Рецензии на произведение «Голосование в Конкурсе Ответ на Сонет»

Рецензия на «Голосование в Конкурсе Ответ на Сонет» (Маллар Ме)

Приветствую вас, дорогие участники Конкурса «Ответ на Сонет»!

В каждом произведении для меня есть особая ценность, каждый коснулся глубины души! Сколько мудрости и чувства содержат эти сонеты! Все они касаются самой животрепещущей темы человеческих отношений: любви и страдания.

У каждого критика в Голосовании – свой подход и предпочтения. Но я не могу объективно оценивать тексты, потому что уже люблю каждый Ответ на свой Сонет. Прошу прощения у всех!
Долго думала, как выходить из этой сложной ситуации, в которую я сама себя завлекла..

Поэтому решила отметить изюминки сонетов, а свой №23 «Пресыщение» оставить ВНЕ Конкурса, потому что он навеян (уже в конце приёма на конкурс) такими самобытными, в разной степени ироничными сонетами как:
№№ 4, 6, 11, 13, 16, 19, 20, 21.

Кстати, жанр Ироничный Сонет прежде вполне себе находил место и аудиторию, и сейчас, как видно из этой подборки, может быть популярным, т.к. его деликатный (или не очень деликатный, но всё же в рамках приличий) юмор остаётся привлекательным во все времена. Изящная сонетная форма выгодно отличает его от таких жанров как Памфлет, Эпиграмма, Пародия. А сдержанные ирония и юмор придают особый вкус заложенному философскому смыслу.

В №1 меня особо тронули строки:
Не встану на пути твоём скалой,
мне хватит в жизни мудрости, терпенья.
Пусть больше повезёт тебе с другой,
я отпущу почти без сожалений.

- вот это «почти» вкупе с житейской мудростью согревают и порождают желание всё хорошее вернуть..

№2 – очень понравилось стремление сохранить разбивку второй строки и повторить слово «колкой», точно как в исходнике, этим усиливая эмоцию боязни. Смело и робко одновременно, этим и трогает.

№3 – красивы и цельны строки:
Стремились души к счастью и теплу.
Зачем пытаться склеивать осколки?

№5 – ценный ключ, особенно моей мятущейся натуре, так хочется верить в эти слова:
Сомнения и страхи все умерь.
Ты будешь счастлива, ты мне поверь!

№6 – очень милый трогательный Ответ, с тёплым юмором. Запоминается яркий образ небритого возлюбленного и пугливой капризной женщины. Комичная ситуация и нежная преданность мужчины, его готовность на всё ради любви, умиляют. Можно каждую строчку смаковать, выделю эти:
Ну, сжалься же, иначе пропаду.
В руках букет, одет, как для парада.
Затворница, я под окном в саду, –
Твоя улыбка для меня награда!
Открой скорее двери – и, поверь,
Я буду чисто выбритым теперь!

- Спасибо большое, Сергей!

№7 – прекрасные рифмы, возвышенный слог, бережная любовь дышит в каждом слове всего Сонета. Особенно понравились строки:
Останься, я тебя не тороплю,
К финалу не спеши дорогой скользкой.
Подобна отгоревшему углю
Тоска - осколком зеркала... и только.

№8 – прекрасные ценные строки, которые проникли в сердце:
Хочу кричать тебе во след: «Постой!
Оставь пустые сплетни и сомненья»
Пускай обиды, наговор пустой
Впредь не затронут наших отношений.

№9 – я прямо зависала над этими чудесными строчками, размышляла и восхищалась их сильным притягательным смыслом:
И тяжесть дум гнетёт меня порой.
Теперь я знаю ценность и значенье
Того, что мы сочли тогда игрой,
В которой проигравшим нет прощенья!
Но, может быть, я выход всё ж найду…
Твоя любовь – желанная награда!
Давай пройдём у мира на виду,
Как будто возвратились мы из ада!

