http://stihi.ru/2025/05/01/7181 – Конкурсная страница
http://stihi.ru/2025/06/13/4235 – Итоги конкурса
В этом конкурсе участвовало всего 33 произведения. Из них судьями были отобраны – 22. Заданная тема стихов – известное общественное событие наших дней или узнаваемая отсылка к известному историческому событию, ставшему в последнее время злободневным и обсуждаемым. Исходя из этой темы жанр конкурсных стихов – гражданская поэзия. Этот жанр бывает очень разным, имеет свои разновидности и его можно исполнить различными способами.
Самый распространенный и наиболее простой – рассказ автора о том, что он наблюдает в окружающем его обществе, о чем думает, что его волнует. Этот способ изложения смыкается с жанром публицистики – автор не просто в нем рассказывает, но и что-то осуждает и заодно призывает к каким-то переменам. Иногда высмеивает. Таких способов построения сюжета гражданской поэзии в пакете конкурсантов оказалось довольно много. Жанр таких стихов – гражданская поэзия, но, увы, еще не гротеск.
Другой и более яркий способ изложения гражданской поэзии – включение в рассказ приемов аллегории. (Относительно недавно мы в ТМА проводили конкурс по написанию поэтических аллегорий!). Главная черта аллегорий – наличие второго, переносного смысла в изложении сюжета. Автор не буквально описывает то, что видит и что его волнует, а использует скрытый подтекст. Аллегория – это разновидность иносказания - высказывания с тайным, скрытым смыслом, который, тем не менее, должен быть понятен читателю, хотя и не дается напрямую. Среди наших конкурсантов несколько произведений содержали элементы иносказания – аллегории. Часто с использованием гипербол – намеренных преувеличений качеств и способностей персонажа для придания большей выразительности рассказу. Но аллегория - это все равно пока еще не гротеск, хотя и имеет отдельные общие черты с гротеском, а именно – переносный смысл некоторых частей сюжета и возможные преувеличения (или преуменьшения).
Самый интересный и наиболее трудный прием изложения сюжета гражданской поэзии – это ГРОТЕСК. Помимо аллегории и преувеличения в гротеске происходит сочетание несовместимого: ужасного и смешного, безобразного и возвышенного, реального и фантастического, и это помогает вскрыть противоречия действительности. В гротеске за внешним неправдоподобием и фантастичностью кроется глубокое художественное обобщение важных явлений жизни. Его особенности - НАЛИЧИЕ ДВУХ ПЛАНОВ СМЫСЛА и их контрастность. А еще – ФАНТАСТИЧНОСТЬ (небывальщина). Гротеск - это всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, намеренная КАРИКАТУРА, поэтому в литературе и в поэзии он обычно используется для создания более впечатляющего выражения творческого замысла.
В нашем конкурсном задании требовались стихи, написанные по недавним общественным или историческим событиям (узнаваемым, понятным читателю!) именно в стиле гротеска, а не просто в форме авторского рассказа или публицистического высказывания. К сожалению, именно стихов-гротесков в пакете нашлось совсем немного. Мало того, далеко не все стихи, полностью отвечающие приметам этого жанра, были к тому же безупречны с точки зрения их исполнения – имели отдельные недочеты либо в построении фраз, либо в базовой технике стихосложения. Поэтому выбор у наших судей в этот раз оказался небогатым: найти для включения в личный шорт лист подходящие стихи оказалось для всех нас сложной задачей… Тем не менее, поделюсь тем, что мы все вместе из пакета принятых стихов отобрали.
*************************************************
1. СТРАННЫЙ СОН. МАРИНА БЫСТРОВА-ДОКС
Где я? Может ли быть такое?
Разве что, в раю, в поднебесье -
Гордо шествуют предо мною
Представители всех конфессий!
В знаменитом папамобиле
Папа римский вдвоем с имамом,
Рассуждают о равной силе
Католичества и Ислама.
Православный с крестом на шее,
С Далай-Ламой ведет беседу,
Мусульманин, друг иудея,
Выдвигает мирное кредо.
Поругавшихся по дороге
Усмиряет учитель Будда,
Как разок на них глянет строго,
Так они: «Я больше не буду!»
Их молитва разноголоса,
Но един их взгляд многоокий,
И какой-то открыли способ
Обходиться без драк и склоки.
Хорошо на душе, спокойно,
Наконец-то все люди – братья!
…Ах, как падать мне было больно
С поднебесья и до кровати!
