупо рационально анализировать собственное стихотворение, да ещё психоделическое, сновидческое, но можно попробовать - хотя бы в первом приближении.


Начнём с того, что у древних лес ассоциировался отнюдь не с отдыхом на природе и восстановлением утраченной гармонии. Это как раз ноу-хау современного неоязычества, когда городские люди идут в лес не на охоту, а расслабиться и поплясать в веночках. Лес - это ИНОЙ, всегда враждебный мир, противопоставленный человеческому, окультуренному и благоустроенному. Вспомните Мюрквид в скандинавской мифологии (от которого даже по названию происходит Лихолесье из книг Толкина). Лес - грань между миром живых и усопших, место посвящений, жестоких инициационных обрядов для подростков. Очень подробно и интересно см. у В.Я.Проппа в его знаменитом труде "Исторические корни волшебной сказки":
http://www.lib.ru/CULTURE/PROPP/skazki.txt
В лесу находится жилище бабы-яги, богини смерти. Она ведьма, пожирающая людей, но она же - проводница в иной мир и покровительница богатыря, отправляющегося туда за похищенной невестой или предметом, обладающим магической силой. Почему так получилось, подробно пишет тот же Пропп в той же книге.


Ближайшая родственница и географическая соседка русской бабы-яги - мордовская Вирява, хозяйка леса. Тоже людоедка, но её часто описывают как красивую молодую девушку, а не как страшную старуху. Интересно, что в возрасте пяти лет я ощущал очень сильную связь с этим божеством, жадно глотал все мордовские сказки с её упоминанием и поклонялся корявому дереву в харьковском парке, называя его "жилищем Вирявы".


Словом, прежде чем спрашивать, почему лес навевает такие страшные образы, нужно сначала спросить, почему в сказках и мифах лес - всегда место, где героя ждёт зло и испытание, где обитают ведьмы, пожирающие неосторожных путников.


Когда я пытался выразить в слове смутные сонные видения, у меня возникла идея хозяйки леса, мстящей людям за поругание над природой. Собственно, кто сказал, что природа дружелюбна к людям после всего, что они с нею сделали? Это просто первая мотивация её действий, которая пришла мне в голову. Она мимоходом приводится в предпоследней строфе. Но никакой экологической идейной нагрузки в стихотворении нет. Просто такое вот видЕние... "В тонком предутреннем сне". Возможно, Хозяйке просто нравится губить людей.


Использованная в "Хозяйке рощи" форма - нечто вроде смеси былинных фразовика и ударника, но с кое-какими особенностями. Если в былине ударник, то, как правило, трёхударник, и число ударных слов не меняется: "Как во слАвном гОроде во КИеве / При лАсковом кнЯзе ВладИмире" - и т.д. Я попробовал использовать более свободную, текучую форму: 44443333. Такое чередование ритма создаёт ритмическую пульсацию, ускорение в конце строф. Дополнительную, практически речевую свободу стиху даёт отсутствие характерной для былин синтаксической симметрии, выражающейся в постоянных повторах.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 20.09.2010. О стихотворении Хозяйка рощи