Совокупность сущего или Аристотель о природе души

Алёна Платонова Норильчанка: литературный дневник

Завершая начатый разговор, зададимся вопросом: "Что же более всего считается свойственным душе по природе"?
Одушевлённое отличается от неодушевлённого двумя признаками - движением и ощущением. Все философы определяют душу тремя признаками : движение, ощущение и бестелесность.
Итак, душа есть сущность как форма, есть суть бытия и форма естественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя.
Сказанное о части тела следует приложить ко всему живому телу : как часть относится к части, так совокупность ощущений относится ко всему ощущаемому как ощущаемому.
Мы познаём, во-первых , благодаря здоровью, во-вторых , благодаря части тела или всему телу.
Следует отметить : официальное православие традиционно считает древних философов язычниками и не признаёт аристотелевские трактаты о душе. Но само православие избегает рассуждений на эту волнующую тему, потому нам ничего другого не остаётся, как продолжить вникать в труды язычников!
"...знание и здоровье есть образ, некая форма, смысл и как бы деятельность способного к ним". Следовательно, знание есть способность к познанию, здоровье - деятельная возможность быть здоровым.
Ведь действие способного к деятельности происходит в претерпевающем и приводимом в соответствующее состояние.
Так вот! То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем,- это душа, которая есть некий смысл и форма, а не материя или субстат.
Следовательно, во-первых, она - форма, во-вторых,- материя, в-третьих,- то, что состоит из того и другого; из них материя есть возможность, форма - энтилехия( термин Аристотеля).
Так как одушевлённое существо состоит из материи и формы, то не тело есть энтилехия души, а душа есть энтилехия (предположительно, энергия) некоего тела. Поэтому правы те, кто полагает, что душа не может существовать без тела, и она не есть какое-либо тело( душа - нечто принадлежащее телу, а потому она и пребывает в теле, а именно в определённого рода теле, а не так, как предшественники Аристотеля приноравливали её к телу.
Если принять за доказанную истину то, что жизнь есть особая форма существования материи, можно утверждать: вследствие вечного стремления материи ко всё более совершенному оформлению, неорганический мир постепенно переходит в органический, а растительное царство - в животное.
Таким образом, вся природа составляет одно целое, и жизнь, развиваясь всё ярче, достигает высшей ступени совершенства в человеке( смотреть научно- философский трактат Аристотеля "О душе").
Затронем наиболее яркое качество человека - добродетель, признав при этом, что добродетель состоит не в знании и понимании добра, а в действии, так как само знание не удерживает от дурных поступков.
Философская этика через многократные упражнения вырабатывает в человеке сознательную тягу к добру, сделав эту тягу постоянным качеством воли. Суть добра - в господстве разумного элемента души над чувственными страстями! Признавая важность наслаждения, Аристотель считает высшей его разновидностью чувство довольства, вызываемое в человеке сознанием, что его поступки нравственны и хороши.
ВЫВОД:
Аристотель подразделял души на три вида: питающая(растительная), чувствующая(животная), разумная(человеческая).
Все живые существа обладают собственной энтилехией души. Как любая форма не может существовать без материи, так и душа не имеет бытия без тела(это утверждение относится лишь к первым двум видам души, а третью, разумную её сторону, сопричастную Богу, он признавал бессмертной).
Человеческую волю Аристотель полагал решительно свободной!
Именно потому мы, исходя из свободы воли, присоединим к мнению Аристотеля собственное : Душа есть субъект восприятия , образованный союзом Духа и Материи.
За сим наши рассуждения по данной теме завершены. Читайте работы древних философов, поскольку даже медицинский трактат Авиценны опирается на их труды.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 02.11.2017. Совокупность сущего или Аристотель о природе души