Странный сон разбомбила драма -
Снова где-то взорвался смертник,
Открывается панорама,
Начинается понедельник…
Жанр стихов – гротеск, они выстроены на фантазиях сна персонажа, в котором случается желанное, но невозможное – единение людей разного мировоззрения: «Их молитва разноголоса, но един их взгляд многоокий, и какой-то открыли способ обходиться без драк и склоки». Но сон заканчивается, и реальность берет своё: «Странный сон разбомбила драма - снова где-то взорвался смертник». Неплохая работа!
2. ВЕЩИЙ СОН. ДЭН МАРТИНИ
Зе нюхнул с утра для фарта,
Зе напялил треуголку.
На смартфоне кликнул карту,
Зе смотрел на карту долго...
Зе протер очки платочком,
Побежал включать компьютер:
–Гугл, что случилось ночью?
Украины – нету, тю-тю...
Нет объекта, есть объедки–
Не найти во тьме кромешной...
Не страна была – конфетка,
Что случилось с незалежной?
Турция, Литва, Молдова,
Белоруссия и Польша
Поживают нехреново–
Украины нету больше.
В сытости, тепле Россия,
Штаты собирают сливки,
Упиваясь рефлексИей–
Украина– пшик, фальшивка.
Где хозяин, где хозяйка?
Кто задачи ставит, цели?
Попрыгунья–попрошайка...
Гля, колибри(калибры) полетели...
Гугл страдал, скрипел компьютер,
Задымилась треуголка...
Разбежались к черту люди,
Втихомолку, в самоволку.
Без оглядки, без сомнения,
Взяв добро своё в охапку.
Где накормят–там спасение...
На воре горела шапка...
Вдруг, услышав окрик грубый,
Зе на землю повалился...
Ледорубы, ледорубы...
-
Странный сон ему приснился...
Еще одни стихи, содержание которых сон персонажа, в котором многое фантастично: «На смартфоне кликнул карту… Украины – нету, тю-тю... Нет объекта, есть объедки–
Не найти во тьме кромешной...». Если и гротеск, то слабенький, потому что все прочее в тексте – публицистика, факты, никаких особых преувеличений и небывальщины там нет. Но с некоторой натяжкой можно было бы отнести эти стихи к гротеску и включить в шорт лист, если бы не их язык. Я не включила, потому что любую мысль, тем более авторскую (а в стихах говорит именно автор, а персонаж в прямой речи) можно и нужно излагать литературным языком – просто нужный стиль подобрать. Мне помешали недочеты техники исполнения: «тЮ-тю» вместо «тю-тЮ», «гля» вместо «глянь», «рефлексИей» вместо «рефлЕксией» и, особенно, - «нехреново». Говорить так в узком кругу своих знакомых человек может, но использовать искаженную речь в стихах на конкурс – точно не стоит!
3. АНТИРЕВОЛЮЦИОННЫЙ РЭП. ГЕННАДИЙ КРЫКСИН
Носят вороны во все стороны
старый тлен,
расфасовывают мошенники
дух измен,
нагоняют ветра и молятся
суете...
Коль разбудят дух революции,
быть беде...
Тьму с невыученными уроками
Бог вернет.
К новомученникам с пророками
свет сойдет.
И безвинно пролитой кровушки
не забыть.
Если памяти нет на волюшке -
плену быть!..
Вновь мошенники заприметили
не своё.
В карты режутся и торгуются
с вороньем:
Что ж ценнее - свободобесие
или жизнь…
Всё подмечено, не понравишься,
так держись!
Ставки сделаны, равновесия
больше нет!
Словом матерным задыхается
интернет.
Дети с тем же бредут по городу
на закат…
Дети, милые, не ведитесь на
маскарад!..
Вам, ребятушки, надо сделаться
лучше нас!
Не растратиться, не развеяться
в вихре масс.
Сохраните в себе для главного
Божий свет…
Не к закату идите горькому,
на рассвет!..
В этих стихах, написанных в жанре публицистики, есть аллегории («мошенники заприметили не своё. В карты режутся и торгуются с вороньем: что ж ценнее – свободобесие или жизнь…»). Стихи выразительны, ярки, но гротеск ли это? Есть ли здесь примеры небывальщины, преувеличений, резкой карикатурности описания? Я не нашла таких фрагментов в тексте. Автор пишет то, что есть в реальной жизни, и изображает это, используя привычные для хорошей поэзии выразительные средства. Хорошие стихи, но пока не гротеск.
