С. Дрягин Вся жизнь - театр...

Елена Чалиева: литературный дневник

Публикую здесь рассказ моего однокурсника по Университету Степана Дрягина. Он скоропостижно скончался 27 декабря 2022 года. Ходила на похороны. Была удивлена, что так много людей пришло проститься с ним. Там узнала, что Стёпа заболел гриппом с высокой температурой, и у него не выдержало сердце. А раньше он заходил ко мне на работу, беседовали. Поделился, что пишет рассказы. Потом прислал по почте два рассказа. Решила опубликовать оба в память о нём.


Сегодня рассказ первый.


20.02.09


"Вся жизнь театр…"


Спектакль окончился. Публика медленно потянулась к выходу. Задернули второй занавес, начали зачехлять сиденья на первых рядах. Он сидел, слегка сгорбясь, и не торопился уходить.
-Что это было? Драма, фарс, комедия. Да, пожалуй, комедия, только почему-то не смешно.
Этот театр он знал ещё с детства. Они ходили сюда не раз с бабушкой, потом с классом, потом студентами.
-Да, было время. Есть, что вспомнить…
Он снял очки и закрыл глаза…
Была одна из студенческих вечеринок, каких было сотни в его жизни. Шумная компания, гитара, вино, но… Одно маленькое «но». Кто-то зашёл и, как снег на голову: «А пойдёмте в театр, сегодня же премьера».
-А и, правда, почему бы нет? Ведь совсем рядом.
-Ой, а как же билеты?
-Ерунда, прорвёмся. Что первый раз?
-Да, у меня там вахтёр знакомый.
-Всё собрались, пошли.
-А гитару берём?
-Пожалуй, это лишнее, а вот шампанское-в самый раз.
Молодость-молодость, если бы знала…
Прошли все по одной контрамарке плюс 10 рулей вахтёру. Расположились, естественно, на галёрке с шумом, шутками. Зрители из партера бросали неодобрительные взгляды снизу. Наконец свет погас, открылся занавес, и представление началось. Премьера, правда, оказалась вовсе не премьерой, а так. Короче, после первого акта все заспешили в буфет. У прилавка образовалась приличная очередь.
-Хорошо, что взяли с собой.
-А я что говорил.
-Ребята, давайте сюда-сюда, за столик к окну.


