Ореховый Спас: третий, хлебный, щедрый...
В самом конце лета, 29 августа, сразу после Успения Пресвятой Богородицы, наступает третий, завершающий Спас — Ореховый. Его называют также Хлебный или Спас на холстах. Это народно-христианский праздник, который словно подводит черту под летом и готовит нас к встрече осени. Он не такой яркий и известный, как Медовый или Яблочный, но обладает своим особым, спокойным и мудрым характером.
Три Спаса (Медовый, Яблочный и Ореховый) — это как три ступени, три праздника урожая, идущих друг за другом.
· Медовый (14 августа) — начинается сбор мёда, проводы лета.
· Яблочный (19 августа) — освящение первых плодов, преображение природы.
· Ореховый (29 августа) — окончание жатвы, сбор орехов и заготовка запасов на зиму.
Ореховым его назвали потому, что к этому дню как раз поспевали лесные орехи (лещина) и можно было начинать их сбор. Люди верили, что если на дереве много орехов, то следующий год будет хлебным и благополучным.
Второе имя — Хлебный Спас. Оно главное и самое точное. К этому времени полностью заканчивалась жатва хлебов. В поле выходили в последний раз, святили в церкви свежеиспечённый хлеб из муки нового урожая. С этого дня начинали сеять озимые. Без хлеба на столе не было и праздника, поэтому «Хлебный» — это самое почётное название для этого дня.
Третье название — Спас на холстах или Холщовый Спас. В этот день было принято проводить ярмарки, где торговали холстами и домоткаными полотнами. После освящения в церкви эти ткани считались особо целебными и благодатными.
Если два первых Спаса имеют свои праздники (Происхождение Честных Древ Креста Господня и Преображение Господне), то Ореховый Спас приурочен к другому важному церковному событию.
29 августа православная церковь отмечает перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа. Согласно преданию, больной царь Эдессы Авгарь послал к Христу художника, чтобы тот написал Его портрет. Но у того не получалось. Тогда Христос умыл лицо и вытер его платом (убрусом), на котором чудесным образом отпечатался Его Лик. Этот плат с Нерукотворным Образом исцелил царя и стал первой в истории христианской иконой.
Именно поэтому в народе праздник и получил название «Спас на холстах».
Традиции и обряды:
1. Освящение в церкви. Главным атрибутом для освящения были хлеб и каравай из новой муки, а также орехи и семена. Освящённым орехам приписывали магические свойства: их хранили всю зиму как оберег от сглаза и болезней, давали тяжелобольным.
2. Заготовка ореховых веток. Считалось, что банный веник, сделанный из ореховых веток, выгонит из тела любую хворь. Также из ореха делали обереги и обрядовые амулеты.
3. Ярмарки. Торговля на «холщовых» ярмарках шла бойко. Считалось, что в этот день нужно обязательно что-то купить, чтобы весь год не знать финансовых проблем. Особой удачей считалось приобрести домотканое полотно.
4. Застолье. На праздничный стол обязательно ставили хлеб нового урожая, пироги с грибами и орехами, ореховые настойки. Угощали всех гостей и соседей.
Приметы на Ореховый Спас
· Много орехов — к холодной зиме.
· Урожай орехов, но нет урожая на хлеб — следующий год будет богатым.
· Если журавли улетели к Спасу — на Покров (14 октября) будет морозно.
· Гроза в этот день — к тёплой осени.
Ореховый Спас - это праздник-благодарность, праздник-итог. Он не о сладости (как Медовый) и не о красоте (как Яблочный), а о главном: о хлебе насущном, о запасах на зиму, о труде, который завершён. Это тихий, мудрый и по-настоящему щедрый праздник, который напоминает нам о простых и важных вещах: нужно трудиться, делать запасы, помогать близким и верить в лучшее.
С Ореховым Спасом!
Стихи о Празднике:http://stihi.ru/2025/08/29/1356