С. Л. Макеев. Барон Мюнхгаузен. ЖЗЛ.

Алик Артамонов: литературный дневник

Заложен ли в "Мюнхгаузеновых историях" глубокий смысл, помимо сатиры и юмора? Или, выражаясь научно, в чём пафос произведения - то есть какую идею или совокупность идей автор выразил, открыто или потаённо, сознательно или невольно?.. Есть такая идея! Это, если угодно, излюбленная немецкая идея сверхчеловека. Герой рассказов своими поступками демонстрирует почти безграничные возможности, он словно говорит: никогда не отступайте, не пасуйте перед трудностями, не отчаивайтесь, из любого, самого трудного положения есть выход. Всё можно понять, даже чудо. Всё можно преодолеть, даже смертельную опасность. Поступайте как я - и будет вам счастье. (...) Эта идея, словно послевкусие, остаётся с нами как восхитительное чувство полёта, полной свободы - даже от законов природы.


...Мюнхгаузен мог бы испытать облегчение (от развода с последней женой - А.А.), но его уже мало что радовало, он редко поднимался с постели. Зима 1797 года казалась бесконечной. Утром приходил Нольте и растапливал камин, затем его жена приносила еду, меняла бельё, обслуживала старика. Однажды она надевала ему шерстяные носки и вдруг увидела, что у него не хватает пальцев на ноге - он отморозил их на военной службе. Женщина вскрикнула от неожиданности, а Мюнхгаузен рассмеялся и сказал:"Пустяки, их откусил на охоте белый медведь!"
Так с последней шуткой, как с последним вздохом на устах, Мюнхгаузен ушёл навсегда в мир своих фантазий. Доктор засвидетельствовал, что старик умер от удара около 10 часов утра 22 февраля 1797 года. Ему было 76 лет и 9 месяцев.



Другие статьи в литературном дневнике: