***О ЗАКОННИЧЕСТВЕ В ХРИСТИАНСТВЕ Источник: Портал «Православная жизнь» "Праведность ведет к жизни, а стремящийся к злу стремится к смерти своей», – сказал премудрый Соломон (Прит. 11:19). Всякий верующий человек стремится к праведности. Но правильно ли мы понимаем это слово? Есть ветхозаветное и новозаветное понимание праведности. В сегодняшнем апостольском чтении апостол Павел как раз обсуждает эту разницу. Основная мысль проповедника звучит так: «Не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они (т. е. неуверовавшие во Христа евреи. – С. К.) не покорились праведности Божией, потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего» (Рим. 10:3–4). Что имеет в виду апостол? В Евангелии от Луки есть очень важные слова. «Не придет Царствие Божие приметным образом» (по-церковнославянски: «с соблюдением»), – сказал однажды Спаситель окружающим Его евреям, ревнителям закона (Лк. 17:20). Этими словами, пожалуй, можно обозначить главную ошибку иудейского сознания: сведение смысла религиозной жизни именно к исполнению каких-либо правил. Не понимая того, что закон до конца невыполним, имеет временное значение и есть «детоводитель ко Христу» (ср. Гал. 3:24), евреи незаметно для себя превратили соблюдение закона в нечто самодостаточное и поставили тем самым свою праведность вместо праведности Божией, которую дарует Христос. «Я сделал, я выполнил», – говорил благочестивый иудей. «Я спасен и войду в царство Мессии. А тот, кто не выполнил, со мной вместе туда не войдет». Такая логика не могла не привести Израиль к отрицанию новозаветного учения о праведности, которое можно пересказать так: праведность Христова, исходя от Него, переходит и на всех верующих в Него. Поэтому Христос и является целью закона и концом его, потому что окончательно осуществляет цель закона – оправдание человека. Сам же по себе закон бессилен. «Не приидет Царствие Божие с соблюдением». Отныне наша праведность – это Сам Христос. Но Израиль не понял, ибо искал спасения в делах закона, и искал несвоевременно. Златоуст так и пишет об иудеях, что они всегда все делали не вовремя. Когда надо было соблюдать закон, они не соблюдали, а когда пришло время оставить закон и принять Христа, они ухватились за исполнение закона и отвергли Христа. Очень скоро после того, как Павел написал обсуждаемые нами строки, произошел окончательный разрыв иудаизма с христианством. Кажется, на этой теме можно было бы поставить точку... Но нет. Дело в том, что проблема закона и законничества нашла свое пристанище и в христианской Церкви. Сегодня мы можем рассматривать тему законничества как разновидность заболевания церковного сознания. Каковы проявления этой болезни? Все те же: полагание смысла христианской жизни в исполнении закона, только теперь уже христианского. Конечно, мы говорим не о духовном законе любви к Богу и ближнему, выраженном в заповедях, а о дисциплинарных церковных законах, связанных с церковным преданием. Действительно, при исполнении церковных дисциплин, церковных обычаев и традиций всегда есть соблазн забыть о том, что все это лишь средство и новозаветная праведность не в этом состоит, но в чистоте сердца, которую дарует Христос. Скажем еще раз: наша праведность – это праведность Христова, и даруется она через веру в Него, жизнь в Церкви, труд по исполнению Его заповедей. Так вот, например, в нашем церковном благочестии есть множество так называемых правил. Есть правила молитвенные: это вечернее и утреннее правило, правило к Причащению. Есть канонические: правила и постановления церковных соборов, правила Устава и проч. Все это часть церковного предания. Соблюдать означенные правила необходимо (правда, с оглядкой на ситуацию, о чем разговор особый), но как только человек начинает воспринимать правила как цель, а не как средство, он вступает в область чисто иудейского сознания. А отсюда неминуемо появятся и соответствующие мысли: «Если я исполнил, значит, я хорош. А тот, кто не дотягивает до меня – тот похуже». И это самое страшное. Это все те же попытки противопоставить свою собственную праведность – праведности Божией. Так все же – нужно ли соблюдать церковные обычаи и дисциплинарные установления? Нужно! Но как средство для получения благодати и дальнейшего совершенства. С правильными мыслями совершаются дела христианские! Чрезвычайно важны наши внутренние мотивы, по которым делается то или иное дело. А как основополагающую мысль при исполнении «правил» можно выбрать другие слова Спасителя: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10). Вообще-то всякий, кто действительно серьезно попытается исполнить закон христианский, поймет, что не получается-то ничего! Поэтому святые отцы и сказали: тщательное исполнение заповедей Христовых ведет человека к познанию своей немощи. Это то, что касается молитвенного правила. Но так же можно сказать и обо всех других «правилах»: мы имеем дело со средствами, служащими нам, а не наоборот! «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27). Будем опасаться закваски фарисейской! Не для того мы исполняем те или другие предписания, чтобы сказать в себе: «Вот, я исполнил; теперь, Господи, Ты мой должник». Нет! Правила созданы для того, чтобы помогать человеку всегда помнить Бога, сохраняя живое чувство покаяния, преданности и любви. Исполняем, чтобы сохранять правильный духовный настрой и двигаться к Богу по верному пути, проложенному другими. Исполняем, чтобы быть с Богом даже тогда, когда мы этого не хотим. Церковные правила – это та веревочка, которую размотали за собой святые, прошедшие сквозь огонь и воду и вошедшие в покой (ср. Пс. 65:12). И мы стараемся эту веревочку не упускать, идя вслед за ними. Опасность уклонения в крючкотворство и законничество нависает над каждым церковным человеком, потому что в Церкви всегда была и будет дисциплина. А где есть дисциплина, там всегда есть соблазн обоготворить чин, забывая о содержании. Так легче! Выполнил – и вздохнул свободно. Такой вот тонкий вид идолопоклонства с иудейским душком. И так часто бывает: христианские правила вроде выполнены, а христианства нет. Будем очень внимательны, чтобы не отпасть. Наше время – время подмен, время всего внешнего. Очень легко остаться с одной формой, без содержания. Будем помнить грозные слова апостола Павла о том, в последние времена люди будут «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3:5). Болезнь внешности, законности одолеет многих. В конце концов, ведь и слово антихрист обозначает не только «против» Христа, но и «вместо» Христа – так может переводиться приставка «анти». Тема религиозной подмены, перестановки акцентов с главного на второстепенное останется актуальной до конца мира. Царь Небесный, Дух истины, да отвратит нас от всякой непоправимой ошибки и всякой подмены! Сергей Комаров Источник: Портал «Православная жизнь» 30 июня 2018 г. . © Copyright: Лидия Павловна Володина, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|