Молодая симпатичная буфетчица крутилась, как белка в колесе:
-Сейчас-сейчас, подам.- Одну минуточку.-Товарищи, готовьте без сдачи, пожалуйста.
-Ладно, давай наливай,- умело вынутая пробка предательски прошипела, как змея и тихо скончалась.
-Девушка, а мне без сдачи, сто пятьдесят грамм и конфетку,- перед прилавком, оттеснив очередь, стоял, здоровенный детина и протягивал скомканный червонец.
-Молодой человек, встаньте в очередь.
-Да-да, антракт вот-вот закончится.
-Я же сказал, без сдачи.
Буфетчица, явно растерялась.
-Граждане, давайте по очереди,- не уверенно произнесла она.
-Сейчас, что-то будет.
-Ой, мальчики, мне страшно.
-Да ладно, сейчас пойду и разберусь.
Да-да, это сказал он: «Сейчас пойду и разберусь». Зачем он взял тогда полупустую бутылку с шампанским?
-Так, что здесь происходит?
-Да вот, сучка, без сдачи не даёт,- парень дружелюбно улыбался, дыша двухдневным перегаром, -А, я вижу, ты уже похмелился,- сказал он, увидав бутылку в его руке.
-Постой-постой, уважаемый, ты как девушку назвал?
Очередь мгновенно затихла. Буфетчица заплакала.
-Да ты кто такой? Студент засранный,- в глазах парня блеснула пьяная злоба.
Удар правой пришёлся по переносице. Так ещё в детстве его учил драться сосед, старше его на все пять лет: «Всегда бить первым, и лучше в нос, так больнее, да и сразу кровь пойдёт. Противник будет выглядеть жалким и беспомощным, а это бесспорное преимущество». Вообще-то, он драться не любил и никогда первым в драку не лез, а тут, то ли шампанское в голову ударило, то ли захотелось показать себя перед друзьями этаким суперменом, то ли, действительно, слова парня показались ему чересчур оскорбительными.
-Ну, сопляк, держись,- размазывая кровь по лицу, прохрипел парень.
-Ой-ой, мальчики, не надо, не надо,- раздалось где-то сзади.
-Вызовите милицию, наконец.
Очередь быстро начала рассасываться. Прозвенел звонок.
-Аааай,- вдруг раздался надрывный крик, и он увидел, как у парня в правой руке раскрылась выкидуха.
-Убиваююют,- пронзительно заголосила, рядом стоявшая женщина.
Всю эту сцену он помнил и сегодня почти наизусть, почти до слов, как помнит всю жизнь актёр, свои сыгранные роли. А дальше всё произошло молниеносно быстро. Рука с ножом устремилась к нему. Инстинктивно, но почти профессионально, он перехватил её своей правой, а левой нанёс удар бутылкой по голове нападавшего. Кисть его как-то сразу размякла, нож вывалился, и парень грузно упал перед ним; сначала на колени, а потом лицом к его ногам.
-Убилиии,- раздался тот же визгливый женский голос, правда, откуда-то из коридора.
Он посмотрел вниз. Враг лежал перед ним с окровавленным лицом, и струйки шам-панского стекали по голове на щеки, на пол, образуя небольшую красноватую лужицу. Прошел, как ему показалось, целый час, а на самом деле – 2-3 минуты. Наконец он обернулся: в буфете никого не было, шел второй акт. Половина зала была пуста, ушли почему-то и друзья студенты. На душе у него была какая-то щемящая пустота, её он запомнил навсегда. Такую же пустоту он испытал намного позже, когда стоял перед свежезакопанной могилой его бабушки и смотрел на голые деревья и занесенные снегом соседние могилы.
-А, вы, бутылку-то отдайте, - услышал он как будто из другого измерения.
Перед ним стояла буфетчица и пыталась разжать пальцы его левой руки, в которой была бутылка. Он послушно отпустил и сел на придвинутый ему стул. Парень начал очухиваться, сел на пол и стал плеваться сукровицей по сторонам. В буфете по-прежнему никого не было. Буфетчица зачем-то вылила остатки шампанского на стол, потом опрокинула его, принесла фужер и, оглянувшись по сторонам, разбила о пол. Потом вернулась к прилавку, налила стакан минеральной и подошла к нему.
-Нате, выпейте. Все будет хорошо, не переживайте.
-Мне зачем, я не хочу, я вовсе не переживаю.
-Пейте, пейте,- настойчиво повторила она. Потом развернулась и направилась к выходу, перевернув при этом несколько стульев.
-А это зачем,- подумал, а может и произнес он и не узнал своего голоса.
-Так надо, я сейчас все объясню, вернее вы лучше ничего не спрашивайте и со всем соглашайтесь. Хорошо?
-Да-да, конечно, как скажите.
Дальше роль немного позабылась, да это и не важно, ведь кульминация уже состоялась…
К концу спектакля в буфет вошел уставший милиционер и пожилой человек в грязном белом халате.
-Врач, наверное, подумал он.
Милиционер молча придвинул стул, сел за стол и достал полевую сумку. В те годы все милиционеры носили вот такую армейскую полевую сумку – мечта всех мальчишек. Парень совсем оклемался и грязно матерился, продолжая сидеть на полу. Врач наклонился перед ним, зачем-то опустил веки, потом задрал подбородок, повертел его голову в руках, как кочан капусты, потом так же небрежно отпустил и повернулся к нему.
-Ну, а у вас что, молодой человек?
-У меня?
-А у кого же еще, усмехнулся доктор, У вас, у вас.
-Да ничего у меня такого нет.
-Какого такого,- опять язвительно заметил врач.
-Ну, такого…В общем нет у меня ничего. Все нормально.
-Ну, и покой дорогой,- произнес врач и повернулся к милиционеру, который уже достал из сумки лист бумаги и еще какие-то бланки.
-Ну вот, товарищ сержант, дело ясное. Драка в нетрезвом состоянии, серьезных травм нет. У этого,- он кивнул на парня, нос разбит и легкое сотрясение,- А у другого-нервный шок и больше ничего.
-Какой шок,- попытался вмешаться он.
-Помолчите,- оборвал его сержант,- так все понятно.
-Тогда я больше не нужен,- радостно спросил доктор,- а то знаете, дежурство заканчивается, хочется уже побыстрее домой, как говорится , в родные пенаты.
-Минутку, сейчас разберемся, позовите лучше буфетчицу, она там, в коридоре, распишитесь вот здесь и можете отправляться в ваши пенаты.
Вошла буфетчица.
-Присаживайтесь, гражданочка, кивая на стоящий рядом стул,- сказал милиционер,-Ну, рассказывайте…
А дальше роль опять подзабылась. Он помнил, что ему дали 15 суток за мелкое хулиганство-две недели он мел двор в РОВД. Парня оправдали и отпустили, правда, ночку он все-таки переночевал в вытрезвителе. А выкидуху никто и не нашел. Видно в суматохе кто-то из очереди подобрал; красивая была штучка.