№10 – сильные строки именно своей образностью, а «щемящая и прерывистая соната» меня просто сразила наповал; ведь меня, как музыканта не могут оставить равнодушной даже обыденные, но волшебные музыкальные термины (автор нашёл моё слабое место)):
Так выпусти обид пчелиный рой,
жужжанье их не терпит промедленья.
Хочу запомнить я тебя такой
в потоке исчезающих мгновений.
Я вряд ли исцеление найду,
минувшего тревоги и отрада
мне будут вспоминаться на ходу
щемящей и прерывистой сонатой.

№11 – горький Ответ, горячий в своей правдивости. И поделом мне (вернее, ЛГ)! Спасибо )

№12 – красивы и пронзительно печальны вот эти слова:
И вновь готова жертвовать собой,
Что засмеют – имеет ли значенье?
Кленовый лист кружи́т над головой,
И осень дарит золото мгновений.

№13 – замечательное приглашение к разговору, действительно отрезвляющее!
№14 – «Я виноват» – обезоруживает настолько, что на самом деле ничего не остаётся, кроме как – простить. А «взгляд под непослушной чёлкой» сражает наповал. Трогательны слова:
Прости, родная, знаю, не святой...
но не забыть прекрасные мгновенья…

№15 – никого не оставят равнодушными строчки этого памятного медальона:
…Все строки держат время под пятой,
хранят любовь, вздохнув от изумленья.
Глубоких чувств года не украдут,
не спрячут жар пылающего взгляда.
К нему через полвека добреду –
пока читаю, снова буду рядом.

№16 – «Фантомная боль» - просто букет образов и противоречивых чувств с хорошей долей юмора! Читаешь и видишь своенравную и яркую личность..)

№17 – Очень милый и тёплый сонет, полный ласковых образов. Тронули своей чудесной любовной игрой вот эти строки:
Тебя я словно ласточку ловлю,
Бросая в сети мандаринов дольки.
Предвосхищая свадебный салют,
Клянусь: все обойдут нас кривотолки.
… Я снова украду
Тебя для новой жизни-водопада,
Качну тебя в руках и побреду
Под первый нежный шёпот листопада...

№18 – поворот к библейским героям стал неожиданней ещё и тем для меня, что я сразу же оценила правомерность такого шага, и одновременно осознала масштабность смысла своего исходного сонета. Спасибо, Таня, за то, что расширила смысловые границы! Универсальны по своей мудрости и силе призыва строки:
Гоним из сердца вон и с глаз долой?
Тому не придавай, мой друг, значенья.
Ты помни наш союз и будь со мной
Под знаменем любви к Творцу Вселенной.

№19 – «Наболело» (ответ от сердитой подружки) – да, слегка грубовато, но этот сонет по характеру очень напоминает мою самую близкую любимую подругу..) Автор Ответа просто считал её прямую искреннюю и честную реакцию, её слова и темперамент, выразив всё это в тексте. Я читала и видела её, будто наяву. О, кстати! Надо будет ей прочитать мой исходный сонет и этот Ответ – уверена, она согласится с автором Ответа и оценит его как близкий именно ей..))

№20 – Старая сказка на новый лад – или журчащая Песнь любви для Журавушки от Журавля. Большое спасибо! Очень образно, сказочно, мудро (как любая народная сказка) и с долькой мягкого юмора (тоже как в русских народных сказках). Трогает не только красотой образов, но и народной лексикой, теплом чувств, будто окунает в детство:
Вернись в гнездо - я мимо не пройду.
Подружек-лис считать тебе не надо.
Лети ко мне - я в лодке на пруду,
Моя любовь, награда и отрада.

№21 – совсем иной жёсткий ответ, чисто мужской волевой, с хорошей долей самолюбия и сарказма. Ну что ж.. и такие ответы необходимо учиться принимать – это реальность жизни. Мужчины бывают разные, а именно такие – наверное, чаще встречаются нам. Я оценила умный и тонкий намёк на «английскость» сонетной формы и сквозящую в этом иронию, что «по-английски» уйти не получилось..) Спасибо за урок, Дмитрий!

№22 – я назвала этот сонет Готическим, настолько сильно ощущается в нём настроение безысходной и величественной печали, как у храма ночью. Очень образно! Удивляюсь тому, что он вышел из-под женского пера – как велика у некоторых женщин способность к перевоплощению! Спасибо, Ольга! Особенно поразили мудрые и яркие в стиле готики строки:
Закрывши двери, обрету ль покой?
Луна же не меняет освещенья.
И, кажется, что слышу волчий вой
Моей души от томного волненья.
Прости меня за ложь, я, как в аду,
Горю тобой и память мне награда.
Я будто по стеклу сейчас иду –
В шелках травы был этот путь когда-то.

№23 – мой. Я постаралась сделать его единой метафорой. Насколько удачно – судить вам. Но по голосованию вижу, что многим он понравился. Спасибо за высокую оценку! Он ВНЕ Конкурса – так будет правильней.

Поздравляю всех участников с состоявшимся Конкурсом!
Надеюсь, всем было интересно.
Итоги будут объявлены в понедельник к вечеру – считаю баллы.

Мария Абазинка   06.09.2021 04:55     Заявить о нарушении
Итоги Конкурса "Ответ на Сонет" здесь - http://stihi.ru/2021/09/06/6657

Маллар Ме   06.09.2021 20:02   Заявить о нарушении
Рецензия на «Голосование в Конкурсе Ответ на Сонет» (Маллар Ме)

Здравствуйте, отдаю предпочтение:

1) оригинальному решению по написанию ответа.
2) интересным рифмам, небанальным
3) отсутствии лишних слов.
4) Должна быть насыщенность и яркость! Эмоциональная окраска, соответствующая исходному тексту

Мои краткие комментарии всем:

1. Я верю... (пересказ несколько в другой манере, мягкой. Ответа не увидела. Дело не в половой принадлежности… Нет боли. Нет трагизма, который испытывает ЛГ исходника. Ведь, пусть, ещё, пусть… лишнее)

2. Ответ на сонет (не понравилось в заключении: «И дверь не открывай - ты мне поверь.» Если ЛГ прощается, то зачем приходит и просит не открывать дверь? Колкой-заколкой понравилась рифма – блеск! Кстати, она лучше рифмы в исходнике, где разная мягкость. Меж – просторечье не для сонета. Ответ соответствует эмоциональности исходника! Быть может – надо выделить запятой! И ещё сплошное яканье:
Прости, любимая, я не приду.
Прощаюсь я навек, моя отрада.
Быть может без тебя я пропаду.)

3. Слова признанья твоего ловлю... (всегда опасаюсь этих слов «только» - звучит комично -Толька! А здесь 2 раза… В сонете вообще не приветствуются повторы слов. Ль – лишнее, причём тоже 2 раза. Что-то я ЛГ не поняла – приду-не приду, то – надежда и отрада, то просто увлеченье…)

4. Любовь – галлюцинация, поверь (по полочкам раскладывают, вообще-то… МучИлся, а не мучАлся. СенТиментальных… Усядемся к столу? Или за стол? Усаживаются на диван, как я понимаю. Ответ достойный, но много замечаний. Характер героя ясен.)

5. Ты будешь счастлива (ритмический рисунок оставляет желать лучшего. Много слов с –нье.В последней строке ТЫ -2 раза – это не понравилось. Но ответ вполне подходящий)

6. Зачем же я любовь свою гублю? (корявая строка: «Кольнул тебя, небритым был поскольку». Грубоватый юмор. Мужской. Я бы не открыла дверь, если честно… Стёб)

7. Останься, я тебя не тороплю... (здесь «только» уместно, ксати… Очень достойно, поэтично и обнадёживает. Я бы поверила!)

8. О днях ушедших я ещё скорблю… («вослед» – слитно. Что это за заря с очей такая? Так читается…)

9. *** (читается «приходим к раю» как «приходим к краю»… По-другому никак. Придти можно в рай или к границе… Хороший ритм, но местами стилистически неровно..)

10. У края разлуки (вполне достойно!)

11. Прощай! (хотя, коль, всей.. лишнее. Про собаку – выход найден! Оргинально!

12. Всё помню («слово «груз» слишком весомое, чтобы оставить его без ударения. Столько-боли – очень слабая рифма. После «значит» нужна запятая. Текст в скобочках не для сонетной формы и поэзии вообще. «От дури» - грубо.).

13. Давай поговорим (оригинально)

14. Я виноват (реалистичный мужской ответ. «Как отпустить» - с каками поосторожнее надо быть, а то «кака (т) пустить» получается)

15. Память в письмах (тоже вполне достойный ответ и стиль сонета!)

16. Фантомная боль (блестяще, как идея! Выбираю и даю рецензию!)

17. Побег из... (в 4 строке из-за грубой инверсии разночтение: все обойдут или кривотолки? Автор подхватил «дольки» из прошлого сонета, и не случайно – он как освежающий коктейль! )

18. Под знаменем любви (для ознакомления: «Скорблю о тебе, брат мой Ионафан; ты был очень дорог для меня; любовь твоя была для меня превыше любви женской» 2 книга Царств 1:26)

19. "НАБОЛЕЛО" (современно и действенно!)

20. Старая сказка на новый лад (забавно и стильно)

21. *** (однокоренная рифма – не айс! Конкретика в виде Тверь – это сужает подход к теме. В начале текста 2 раза «любовь» - разочаровывает)

22. *** (весьма образно, оригинальные рифмы, но слово на –вши, ль, же, и вся вторая строка – не понравилось. И снова этот Толька мешает. Куда бы его деть)) )

23. Пресыщение (оригинально гастрономично, чисто по-мужски отвечено!) Но вряд ли в таком признаются, но для сонета – в самый раз!)

Мой выбор:
4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 17, 19, 20, 22, 23.

Моя рецензия:

№16. Фантомная боль (блестяще, как идея! Выбираю и даю рецензию!
Во-первых, сама идея. Она свежа, как дольки апельсинов. А они, известно, могут вылечить от хандры. И второе – юмор! Он здесь в том самом нужном виде, с долей иронией и с позитивом. Это как на приёме у травматолога – да, больно, но кость вправлена. Смени интерьер и будет тебе счастье. Это по-женски. Когда женщина в состоянии ЛГ исходного сонета – она готова двигать мебель, всё менять, чтобы как-то получить облегчение, ведь любовь ещё не умерла…
Третье, рифмы. Они не заезжены, как старая телега, поэтому я в пришла в полный восторг сразу как прочитала этот текст. Мне нравится всё. Даже то, к чему у меня могло быть замечание: разрыв предложения в строке, в данном случае, приводят к желательному разночтению, как ни странно:
К тому же чувства нового покрой
Свободнее и проще… Чьи-то тени
Из прошлого покажутся порой
И далее анжамбеман, перенос мысли в другую строфу тоже интересно играет и вполне уместен:

И скроются. Но я не попаду
В ловушку настроений и разлада
С самим собой - я эту маету
Заем бананом с плиткой шоколада.

И последнее - идеально выстроено по ритмическому рисунку: 5-ти стопный ямб с сильными стопами 1-3-5.

Это всё свидетельствует о таланте автора, несомненно! Так что, господа, можно завидовать! Разрешается!
Независимо от результата поздравляю автора!

Татьяна Игнатова 5   05.09.2021 21:44     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Таня, за полный и подробный обзор всех Сонетов! Голосование принято.

Мария Абазинка   06.09.2021 04:29   Заявить о нарушении
Ой! Случилось недоразумение! Не включила в общий список в одну строку номер 16! Я его выделила! А получилось, что не проголосовала за него?
Что делать?

Татьяна Игнатова 5   07.09.2021 08:33   Заявить о нарушении
Прошу устранить недоразумение и заменить 5 на 16, хотя на результаты это не влияет!

4, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 23.

Приношу свои извинения за оплошность!

Татьяна Игнатова 5   07.09.2021 08:46   Заявить о нарушении
Хорошо, только ближе к вечеру - сейчас на работе.

Мария Абазинка   07.09.2021 09:10   Заявить о нарушении
Изменения внесены.

Мария Абазинка   07.09.2021 17:15   Заявить о нарушении
"В начале текста 2 раза «любовь» - разочаровывает)" - После некоторых колебаний согласился, исправил на "Ответным чувством я не утолю", добавив немного аллитерации.
"Конкретика в виде Тверь – это сужает подход к теме." - После некоторых колебаний не согласился, строка выводит сонет из абстрактной плоскости с условным хронотопом и делает более реальным, живым.
"однокоренная рифма – не айс!" - Слова разведены по значениям, находятся в разных числах и падежах, однокоренность не настолько вопиюща.
В целом благодарю за дельную критику.

Дмитрий Чердаков   08.09.2021 11:09   Заявить о нарушении
Хорошо, что не зря...

Татьяна Игнатова 5   08.09.2021 16:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Голосование в Конкурсе Ответ на Сонет» (Маллар Ме)

Ох, и озадачили Вы на этот раз, Мария! Никогда ещё так не «мучился», даже когда свои стихи на конкурс или для книги отбирал. )))
Все авторы – МОЛОДЦЫ! Жаль было не включать кого-то, но условия…
Лучшим, на мой взгляд, является сонет № 8. Он совершенен по форме, хорошо перекликается с «образцом», эмоционален, поэтичен.
У прочих сонетов так же множество достоинств, хотя по мелочи есть к чему придраться (бытовизмы, техницизмы, сомнительные формулировки и пр.), но повторюсь: понравилось всё, что прочитал. Выделяя лучший сонет, остальных размещаю не по качеству произведений, а по порядковому номеру.
С уважением,

Итак: 8, 1, 3, 4, 5, 6, 10, 11, 12, 13, 15, 18, 19, 21, 22.

Игорь Шведов   05.09.2021 11:54     Заявить о нарушении
Я озадачила?) Это ещё что.. Вот на Ритмическом я озадачивала, это да! Люблю непростые задания, иначе не интересно же..)
Спасибо, Игорь, принято!

Мария Абазинка   05.09.2021 14:44   Заявить о нарушении
Рецензия на «Голосование в Конкурсе Ответ на Сонет» (Маллар Ме)

3 4 7 8 9 10 11 12 13 15 16 19 20 21 23
Все сонеты очень хороши, спасибо Марии за столь прекрасную идею и её сонет,
количество участников говорит, что тема пришлась по душе и ждёт продолжения!
Выделю из прекрасного венка, как и требуется, под №13, и под № 23 за неповторяющиеся и необычные рифмы. Всем удачи, вдохновения, спасибо за прекрасные строки.

Валентина Ментуз   05.09.2021 11:50     Заявить о нарушении
Спасибо, Валентина, принято!

Мария Абазинка   05.09.2021 14:40   Заявить о нарушении
Рецензия на «Голосование в Конкурсе Ответ на Сонет» (Маллар Ме)

3,7,10,12,14,15,18,19,20,21.
Надо сказать, что понравились все сонеты, все заслуживают внимания. Прекрасный конкурс, рада, что приняла участие.

Алла Свиридова   05.09.2021 11:47     Заявить о нарушении
Голосование принято, спасибо!
Мы будем продолжать работать в сонетной форме, проводить новые конкурсы сонетов. Я буду рада видеть Вас среди участников, Алла!

Мария Абазинка   05.09.2021 09:12   Заявить о нарушении
Спасибо.

Алла Свиридова   05.09.2021 11:48   Заявить о нарушении
Спасибо, Галина! Принято.

Мария Абазинка   04.09.2021 18:29   Заявить о нарушении
Рецензия на «Голосование в Конкурсе Ответ на Сонет» (Маллар Ме)

3,4,6,8,11,13,14,15,16,18,19,20,21
Хочу отметить сонет 6. Не каждый сможет на такое серьёзное задание ответить юмором. Настроившись на серьёзное прочтение, вдруг начинаешь улыбаться. Спасибо за настроение.

Нина Спиридонова48   04.09.2021 12:15     Заявить о нарушении
Спасибо, Нина! Принято.

