Украинская правда14 мая 1948 года на карте мира появилось государство Израиль. Уникальная страна, где каждый гражданин выступал в роли борца, творца и воина. Семьдесят лет спустя эта страна служит для многих из нас источником вдохновения и примером для подражания. Мечтая о превращении Украины в новый Израиль 2.0, мы проводим удобные аналогии. Патриотичные украинцы – самоотверженные сионисты, построившие свое государство с нуля. Соседняя Россия – враждебные арабские страны. Пророссийская пятая колонна –палестинские арабы. Но с кем сравнить миллионы обычных украинских обывателей? Пассивных, приземленных и желающих просто жить – без войны, без нацбилдинга, без радикальных перемен? Как ни странно, в израильской истории для них тоже найдется аналог: евреи галута, то бишь диаспоры. Консервативные, разобщенные, и, мягко говоря, не пользовавшиеся уважением и симпатией сионистов. Радикальный израильский политик и журналист Ури Авнери вспоминает: "Когда в 1939 году мне исполнилось 16 лет, я помчался в районное бюро записи актов гражданского состояния палестинского правительства, чтобы официально сменить свое имя. Я отбросил немецкое имя, данное мне при рождении, и принял по своему выбору ивритское имя и фамилию. Это было не просто изменение паспортных данных, а декларация: отречение от моего прошлого в диаспоре ("изгнании" на наречии сионистов), от традиции моих немецко-еврейских предков, от всего "изгнаннического", "галутного". "Галутный" – было в то время самым страшным оскорблением". Рассуждая о галуте, сионисты нередко оперировали типичными антисемитскими штампами. Тот же Авнери свидетельствует: "Все "галутное" не заслуживало даже презрения: местечки-штетлы, еврейская религия, еврейские предрассудки и суеверия. Мы знали, что "галутные" делают деньги из воздуха: паразитируют на биржевых махинациях, не производя ничего реального, что они избегают физического труда… Все хорошее и здоровое был связано с ивритом, с ивритской общиной. Ивритское сельское хозяйство, ивритские кибуцы, "Первый ивритский город" (Тель-Авив), ивритские подпольные военизированные организации, будущее ивритское государство". Что ж, прогрессивному украинцу все это знакомо и близко. Стремление отречься от прежней жизни, от серого и унизительного прошлого. Готовность поменять свою идентичность, язык, культуру. Презрение к миллионам соотечественников, которые выглядят чужими и нелепыми. Отвращение к их образу жизни, к их привычкам и предрассудкам. Мечты о новом здоровом обществе, нации, государстве. Принципиальная разница состоит в том, что сионисты строили новую страну на новом месте, вдали от презираемого галута. На улицах Тель-Авива и Хайфы, в кибуцах и мошавах – всюду они были окружены себе подобными. Такими же убежденными, пассионарными, сделавшими сознательный выбор в пользу новой нации. А украинские идеалисты пытаются построить второй Израиль посреди косной, постсоветской, галутной Украины. Они обречены находиться среди обывательского большинства, не выбиравшего свою страну и лишенного высоких идеалов. Казалось бы, это обстоятельство ставит крест на любых мечтах об украинском Израиле. Но отечественных пассионариев выручает лазейка, подаренная техническим прогрессом. Чтобы порвать с опостылевшим галутным окружением, сионист 1930-х должен был отправиться в Землю Обетованную. А нашему современнику достаточно смартфона или ноутбука. Пароход, отплывающий в Палестину, заменяется выходом в Интернет; в роли кибуцев выступают соцсети. Формируя собственное коммуникативное пространство, пассионарные украинцы оказываются большинством – хотя в физическом мире они по-прежнему составляют лишь малую часть населения. Технологии XXI века действительно позволяют создать в Украине свой Израиль 2.0, но только виртуальный. Это своеобразная страна внутри страны –небольшая, но мотивированная и активная. И этой виртуальной стране ежедневно приходится иметь дело с неумолимой реальностью. Главным противником украинского Израиля становится украинский же обыватель, постепенно оттесняющий на второй план Путина и пророссийских боевиков. Обывательская косность откровенно бесит; обывательские проблемы и жалобы не вызывают сочувствия. Наоборот, зачастую именно мещанский дискомфорт служит показателем успеха. Если обывателю не нравятся Горишние Плавни или смелые эксперименты Ульяны Супрун – значит, реформа хорошая, надо брать! Основные надежды возлагаются на государственное принуждение: другие методы работы с приземленным большинством кажутся недостаточно быстрыми и действенными. Конкурировать, убеждать, вдохновлять собственным примером – для этого строители украинского Израиля слишком малочисленны. Но зато их довольно, чтобы пролоббировать желаемый закон и добиться желаемого запрета. Огромное значение приобретают чисто символические шаги. Благодаря этим шагам обывательская масса выглядит вовлеченной в общее ценностное пространство, даже если ее приоритеты остались неизменными. Пускай обыватель по-прежнему не видит ничего зазорного в тесных связях с РФ, но теперь он хотя бы вынужден обходить формальные препоны. Пускай обывателю по-прежнему нет никакого дела до сечевых стрельцов, Евгения Коновальца или генерала Алмазова, но теперь он хотя бы ходит по улицам, переименованным в их честь Наконец, виртуальному Израилю приходится жить под постоянной угрозой обывательского реванша. Приближающиеся выборы, свежие соцопросы, разговоры, услышанные на улице или в общественном транспорте, – все это становится болезненным приветом из реальности и ранит пассионариев до глубины души. Оказывается, галутная Украина никуда не делась. Она все так же многочисленна и готова поглотить наш выстраданный украинский Израиль… Может ли быть по-другому? Наверное, нет. Если мы хотим видеть нашу страну новым Израилем, то этому Израилю уготовано шаткое виртуальное существование – годами и десятилетиями. Если же нас это не устраивает, придется искать другие формы взаимодействия с обывательским большинством. В конце концов, даже реальный Израиль не смог сохранить сионистские идеалы в изначальном виде – и, столкнувшись с притоком репатриантов-обывателей, был вынужден идти на компромиссы и меняться. https://www.kramatorsk.info/view/226616 P.S. Это перепечатка статьи некоего г-на Дубинянского, "Израиль 2.0", которую он опубликовал на портале "Украинская правда", поскольку зайти на портал, почему-то, не представляется возможным: "Не может быть установлено безопасное соединение". © Copyright: Борис Голутвин, 2018.
Другие статьи в литературном дневнике: |