4. ГАГАРИН. ДМИТРИЙ МАЛЬЯНЦ
В пламени и шуме, в копоте и гари
Улетал на небо космонавт Гагарин.
В маленьком скафандре, в гермошлеме белом,
Он хотел вернуться, но вернуться целым.
В железяке сидя, он глазами хлопал,
Проплывали где- то Африка с Европой,
Змейками скользили Нил и Амазонка,
Льдины Антарктиды, снег до горизонта,
Звёздочки алели на Кремлёвских башнях,
Было очень тесно, было очень страшно.
Он проголодался и замёрз до жути,
Ангелом спустился вниз на парашюте.
Гимн, аплодисменты и в полях ромашки,
Дали одеяло, поднесли рюмашку,
Даже генералы на руках носили,
А когда устали, вдруг его спросили.
Вышел самый, самый, самый главный лидер -
- Расскажи, Гагарин, Бога в небе видел?
И ответил тихо космонавт наш первый -
- Не трепите Богу, ради Бога, нервы.
Смотрит он на Землю, круглую как мячик,
Иногда смеётся, но всё чаще плачет.
Бог создатель пьесы, режиссёр и зритель,
Так что, человеки, небо вы не злите!
Серебром кипящим боль бежит по венам,
Всех Господь накажет, всех сожжёт мгновенно.
Так сказал Гагарин и ушёл в ромашки,
Где в высоких травах пчёлы да букашки,
Где летят стрекозы по своим маршрутам
И гоняет ветер купол парашюта.
А в этих стихах явно присутствует элемент фантазии – нерельность. Гагарин здесь – не реальный космонавт, который совершил подвиг, а нарисованный особой стилистикой речи мультяшный персонаж, летающий над Землей: «Проплывали где-то Африка с Европой, змейками скользили Нил и Амазонка, льдины Антарктиды, снег до горизонта, звёздочки алели на Кремлёвских башнях. Было очень тесно, было очень страшно». В то же время, это еще и притча, несущая глубокие и важные мысли: «Смотрит он на Землю, круглую как мячик, иногда смеётся, но всё чаще плачет. Бог создатель пьесы, режиссёр и зритель, так что, человеки, небо вы не злите!». Почему это все-таки гротеск? В этой истории есть подтекст, есть фантастический элемент и присутствует авторская ирония – карикатурность подачи сюжета.
5. УВИДАЛ Я ДЕВУШКУ ВЕСНОЙ... АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВ-МАРТ
Увидал я девушку весной,
В платьице зелёненьком была.
В телефоне занята игрой.
И душа запела как струна.
Подошёл, спросил: «Как Вас зовут?»
Но наушники висят на ней.
Подождал я несколько минут.
Пел в кустах сирени соловей.
001010101
101000101
001010001
101010001
Наконец закончилась игра,
И наушники снЯты с ушей.
«Мне уже знакомиться пора,
Нету у меня пока друзей.
001010001
001000101
101010101
101010101
Как зовут, спросили Вы меня?
Временно назвали Нейросеть,
Но скажу Вам сразу, не тая:
Всё до ночи надо нам успеть.
Ночью я одна в кровати сплю,
Заряжается компьютер мой.
Так готовлюсь я к другому дню,
И в час ночи мне пора домой.
Вот он рядом милый институт,
Где программу дали про любовь,
Говорю спасибо им за труд.
Что же ты не даришь мне цветов?»
Я стоял немного обалдев,
И раскрыл от изумленья рот.
Это первый робот среди дев?
Нет, не нужен мне такой джекпот.
И бежал я строго по прямой,
Мысль одна вертелась в голове:
Робот-дева - человек живой?
Сколько ж их гуляет по Москве??
Мне понравился сюжет – автор нашел подходящую тему для написания нового гротеска к конкурсу – тему искусственного интеллекта, негативно конкурирующего с человеком. «Робот-дева - человек живой? Сколько ж их гуляет по Москве?» Есть удачная попытка карикатурно изобразить девушку-робота, работающую по заданной программе: «Вот он рядом милый институт, где программу дали про любовь, говорю спасибо им за труд. Что же ты не даришь мне цветов?». Но хорошую идею сюжета портит сырое исполнение: пятистопный хорей с мужской рифмой соблюдается только по количеству слогов с строке, а фонетическое ударение слов в большинстве случаев не совпадает с местами Иктов (ритмических ударений), отчего звучат стихи очень трудно, неровно.
8. В КРАЮ ВИНДЗОРОВ. ПАВЕЛ САБИНСКИЙ
В краю Виндзоров теплится раздор.
Элизабет пока что держит двор
В руках, ведя приёмы и парады,
Вручая кубки, титулы, награды,
И то, что полагается стране,
Овеществляет, сидя. Но родне,
Потомственным эрцгерцогам и принцам,
Желалось прокатиться по столицам,
Не символом, не церемониалом,
А лишь монаршим индивидуалом,
Чтоб совершать вечерний променад,
Не облачаясь в царственный наряд,
Не утомляясь строгим протоколом,
И, рот открыв, не жечь сердца глаголом.
На ту беду канадский вольный нрав,
Общественность английскую поправ,
Упёрся лбом. Коль герцогиня хочет,
То герцог сложит груду полномочий,
Оставив титулы и (для потомков) льготы,
Отбросив бутафорские заботы.
С тем, наступив виндзорам на мозоль,
Пойдёт искать «передовую роль».
Империя с того не похудеет,
Застыв, как муха, в царственной идее,
Себе оставит блеск и поелику
Не потеряет звание великой,
Переживёт сакссекские порывы - ?
Ведь герцоги бывают не спесивы,
Решив оставить Букингемский двор,
Где их грандмаза, брат, отец, трезор
Продолжат службу родине и трону,
Не уронив в беспечный час корону,
Как мог бы сделать Эндрю, адмирал,
Что у Эпштейна иногда бывал.
Стихи, написаны по фактам сведений о жизни британского королевского двора. Использованы приемы сатиры и иронии («Застыв, как муха, в царственной идее, себе оставит блеск и поелику не потеряет звание великой, переживёт сакссекские порывы». (может быть, саксонские?). Насколько данное обращение к теме знакомо, понятно и значимо для всех читателей, вопрос сложный: мне было трудно вникать в содержание стихов, поскольку я не особо хорошо знаю эти события и не озабочена проблемами королевской династии. Как стихи воспринимаются другими – не знаю. Вопрос в другом: есть ли тут гротеск? Где в тексте примеры элементов фантастики, карикатурного преувеличения? Я их не нашла, на мой взгляд, автор сам иронично рассказывает нам историю Виндзоров и опирается при этом на реальные события. Если я ошибаюсь, поправьте!
9. ГДЕ СВИТУ ВОЛАНДА БУЛГАКОВ ВЕСЕЛИТ. МИХАИЛ ПРОСПЕРО
Где свиту Воланда Булгаков веселит -
Горят неувядающие свечи.
Гремит шампань!
Иронии картечью
Стреляют пробки в тусклый Массолит -
- Но не в меня!
Меня их смех не злит.
Я сам смеюсь над шлаком человечьим
Летящим на свинье ко мне навстречу -
- Виват!
И пусть веселье чёрт продлит!
Уместна месса трезвого гротеска:
Прочти в коротком слоге ВТБ
Чьё имя здесь на "В", а чьё на "Б",
но этой тайной поделиться не с кем -
...и как-то быстро кончен бал.
Материал-то слит.
В кредит.
Чертовски-й весело, я бы сказал.
Пока Архангел спит.
Наш, местный, за кулисами Большого.
Да и не в церковь зритель шёл, на шоу.
...спокойней, от чрезмерного усердия
предсердие
болит.
Как я поняла, автор хотел в рамки событий булгаковской «Мастера и Маргариты», в целом написанной как гротеск на события 30-40гг советской России, внести какие-то современные проблемы, поместив в стихи загадочные для меня строки: «Прочти в коротком слоге ВТБ. Чьё имя здесь на "В", а чьё на "Б", но этой тайной поделиться не с кем». О чем здесь идет речь? О современном банке ВТБ? Признаюсь честно, я не поняла, что именно хотел сказать автор этими стихами, не разгадала их подтекста и смысла, не уловила связи сюжета книги с современностью, не почувствовала, к чему относится аллегория. Стиль написания стихов – только напоминает гротеск, но всякая форма без понимания значения написанного – лишена смысла и даже бесполезна. Хотелось бы, чтобы или автор стихов, или судьи, их отобравшие, помогли мне с пониманием этого произведения.
15. СТАРИННАЯ СКАЗКА ПРО ГЛУПОГО МАЛЬЧИКА. ЕЛЕНА ЗАОСТРОВЦЕВА
...Кто дней стародавних не помнит дела,
Тем сказка - всего лишь намёк...
В лесу, за рекой, далеко от села
Жил мудрый, задумчивый Волк.
Он, сколь себя помнит, не трогал людей,
Ни скот, ни посевы, ни кров.
Но был, на беду, пастушок-дуралей,
Что страшно боялся волков.
Поскольку учиться ремёслам другим
Балбес не умел и не мог,
Он после обеда, упившийся в дым,
Кричал истерически:"Во-о-олк!"
И люди с окрестных глухих деревень
Пришли на серьёзнейший сход
Да так порешили: "Пускай, коль не лень,
И дальше про Волка орёт.
Услышат в заморских Больших Областях,
Как звери достали нас всех!
Пусть бесится с жиру - оно же дитя,
А Волка обидеть не грех!"
Ох, как распоясался наш обалдуй:
"Сейчас покажу я вам всем!
Гранату добуду и лес подожгу,
Чтоб не было Волка совсем!"
Со спичками детям опасно играть,
Но кто помнит этот урок?
... Над лесом - небесная синяя гладь
И крик затихающий: "Во-о-олк!"
Как было бы тихо без войн и без драк,
Напрасных страданий и склок,
Когда б не орал пресловутый дурак:
"Беда! До-по-мо-жiть! Там волк!"
Первый признак гротеска – иносказательность, выполнен здесь точно, что и автор подтверждает в самом начале сюжета: «Кто дней стародавних не помнит дела, тем сказка - всего лишь намёк..». И весь сюжет стихов суть поучительная мудрая сказка о мальчике, любившим для забавы пугать ближних устрашающим «Волк!!!»: «Поскольку учиться ремёслам другим балбес не умел и не мог, он после обеда, упившийся в дым, кричал истерически:"Во-о-олк!"». При этом их местный волк был «мудр и задумчив»: «он, сколь себя помнит, не трогал людей, ни скот, ни посевы, ни кров». Сказка о том, как опасна терпимость людей к забавам «дуралея», типа: «Пусть бесится с жиру - оно же дитя, а Волка обидеть не грех!"». Автор предостерегает от этого: «Как было бы тихо без войн и без драк, напрасных страданий и склок, когда б не орал пресловутый дурак: "Беда! До-по-мо-жiть! Там волк!"». Гротеск ли это? Думаю, что, да, поскольку здесь и иносказательность присутствует, и сказочность сюжета. А главное – это яркая иллюстрация того, что происходит в сегодняшнем мире – попустительство лживым воплям дуралеев в надежде, что «услышат в заморских Больших Областях, как звери достали нас всех!», которое возвращается к людям большими войнами и напрасными страданиями. Я люблю стихи с ясной и четко выраженной авторской мыслью автора, умело использующего самые разные выразительные средства языка поэзии – иносказание, аллюзии на известные литературные источники, гиперболы и авторские заключения: «Со спичками детям опасно играть, но кто помнит этот урок?».
16. МЕЛОДИИ ВЕРИЙСКОГО КВАРТАЛА. ФИДЕЛЬ САГИТОВ
Покинув в марте наши рубежи,
Сводя концы с концами еле-еле,
От скуки релоканты, как бомжи,
Бродили по проспекту Руставели.
Как оказалось, мест свободных нет
В кафе на Академика Хорава,
Где был благотворительный обед,
А значит - наших целая орава.
Мне кажется, я где-то их видал,
На Невском, а быть может на Арбате,
И, даже вроде, кой-кого узнал
Среди сидящих в тамошней прохладе.
Там местный лабух, кажется Джамал,
Почти по-русски пел им про берёзы,
Ему московский хипстер подпевал,
Размазав навернувшиеся слезы.
Не всем талон достался на обед,
Я видел как у городской управы
Два питерца за несколько монет
Прохожим пели песни Окуджавы.
Но только их никто не замечал,
Теперь они звучали так нелепо,
Лишь изредка им кто-то бормотал:
- Укацравад’, батоно, мечкареба*.
Всё началось примерно год назад
И с той поры в Тбилиси нет района,
Где день деньской повсюду не звучат
Аккорды эмигрантского шансона.
И пусть потом хоть сколько лет пройдёт,
Неважно даже, много или мало,
Здесь не забудут двадцать третий год,
Мелодии Верийского квартала.
* - Извините, я тороплюсь (груз.)
Хорошие стихи, написанные в жанре гражданской поэзии по событиям сегодняшнего дня - о жизни релокантов, позорно сбежавших из отечества в Грузию и ставших там никому не интересными: «Не всем талон достался на обед, я видел как у городской управы два питерца за несколько монет прохожим пели песни Окуджавы». Гротеск ли это? Нет. Здесь нет ни каких либо карикатурных преувеличений, нет фантастики и второго смысла – что хотел сказать автор стихами, то он и описал в явном виде. Написано отлично, но это не гротеск.
