***

Лидия Павловна Володина: литературный дневник

архимандрит Савва (Мажуко)


Духовные упражнения


Пётр и Павел: одна икона на двоих



Забвение Креста


В романе одного мудрого колумбийского писателя есть история о том, как целое селение накрыла волна забвения. Люди стали забывать самые элементарные и вместе с тем самые важные истины. Поэтому они решили повсюду вешать себе напоминания, и одним из них была надпись «Бог есть». Кажется, в реальности быть такого не может, но если вы внимательный человек, то обратили внимание, что есть вещи, которые люди предпочитают забывать, хотя скорее это происходит бессознательно, без дурных намерений.


Школьник и богомыслие
Богомыслие Креста – самое трудное из духовных упражнений. Мы читаем о подвижниках, которые предавались этому подвигу постоянно. Они не просто созерцали Крест в молчании, но их молитва непостижимым образом соединялась с мыслью о Кресте, становясь молитвенным богомыслием.


Наверное, это очень странно, но впервые я погрузился в это богомыслие на уроке химии. Конечно, мне было далеко до откровений старцев, но именно тогда я неожиданно задумался над тайной Креста.


Дело было в последних классах школы. Пожилая учительница надрывно рассказывала что-то важное о полной горьких превратностей жизни химических элементов, но буйные подростки предавались более волнующим темам, и класс гудел, словно растревоженный улей. Наконец у наставницы сдали нервы:


– Перед кем я тут распинаюсь?


Дети стыдливо притихли, бросая друг на друга укоризненные взгляды, но стыда хватило ненадолго, и уже через минуту вернулся привычный гул.


Вот тогда я и обратил внимание на эту фразу – «Перед кем я тут распинаюсь?», и давно я уже не в школе, но не отпускают меня эти слова, напоминая о самом трудном из духовных упражнений.


Крест над городом
Святой Константин Великий видел Крест на небе. Святая Елена искала Крест под землёй. Святой Андрей воздвигал крест над киевскими холмами, а потом и сам был распят на апостольском кресте.


Великие зодчие ставят кресты на шпилях церквей, художники вырезают знамение Распятого на скалах и саркофагах, иконах и фресках. Крест украшает и драгоценные ризы царей, и бедные одежды схимника. Его вешают на хрупкую шейку крещёного малыша, а мужественные коптские христиане выжигают крест на запястье, и где-то в далёких африканских деревушках женщины-христианки носят татуировки креста на лице. Русские не так суровы, зато непрестанно крестятся во время молитвы, прикладываясь к святыне, принимая пищу, заходя в храм, открывая Евангелие и даже задаваясь вопросом:


– А зачем столько крестов? Не слишком ли много напоминаний о Распятии? Не обесцениваем ли мы то уникальное событие истории, которое требует благоговения тишины и простого человеческого уважения?


И это справедливые вопросы.


Или нет?


Что такое Крест? Ответ на поверхности: это орудие казни.


А если не на поверхности? Если остановиться и позволить себе труд созерцания Креста, труд тяжёлый и пугающий?


Ответ Бога
Много лет я задавался вопросом: что же чертил на песке Христос, когда к Нему привели женщину, взятую в прелюбодеянии? Мне всё время казалось, что это были слова, непременно слова, какая-то сокровенная мудрость, которую так бездарно упустили и ученики, и летописцы. Один старый священник сказал мне, что Христос чертил на песке ответ Бога людям на все их вопросы.


– Что же это за ответ?


– Знамение Креста!


Крест – ответ Бога.


Крест – самое убедительное свидетельство Любви и Человеколюбия.


Крест – откровение о Боге-Любви.


Крест – свидетельство о смирении Бога.


– Но откуда мне знать, что Бог есть Любовь? С чего вдруг вы поверили, что Богу вообще есть до нас дело?


– Посмотри на Крест! Бог дал Себя убить, чтобы спасти человека!


Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками (Рим.;5:8).


Христос распинался перед теми и за тех, кто плевал Ему в лицо, зверски избивал и своей клеветой и ложью привёл к казни.


Христос распинался за тех, кто остался скучать во дворце, малодушно умыв руки, и за тех, кто предал Его на смерть или просто сбежал от испуга и неожиданно для себя отрёкся при свидетелях у Него на глазах.


Христос распинался за тех, кто даже не заметил ни Его служения, ни Его смерти, ни Его Воскресения, и за тех, кто продолжает жить так, будто никогда не было Креста и Воскресения.


Ответ ученика
Тайна Креста открывается не всем, не каждому даётся это напряжённое созерцание крестной тайны мира. Но о том, что важно для каждого, говорит Евангелие:


Кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф.;10:38).


Кто не несёт креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником (Лк.;14:27).


Вот это звучит по-настоящему больно! Не беру свой крест, значит, не ученик, не христианин, не Христов! А что значит «взять свой крест»?


Взять крест – пойти против природы, которая отовсюду кричит, что мы должны пожирать друг друга, что человеку естественно рваться вперёд, не озираясь на трупы поверженных врагов.


Взять крест – жить, как Христос, любить, как Христос, верить в людей и бескорыстно служить Добру.


Взять крест – облечься во Христа, так, чтобы Его чувства стали моими, Его любовь к людям стала моей, Его доброта раскрылась в моей жизни.


Крест – это бескорыстная любовь к людям! За такую любовь мстят! Такое не прощают! И не только люди!


Но любить людей очень трудно! Мы читаем о том, как вели себя жители Иерусалима во время казни Христа, и думаем: «Господи! Перед кем ты распинался!»


Тише! Посмотрите вокруг! Боже мой, да не обязательно вокруг – посмотрите в зеркало! Нас повсюду окружают кресты – Христос продолжает распинаться – за нас распинаться, праздных созерцателей, уже привыкших к этому откровению любви.


Христос перед нами распинается! Перед нами и ради нас! И что нам на это ответить? И кто в состоянии на это ответить? Только тот, кто берёт свой крест и идёт за Христом. А это значит, вопреки самым сильным свидетельствам о том, что мир лежит во зле, а люди – мелкие и подлые животные, которые предадут, обесчестят, растопчут при первой же возможности, – вопреки всему этому, с последним крестным юродством, с безумием Креста продолжать свидетельствовать о любви и доброте как единственном естественном состоянии человека и мира, замысле Божием о творении.


Это люди придумали Освенцим, это они строили лагеря в Сибири, морили голодом нищих в Бенгалии, рубили руки рабам в Конго, травили индейцев в Америке, мучили детей в Беслане, и много зверств совершается и по сей день под прикрытием ночи и изящной болтовни. И всё же мир стоит на любви и доброте, хоть всякому, кто станет апостолом Доброты, придётся взойти на крест. В этом трагедия нашего мира.


Праведнику не миновать креста!


Добро обязательно будет распято!


Поэтому так больно смотреть на Крест. Поэтому так быстро заволакивает нашу память забвение о Кресте, и, чтобы напомнить себе о Его правде, нам приходится так часто и настойчиво напоминать себе об этом знамении победы.




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 14.08.2023. ***
  • 12.08.2023. ***
  • 11.08.2023. ***