Внезапно голос Бобышева на берегу

Михаил Просперо
Работа группы специалистов по анализу данных из Эссекского университета (Великобритания). ИИ научили определять эмоциональный профиль больших прозаических произведений, на основании которого компьютерная программа может с вероятностью 50% определить, к какому жанру относится роман или повесть. Решающим признаком стала динамика такой эмоции, как страх.

Снова страшно захотелось курить. Продолжение следует.
http://stihi.ru/2025/08/28/5107

А тут ещё свет отключили чуть ли не на всём огромном Казантипе, где я сейчас реально нахожусь в своём зелёном Солярии. Но ноутбук же справляется на батарее и с экрана - "Внезапно голос…"

Вид обесточенного монитора
невыносим для меня.
Я ¬– торк!
И тут на лице его монотонном,
северо-западном – юговосторг.

По сети сияющей паутины...
Посещаю...
Шасть – и в машинный мозг,
мышью в занавешенные притины,
отомкнувши клавишами замок.

...нет-нет, это не мои стихи, это остались на экране в качестве кэш-бэка стихи Дмитрия Бобышева, того самого, из ахматовских сирот, что под древом ея сефирот.

Я брожу, пытаю мой путь и тычу
(методом ошибок и проб)
в нечто почти насекомо-птичье:
эйч-ти-ти-пи, двуточье, двудробь.

И заимствует ум
у зауми то, что
было б Кручёныху по нутру:
даблъю, даблъю, даблъю.
Дот (точка).

Комбинация букв. Дот – ком?
Нет – ру!
И – в некое не совсем пространство,
где ветер – без воздуха, со слезой,
где чувству душно, уму пристрастно,
а с губ не слижешь ни пыльцу, ни соль.

...здорово, он точно где-то рядом, на берегу Соляриса, вкус соли проявляется очень чётко.

Но так ярмарочно-балаганны
выставляющиеся здесь напоказ
виртуальные фокусники, хулиганы,
стихоплёты и грешный Аз.

Где хватает за полы товар двуногий
с бубенцами,
цимбалами на пальцах ног:
нагие юноши-единороги
и девы, вывернутые, как цветок.

- Юноши-единороги? Интересная версия! Бегу пробовать! - аз заржал мой лошадник Бугилоп и побежал в свой Бугилас срочно ставить новую версию прекрасных свифтовских лошадей. Ну и хорошо. А мы не отвлекаемся, вперёд, и что видим?

Это – Индия духа? Африка хлама?
Гербарий чисел, которых нет?
Наступающего Армагеддона реклама,
или пародия на Тот свет...

А не это ли часом и есть он самый,
где от счастья смеётся трава, –
Рай?
Или: «Откройся, Сезам», и –
Ад,
где – гумилёвский «Трамвай»?

...точно - я тоже только что проехал этим трамваем по кольцевой. http://stihi.ru/2025/08/26/6985 - 26 августа 104 года тому назад его пустил Гумилёв, и железный монстр промчался и через булгаковских берлиозов, и... ладно, не отвлекаемся, пусть он говорит:

...Внезапно голос, вне его тела,
запел не о смерти, но о той,
что чайкой в сердце ему влетела
и, тоскуя, мучила красотой.

Незадолго перед концом и,
как бы чуя, что всё – тщета,
эту рыцарскую канцону
на валик с воском он начитал.

Артикулировал, даже выл, и:
«Мне душу вырвали» – он горевал.
Между Ржевкой и Пороховыми
вырыт ров и накопан вал...

Да что они могут, эти власти
против него, стрелявшего львов, –
изгнать? казнить?
Конечно, несчастье...
Но неодолима его любовь.

И да возносится ей осанна!
И пускай оперённо летит строка
по другую сторону
смерти и океана
и, вот оказывается, – через века.

...по другую сторону смерти и океана. Но нет, у нас смерти не будет! Только что просматривал почту с той стороны, Хинри как раз об этом пишет:

«Смерти не будет»: поэт у постели умирающего. Случаи, когда умирающий просит помощи у поэта и ждет от него своего рода предсмертное напутствие, чувствуя в его таланте «дар жизни», как пишет Пастернак. Несколько таких случаев нашли выражение в письмах читателей Пастернака.

Однажды когда мы были в Евгением Борисовичем (Пастернаком) в Америке, в Гарварде, то славист Джордж Гибиан спросил Евгения Борисовича о том, что было известно Борису Пастернаку о бессмертии. Какую он знал тайну? Судя по волнению, с которым он шепотом на ухо задал этот вопрос, он его очень волновал. Что можно было ответить? Но действительно многим казалось, что Пастернак знал эту тайну, и многим хотелось перед смертью услышать от него нужные слова.

Еще в 1925 году Марина Ивановна Цветаева писала Пастернаку: «Когда я думаю о своем смертном часе, я всегда думаю: кого? Чью руку? И – только твою! Я не хочу ни священников, ни поэтов, я хочу того, кто только для меня одной знает слова, из-за, через меня их узнал, нашел. Я хочу такой силы в телесном ощущении руки. Я хочу твоего слова, Борис, на ту жизнь».

В последние месяцы болезни Булгакова он попросил Елену Сергеевну позвать к нему Пастернака. Они были не близко знакомы. Но, видимо, между ними было какое-то душевное притяжение и ясное понимание того, что кто значит. Елена Сергеевна рассказывала, что она всегда волновалась, когда приходили к Булгакову посетители. Боялась оставлять их вдвоем. Но в этом случае она как-то сразу почувствовала надежность гостя и, увидев, что они хорошо и ласково встретили друг друга, позволила себе оставить Михаила Афанасьевича на попечение Пастернака и ушла по хозяйству. Вернувшись, она нашла мужа радостным, спокойным и очень довольным. Он сказал ей: «Этого всегда пускай ко мне». Она не слышала, о чем они говорили, но о чем же другом могли они говорить, как не о недавно законченном «Мастере и Маргарите», о его герое Иешуа Га-Ноцри, о телефонном разговоре одного и другого со Сталиным как с силой, «что без числа творит добро, всему желая зла» (это характеристика Мефистофеля в «Фаусте»). И такой разговор был очень нужен Булгакову, отчетливо понимавшему, что дни его сочтены.

Это выдержки из доклада Елены Владимировы Пастернак , прочитанного на конференции «Борис Пастернак и Тициан Табидзе: дружба поэтов как диалог культур».

...спасибо, напутствие на ту жизнь, а нет ли на эту? - надо глянуть у самого Бориса - сестра моя жизнь - скорее всего?    http://stihi.ru/2025/08/31/3552