***

Лидия Павловна Володина: литературный дневник

Видимая и невидимая Церковь


Зинаида Миркина



Я ни в коем случае не умаляю роли Церкви (видимой). Считаю, что без настоящей церкви не будет настоящего мира. Но я убеждена в том, что есть две церкви – видимая и невидимая.


Невидимая церковь находится внутри нас, как и само Царствие Божие. Невидимая церковь состоит из людей, встретивших Бога, из людей, больше или меньше ЗНАЮЩИХ Его. Об этом говорит и митрополит Антоний Сурожский.


Он же говорил о том, что мы, может быть, теряем последний шанс превратиться из церковной организации в Церковь. В Церковь, повторюсь, состоящую из людей, знающих Бога.


Я думаю, что главная наша задача состоит в том, чтобы вырастить в себе душу, способную УЗНАТЬ Христа. Его не узнали 2000 лет назад. Не увидели внутри человека Бога. Нам обещано Второе пришествие, когда все Его узнают.


Как узнают? При нём будет удостоверение из небесной канцелярии?


Никаких удостоверений, никаких внешних знаков не было и не будет.


Средневековый мистик Иоганн ван Рейсбрук говорил, что второе пришествие совершится в душах святых, т.е. в душах тех опрозрачненных, свободных от своего эго людей, в которых образ Христов изобразился, и не узнать Его, как и друг друга, они не могут.


Так вот, если сегодня или послезавтра появится перед нами Христос в обыкновенном современном костюме, безо всяких знамений и знаков, узнаем ли мы Его или пойдём к духовнику спрашивать тот или не тот? За удостоверением пойдём…


Нет удостоверений.


И убеждена, что задача настоящего духовника растить нашу душу до состояния, когда она не сможет не узнать Того, кто перед ней, потому что Он – в ней.


Духовник должен учить нашу душу жить без посредников между собой и Богом. Духовник настоящий должен отказаться от роли посредника Царства Божия; Сам Бог находится в последней глубине души нашей.


Ведущий нас, духовник должен научить нас ЧИТАТЬ свою собственную душу, а не уверять, что мы должны слушать его.


Нет, не кого бы то ни было во вне, а свою внутреннюю тайну, свою глубину.


Невидимая церковь состоит из людей, умеющих слушать своё глубинное «Я», которое непостижимым образом звучит колоколом во всех.


Но через себя, всегда через себя.


Не все члены видимой церкви являются членами невидимой. И наоборот. Это сказал Августин.


Я с великой радостью буду членом той видимой церкви, которая признаёт своё второе место после церкви невидимой.


Великое счастье не быть одиноким, быть участником Хора, славящего Бога. Но чтобы сложился хор, нужно много одиноких голосов, чувствующих друг друга и поющих в унисон.


«Путь в единство лежит через одиночество», - говорил Томас Мертон. Он же говорил о великом одиночестве Бога, в которое мы должны войти. Должны разделить Его одиночество.


Христа распяли 2000 лет назад. И бесконечное число раз потом. Его распинают до сего дня.


Пока мы не осознали этого, пока мы не ужаснулись самим себе, убегающим от своей глубины, чтобы соединиться с другими на поверхности, - будут толпы, кричащие «распни Его».


*****





Другие статьи в литературном дневнике:

  • 09.11.2023. ***