Вы скажите, такого не бывает? Бывает-бывает, в жизни, как и в театре всё бывает. Да и времена были другие. Сержант был уставший, буфетчица ножа не видела, других свидетелей не было, да и зачем было кому раздувать громкое дело из-за пьяной драки в театральном буфете.
Итак, спектакль окончен???
Нет, пожалуй, по законам драматургии нужен маленький эпилог. Вернее, не такой уж и маленький, ведь ради него и написан этот рассказ.
Когда его выпускали, следователь РОВДа подошел к нему.
-А, знаешь, молодец твоя девчонка все-таки.
-Какая девчонка?- не понял он.
-Ну, та из буфета.
-А, что?
-Как что, ведь тебе верные два-три года светило со всеми вытекающими. Избил парня ни за что, ни про что. Ладно, бутылка не разбилась, а то бы каюк ему был. Я ведь сразу понял, что ты его по голове ударил. А она, молодец, обернула будто обоюдная драка, мол, бутылка на столе стояла, упала, фужер разбитый там валялся. Ну и все дела, комар носа не подточит. Так что спасибо ей скажи. Ну, пока студент-больше не шали.
На следующий день он занял у друга три рубля, купил одну темно-красную розу и пошел в театр. Поднялся в буфет, была не её смена и за стойкой кружилась полная женщина в кокошнике.
Тебе чего, милый,- увидев его спросила она,- буфет еще не работает.
-А, простите, девушка здесь была?
-Ленка, что-ли? Так она сегодня выходная, завтра приходи. А может передать что?
-Да, пожалуй. Вот это,- и он протянул розу.
-Господи, красота-то какая. Она ж завянет, куда её поставить-то,- запричитала женщина, ища глазами по сторонам,-А, вот, -она нагнулась и достала пустую бутылку из-под шампанского…
-Подойдет?
-Да-да, то что надо,- немного заикаясь проговорил он.
-Вот и хорошо, завтра увидит-обрадуется.
Она отвернулась и стала прилаживать бутылку с розой.
-От кого передать-то?
Она обернулась, в буфете никого не было.
Однако, пора. Он открыл глаза; свет в зале почти погасили, и зеленые таблички «ВЫХОД» мирно горели над светлыми проёмами дверей. Он встал, внезапная острая боль пронзила где-то слева под лопаткой, очки выскользнули из руки, и он упал назад в кресло…
Ночная уборщица бесшумно вошла в зал и занялась привычной работой. Невысокая пожилая женщина проворно переходила от ряда к ряду, собирая мусор: выброшенные программки, фантики от конфет. Вдруг она остановилась, перед ней сидел он, постаревший, но это был точно Он. Она помнила его все эти годы. Ей показалось, что он спит. Она наклонилась ближе, дыхания не было.
- Вот, в общем-то и всё. Здравствуй, ты немного опоздал – спектакль закончился. А что же это было: драма, фарс или комедия???
Ну, и теперь концовка.
На девятый день после кладбища, когда гости разошлись, его дочь, провожая брата, спросила, - Слушай, а ты не знаешь, кто принес темную розу в бутылке из-под шампанского? Сегодня, когда мы были на могиле, она стояла там в сторонке…



Другие статьи в литературном дневнике: