Размышления Хосе Ортега-и-Гассета

Влад Бороздин: литературный дневник

Выставленные на показ чувства не имеют ничего общего с действительными переживаниями, выраженными через данность, объективную реальность, в которой пребывает лирический герой. Первые рассчитаны на публику, вторые – выражение внутреннего состояния души человека.
Отсюда вытекает первое требование к метафоричности, которая изначально присуща Поэзии: главное - не переборщить. Нагромождение метафор расщепляет внимание, отвлекает его на расшифровку, т.е. делает стих неподъёмным.
Ценность метафоры в поэзии (как говорят «лёгкость пера») - в создании единого цельного образа чувства, отношения, события, человека… Талант поэта в уместности метафоры, в границах её действительного сходства с описываемым.
**
Нет стиха без скрытого смысла. Вся прелесть и глубина шедевра именно в этом. Английский поэт Джон Китс (1795-1821) настаивал на том, что «поэзия не должна быть назойливой». И добавил очень точную формулировку: «Стихи должны так трогать душу ближнего, будто он припомнил, что это уже было начертано в его душе, но не высказано с такой точностью».


Стих можно бросить, как гранату,
А можно голубем пустить,
Смотря, какую вносишь плату
За право сердцем говорить.


Взорвать никчемной лжи химеры,
Тьму ненависти сокрушить,
И дать расти росточкам веры
Для просветления души.



Другие статьи в литературном дневнике: