на Возвышение Бодлера с постскриптумом про страуса

Михаил Просперо
на «Шарль Бодлер - Возвышение, с франц» (Наталья Харина)

http://stihi.ru/2025/11/16/1012

По долинам и по взгорьям
За пределы звёздных сфер
Улетел (а кто бы спорил?)
Гордых птиц пастух - Бодлер.

Я же скромен, я читатель,
Я стараюсь наяву
Достучаться там - как дятел -
Где встречал Бодлер сову.

Не парю над жизнью, - выше
Всех соседей и людей:
Как-то не уехал с крышей
В царство призрачных идей.

Мне не шепчут в банках розы
(в банке деньги я держу)
По мне не ходят альбатросы
(я сижу на чём сижу)

Мне не удаётся сбросить
Этот тяжкий груз ума.

(...а там, куда Бодлера носит
места разуму нема

а если было - не осталось,
ибо птица-самохвал,
бройлерный всего лишь страус,
кем себя ни называл

потому как, - извиняюсь
всё ещё не дочитал,
но в пагубах людских копаясь
дальше хоть на шаг он стал

Бодлер - от тех, кого бодал?)

*
Ну, сам себя не возвысишь, кто другой-то? О поводе возвышения - сама книга Шарля Бодлера «Цветы зла» была задумана автором задолго до ее опубликования в 1857 г. Само название для этого сборника было придумано критиком и романистом Ипполитом Бабу еще в 1855 г. Выходит, к этому времени книга уже приобрела свои очертания, свою идейную канву: «добывание Прекрасного из Зла». [1; С. 835 (из плана Предисловия Бодлера ко 2-ому изданию).

Эта Книга воспринималась им не как «собрание независимых  стихотворений», а «как целое, ибо только в этом случае можно увидеть вытекающую из нее страшную мораль» (из заметок Ш. Бодлера для своего адвоката - поскольку своё продвижение к популярности книга начала в суде, который признал "Цветы зла" произведением искусства).

...необычность положения Бодлера во французской поэзии... В работе Поля Валери, которая так и называется – «Положение Бодлера», автор говорит о поэтической славе Бодлера как беспримерной в истории французской литературы: «Французские поэты мало известны и мало ценимы за рубежом. Порядок и своего рода суровость …языка, наш вкус к упрощению и непосредственной ясности, наша боязнь преувеличений и странностей, некое целомудрие выразительности и отвлеченная направленность нашего ума создали у нас поэзию, … чаще всего для других наций неуловимую. Но с Бодлером французская поэзия … понудила мир читать себя; она предстала в качестве поэзии современности; она вызывает подражания». (ну да, мне нравится, что вы больны не мной... - Шекспир свои самые критикуемые пороки относил то к Дании, то к Италии, не в доброй же старой Англии сумасшедший всех умнее, да?)

Итак, по Бодлеру, Книга есть произведение Искусства – создание человеческого гения, которое должно быть прекрасным не только внутренне, но и внешне. В письме к матери от 9 июля 1857 г. Ш. Бодлер с удовлетворением отмечает «страшную и холодную красоту» своих «Цветов зла». [3; С. 236 (письмо мадам Опик). Да уж, в те времена ещё не было Голливуда, до настоящих отмороженных ужастиков культура ещё не докопалась, извлекая интересные деньги из, так сказать, борьбы с пороком.

Однако, в заключение ещё всего пару слов об исходнике, о замысле. До того, как книга получила свое название – «Цветы зла» – Шарль Бодлер планировал озаглавить свой сборник «Les Limbes» («Лимбы»). Название «Лимбы», конечно, глубже эпатирующих «Лесбиянок». Мне пояснили, что по мнению католиков, некрещеные младенцы попадают в так называемый «лимб младенцев» – место, где пребывают дети, не совершившие никаких грехов, но из-за первородного греха лишенные созерцания Бога. То есть Шарль и этой метафорой о своём метаболизме, что ли?

...то есть, если ещё шаг назад - этот символ лимбов заменил его юношеский замысел «Лесбиянок». И глубже уж копать я пока не рискнул, поскольку в этой необычности точно ничего не понимаю, как и мой читатель - в 2024 году положение ЛГБТК в России было признано наихудшим из 49 стран Европы, участвовавших в исследовании. И популяризация этих цветочков у нас не популярна. А пробежал по оглавлению из 100 стихотворений - там что-то осталось о лесби. Ладно, увидим, может и прочту, мне в моём возрасте уже не столь опасны социальные вирусы этого плана. Зато может пойму, кем воспринимать мужа Макрона.