***архимандрит Савва (Мажуко) Духовные упражнения Пётр и Павел: одна икона на двоих
В романе одного мудрого колумбийского писателя есть история о том, как целое селение накрыла волна забвения. Люди стали забывать самые элементарные и вместе с тем самые важные истины. Поэтому они решили повсюду вешать себе напоминания, и одним из них была надпись «Бог есть». Кажется, в реальности быть такого не может, но если вы внимательный человек, то обратили внимание, что есть вещи, которые люди предпочитают забывать, хотя скорее это происходит бессознательно, без дурных намерений. Школьник и богомыслие Наверное, это очень странно, но впервые я погрузился в это богомыслие на уроке химии. Конечно, мне было далеко до откровений старцев, но именно тогда я неожиданно задумался над тайной Креста. Дело было в последних классах школы. Пожилая учительница надрывно рассказывала что-то важное о полной горьких превратностей жизни химических элементов, но буйные подростки предавались более волнующим темам, и класс гудел, словно растревоженный улей. Наконец у наставницы сдали нервы: – Перед кем я тут распинаюсь? Дети стыдливо притихли, бросая друг на друга укоризненные взгляды, но стыда хватило ненадолго, и уже через минуту вернулся привычный гул. Вот тогда я и обратил внимание на эту фразу – «Перед кем я тут распинаюсь?», и давно я уже не в школе, но не отпускают меня эти слова, напоминая о самом трудном из духовных упражнений. Крест над городом Великие зодчие ставят кресты на шпилях церквей, художники вырезают знамение Распятого на скалах и саркофагах, иконах и фресках. Крест украшает и драгоценные ризы царей, и бедные одежды схимника. Его вешают на хрупкую шейку крещёного малыша, а мужественные коптские христиане выжигают крест на запястье, и где-то в далёких африканских деревушках женщины-христианки носят татуировки креста на лице. Русские не так суровы, зато непрестанно крестятся во время молитвы, прикладываясь к святыне, принимая пищу, заходя в храм, открывая Евангелие и даже задаваясь вопросом: – А зачем столько крестов? Не слишком ли много напоминаний о Распятии? Не обесцениваем ли мы то уникальное событие истории, которое требует благоговения тишины и простого человеческого уважения? И это справедливые вопросы. Или нет? Что такое Крест? Ответ на поверхности: это орудие казни. А если не на поверхности? Если остановиться и позволить себе труд созерцания Креста, труд тяжёлый и пугающий? Ответ Бога – Что же это за ответ? – Знамение Креста! Крест – ответ Бога. Крест – самое убедительное свидетельство Любви и Человеколюбия. Крест – откровение о Боге-Любви. Крест – свидетельство о смирении Бога. – Но откуда мне знать, что Бог есть Любовь? С чего вдруг вы поверили, что Богу вообще есть до нас дело? – Посмотри на Крест! Бог дал Себя убить, чтобы спасти человека! Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками (Рим.;5:8). Христос распинался перед теми и за тех, кто плевал Ему в лицо, зверски избивал и своей клеветой и ложью привёл к казни. Христос распинался за тех, кто остался скучать во дворце, малодушно умыв руки, и за тех, кто предал Его на смерть или просто сбежал от испуга и неожиданно для себя отрёкся при свидетелях у Него на глазах. Христос распинался за тех, кто даже не заметил ни Его служения, ни Его смерти, ни Его Воскресения, и за тех, кто продолжает жить так, будто никогда не было Креста и Воскресения. Ответ ученика Кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф.;10:38). Кто не несёт креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником (Лк.;14:27). Вот это звучит по-настоящему больно! Не беру свой крест, значит, не ученик, не христианин, не Христов! А что значит «взять свой крест»? Взять крест – пойти против природы, которая отовсюду кричит, что мы должны пожирать друг друга, что человеку естественно рваться вперёд, не озираясь на трупы поверженных врагов. Взять крест – жить, как Христос, любить, как Христос, верить в людей и бескорыстно служить Добру. Взять крест – облечься во Христа, так, чтобы Его чувства стали моими, Его любовь к людям стала моей, Его доброта раскрылась в моей жизни. Крест – это бескорыстная любовь к людям! За такую любовь мстят! Такое не прощают! И не только люди! Но любить людей очень трудно! Мы читаем о том, как вели себя жители Иерусалима во время казни Христа, и думаем: «Господи! Перед кем ты распинался!» Тише! Посмотрите вокруг! Боже мой, да не обязательно вокруг – посмотрите в зеркало! Нас повсюду окружают кресты – Христос продолжает распинаться – за нас распинаться, праздных созерцателей, уже привыкших к этому откровению любви. Христос перед нами распинается! Перед нами и ради нас! И что нам на это ответить? И кто в состоянии на это ответить? Только тот, кто берёт свой крест и идёт за Христом. А это значит, вопреки самым сильным свидетельствам о том, что мир лежит во зле, а люди – мелкие и подлые животные, которые предадут, обесчестят, растопчут при первой же возможности, – вопреки всему этому, с последним крестным юродством, с безумием Креста продолжать свидетельствовать о любви и доброте как единственном естественном состоянии человека и мира, замысле Божием о творении. Это люди придумали Освенцим, это они строили лагеря в Сибири, морили голодом нищих в Бенгалии, рубили руки рабам в Конго, травили индейцев в Америке, мучили детей в Беслане, и много зверств совершается и по сей день под прикрытием ночи и изящной болтовни. И всё же мир стоит на любви и доброте, хоть всякому, кто станет апостолом Доброты, придётся взойти на крест. В этом трагедия нашего мира. Праведнику не миновать креста! Добро обязательно будет распято! Поэтому так больно смотреть на Крест. Поэтому так быстро заволакивает нашу память забвение о Кресте, и, чтобы напомнить себе о Его правде, нам приходится так часто и настойчиво напоминать себе об этом знамении победы.
© Copyright: Лидия Павловна Володина, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике: |