А что душа? Душа душою будет.

Надежда Блинкова: литературный дневник


Эссе на тему поэзии М.Анищенко


«Утро вечера мудренее», - гласит народная поговорка. Именно так. Утром, просветлённые, мы видим всё иначе, чем, уставшие от передряг дня, вечером. И только когда от тоски, усталости и бессонницы уже непосильно тяжело, тогда мы пишем о том, что наболело. Говорю «мы», потому что много таких: уставших и измученных болью о родине, о жизни, о нас... Души свои рвём, нервами бинтуем, выливаем всё на бумагу, а там всё вылитое приобретает очертания и ложится в строки… На эти мысли меня натолкнула – уже в который раз! – поэзия Михаила Анищенко.

Я устал от тоски. Я не сплю.
Я стою у окна. Замерзаю.
Боже мой! Как я мир не люблю,
Как устройство его презираю!


…Чтобы написать последние две строки этой строфы, это как же надо было устать?! – А объяснение – рядом, уже в следующих строках:


За окошком сбесившийся век
Пожирает родную планету…
И поверить, что я – человек,
Всё труднее бывает к рассвету.


Да, поэт – натура тонкая, его мысли проникают глубоко в душу, его внутренний голос громче, а его зрение и осязание мира значительно острее… И переживает он за всё, и считает себя в ответе за каждую мелочь, и слово его весомее…
…Михаила Анищенко уже год нет с нами. По нему печалишься, как по самому близкому и родному человеку. Может быть, оттого, что его поэзия так близка совершенно разным людям… Вспоминается наша последняя встреча, о которой я писала сразу после кончины Михаила Всеволодовича. Анализирую всё, что было тогда сказано, особенно – о процессе творчества, технике создания стихов, о связи Слова, сказанного кем-то когда-то и услышанного нами, ищу связь со своими мыслями, собственным восприятием мира, мироощущением, и всё чаще рука моя тянется за сборником его стихов. Там я нахожу ответы на множество вопросов, задаваемых мне жизнью. Чтобы не быть голословной, покажу, как.
Я часто задумываюсь о том, почему люди встречаются, любят друг друга, а потом… расстаются. Почему?.. Ещё у Валентина Столярова в стихах звучал этот вопрос: «…Вот и – жили,// вот и – были,// а поди, скажи кому -//что же мы не поделили?//Расстаёмся - //почему?..// - А Михаил Анищенко ответил, почему. Просто… «разом отрезвели» («Бегство»). А ведь собирались жить по-новому, и воспринимали всё, и надеялись на эти перемены всерьёз. И уже «теплоход спасительный кричал». Но… «На первой пристани сошли.//Долго ожидали теплохода.// Сиротели. Делались собой.//И ночная глупая свобода//Утекала с утренней водой.//
Недавно прочла статью Василия Белова «Рождённый неповторимым» о художественном образе из книги «Лад». Зацепило. Цепляло и ранее, когда читала размышления на эту же тему «Ключи Марии» Сергея Есенина. Конечно, приходилось не раз задумываться о процессе творчества и создании образа в поэзии. Василий Белов, пытаясь разгадать эту тайну, приводит свои рассуждения и рассматривает однокоренные слова от слова образ: образоваться, образец, образование, своеобразный, изображение, преображение, воображение. Сейчас, читая стихи М.Анищенко, поняла, что не нашла у В.Белова ещё одного слова с тем же корнем, пожалуй, для меня самого главного: «образ;». Впрочем, в поэзии Михаила Анищенко у автора с Богом и нынешней Россией, как известно, отношения сложные и порой противоречивые… Вот как он пишет о нас:


Вспоминаем про обиды,
Ворошим их, не спеша.
На безОБРАЗные виды
Разделяется душа.


(«Что за жизнь? Спешим, мельчаем…»)


Прямо вот так, с выделенным «ОБРАЗ» у автора и написано. Но именно с «образом» у Михаила Анищенко всё в порядке. В его стихах всегда есть доминанта, ударение на образ, если можно так выразиться…


Грехи и сомнения бродят во мгле,
Витает не дух, а потреба.
И нас прижимает к холодной земле
Высокая ненависть неба.


(«Пастушок»)


Так вот, у Михаила Анищенко все стихи, как мне кажется, словно разговор перед образами… С самим собой, с Богом, с родиной и о родине, с нами… И всегда этот разговор на самой высокой ноте… Он задаёт вечный вопрос: что делать?..


Слово Божие учить,
Мировой порядок славить?
Щёку бьющему подставить
Или вилы наточить?



Ночь проходит. Пропадаю,
Погибаю в хате с краю.
Душу злобою губя,
Боже, кто я для Тебя?


(«Разлад»)
И очень трудно ему ответить на этот вопрос…


Тени шли, словно тени, неслышно,
Расползались вокруг, как мазня.
И подумал я: - Боже всевышний,
Почему Ты оставил меня?


И крестил я орду пучеглазью,
То в бессилье, то в ярость впадал,
Позабыв, что Господь перед казнью
Даже Сыну руки не подал.


Думаю, что мои рассуждения о поэзии Михаила Анищенко разбудят в ком-то желание поразмышлять и не только, а взять в руки томик его стихов и прочесть впервые или уже в который раз замечательные строки… В память о Мастере. Жаль только, что теперь уже невозможно обсудить это всё с самим М.Анищенко, который любил жизнь, переживал за неё и хотел жить…


Я жить хочу. Я умирать не стану.
Я всех чертей из дома разгоню.
И на рассвете, как травинка встану,
И никого ни в чём не обвиню.


Я жить хочу, хотя и не умею…
Но, став травинкой, видимо, смогу.
И осенью спокойно пожелтею,
Как все другие травы на лугу.


А что душа? Душа душою будет.
И тихо воспаряя надо мной,
Она грехи навеки позабудет,
Как боль и страх излеченный больной.



А к этому и вовсе прибавить нечего…

Надежда Блинкова


P.S. СЕГОДНЯ УТРОМ МЫ, УЧАСТНИКИ ЛИТЕРАТУРНОГО СЕМИНАРА ПРИ ЦСКБ "ПРОГРЕСС", БЫЛИ НА МОГИЛЕ МАСТЕРА. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ РОССИЙСКОМУ ПОЭТУ!



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 24.11.2013. А что душа? Душа душою будет.