Мария Абазинка   04.09.2021 12:29   Заявить о нарушении
Рецензия на «Голосование в Конкурсе Ответ на Сонет» (Маллар Ме)

№ 1;3;4;5;6;9;10;11;12;
13;15;16;18;20;23;

Поздравляю всех нас с таким ярким и "разноцветным"фейерверк ом сонетов!
Особо хочу отметить сонет№11,он мне напомнил стихотворение Бунина"Одиночество" :"Чтож! Камин затоплю, стану пить... Хорошо бы собаку купить..."
С этим стихом у меня в четвёртом классе была связана весёлая история! Учительница объявила нам, что те ученики, кто примет участие в конкурсе чтецов, получает лишнюю пятёрку, стих на свой выбор!
Я читать начала рано, а Бунинское" Одиночество"как то сразу запомнилось, я перед гостями его читала и оно ни у кого не вызывало вопросов! Когда я прочла перед классом стихотворение, Маргарита Амаяковна, наша учительница, погладила меня по голове,тут же похвалила, поставила пятёрку! Однако в тот же вечер перезвонила папе и сказала:"У Вашей дочери очень грустное настроение, может Вы ей мало уделяет внимания, хвалите её почаще!" Конечно был семейный совет, на котором мои "фанатично любящие" мама и папа с пристрастием "пытали" меня, отчего я грущу!А я просто очень хотела собаку! Вот такая курьёзная история приключилась из-за любви к поэзии! Сонет № 11 невольно вернул меня в детство и заставил улыбнуться! Спасибо автору!
Мария и Вам спасибо за интересный поэтический "марафон".. Всем желаю удачи!

Ляля Белкина   04.09.2021 12:11     Заявить о нарушении
Спасибо, Ляля за развёрнутый отзыв и за то, что поделились воспоминаниями ) Голосование принято.

Мария Абазинка   04.09.2021 12:28   Заявить о нарушении
Рецензия на «Голосование в Конкурсе Ответ на Сонет» (Маллар Ме)

4,6,7,8,12,13,14,16,19,20

Хочу отметить сонет 14, он хорошо перекликается с исходным сонетом
и в нём ясно читается характер ЛГ и его отношение к своей подруге.
ЛГ признаётся в своих ошибках и чувствах. Думается, что они помирятся и
всё у них ещё наладится.

Витевич   03.09.2021 19:40     Заявить о нарушении
Спасибо, Виктор! Голосование принято.

Мария Абазинка   03.09.2021 20:07   Заявить о нарушении
Рецензия на «Голосование в Конкурсе Ответ на Сонет» (Маллар Ме)

4, 7, 11, 13, 15, 16, 18, 23
В целом понравились все Ответы.
Ориентировался на ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: "То есть, форма Ответа должна копировать форму исходного Сонета, включая ритм - пятистопный ямб." – задание по сути дела можно отнести к жанру подражание. В исходнике отсутствуют глагольные рифмы, сокращения слов в рифме, грубые стыки согласных звуков и повторы значимых слов.
По содержанию допускается довольно широкий диапазон эмоций.
Хочу отметить сонет N16. Написан с лёгкой иронией, даже с улыбкой и без претензий к адресату, вместе с тем очень прагматично. Тропы приятно и тонко подают мысли в неоскорбительном тоне. Два межстрочных и один межстрофный анжамбеманы очень уместны: не просто некуда деть несколько слогов, а именно в точке возможного двойного толкования мысли перенесена фраза (не факт, что ожидания читателя оправдались – в этом и прелесть анжамбемана). Рифмы приличные, глагольных нет, "порой–покрой" – совпадают 5 фонем. Спондей в первой стопе последней строчки очень уместен: заключительный аккорд "пЕй сОки и смени свой интерьер" – лёгкая аритмия подчёркивает наличие адреналина у ЛГ при написании завершающей фразы!

Сергей Григорьевич Марушко   03.09.2021 18:34     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию, Сергей! Голосование принято.

Мария Абазинка   03.09.2021 19:36   Заявить о нарушении