17. КОЛЫБЕЛЬНАЯ ДЛЯ ДРАКОНА. ВАЛЕНТИНА ПАЛЬЧИК-ФУРСОВА
Небывалый фон событий,
Меркнут сказки - быль страшней.
Бесполезный мир открытий -
Ложь учёных степеней.
Развращённые иуды
Губят жизнь, целуя смерть,
Бродит страх, как чёрный пудель,
Подневольный липкий смерд.
Заразился Шут Зелёный
Лихорадкой золотой,
Лжёт консилиум учёных,
Развлекается плейбой.
Но пугают всех драконом,
Русской сказкой неспроста,
Вместо нравственных законов -
Бездуховность, слепота.
Эскулапы, кто над вами,
Совесть кто-нибудь лечил?
Правят, доллары грехами,
Царь Кощей и палачи...
Неудачно выпал жребий,
Спи, мой сказочный Дракон,
Не такой уж ты свирепый,
Где неписаный закон...
Тема описания жизни общества, гражданская поэзия. Но описание не прямое, а через аллегорию жизни мира, где «не писаны законы», а «вместо нравственных законов - бездуховность, слепота», где «развращённые иуды губят жизнь, целуя смерть». Описываются не конкретные события, а их образы – иносказательно. А все герои – персонажи сказочных сюжетов: Дракон, Царь Кощей, Шут. Есть и актуальный намек на узнаваемого персонажа событий сегодняшней жизни: «Заразился Шут Зелёный лихорадкой золотой». Думаю, что жанр здесь был определен судьями правильно.
18. НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ. ОЛЬГА АЛЬТОВСКАЯ
Да, мы многого достигли,
Понося и разрушая -
Режь, ломай, к чему привыкли!
И – прощай, страна большая!
И – привет, свобода слова,
Что привычное низложит!
И твердим пустоголово:
«Заграница нам поможет!»
Чтo; нам корни?! Крепки ветки!
Чтo; нам дедово наследство?!
Чтоб урвать - учитесь, предки! -
Хороши любые средства.
За свободу встали грудью –
Разрешенья не спросили! –
В упоённом словоблудье
Старый мир похоронили.
Нет проблем купить бы где бы?
Мы уже не ладим латки,
Не глядим, мечтая, в небо
У костра в тени палатки.
Хорошо ли жили, плохо
Мы во время коммунистов –
Только кончилась эпоха
Дураков-идеалистов.
Мы уже умны и хватки.
Чтo; нам память? Чтo; нам небо?
Вышло идолом достатка
Из былого ширпотреба,
Из заплатанных одёжек
И вошло с напором бура
Время глянцевых обложек,
Криминала и гламура.
Отличная гражданская публицистика с ясным авторским посылом, написанная правильным языком. Но не гротеск. Почему? Здесь нет второго плана – автор не использует скрытого, второго сюжета, а произносит ровно то, что хочет донести до читателя. Нет здесь и фантастических персонажей, карикатуры, столкновения противоречий. Есть только яркие сравнения и метафоры, которые нормальны и хороши для любого жанра настоящей поэзии. «В упоённом словоблудье старый мир похоронили» или «и вошло с напором бура время глянцевых обложек, криминала и гламура» - отличные метафоры, но они - не примета гротеска.
19. ПРИМЕР ДЛЯ ВСЕХ... INOPLANETEANKA
Мой деда самых честных правил
На даче репку посадил,
Семейный бизнес он возглавил –
Трудился, на жалея сил...
Слова большого человека:
"Держитесь, мол, хоть денег нет",
Чуток о жизни покумекав,
С энтузиазмом встретил дед.
И выросла огромной репка –
Пора уже тащить на свет...
Вцепившись в это чудо крепко,
Зовёт семью на помощь дед.
И вот бежит-летит старуха,
За нею внучка, Жучка, кот...
Пыхтят-пыхтят, но вот непруха –
Наверх та репка не идёт.
Позвали мышь тогда на помощь.
Прекрасен их союз, друзья! –
Все вместе вытянули овощ!
Пример для всех – сия семья!
Иносказательность (аллюзия на русскую сказку) есть, фантастические персонажи (одушевленные герои сказки) тоже присутствуют. На гротеск это тянет… А вот с авторской идеей мне здесь не всё понятно. О чем эти стихи? О чем-то личном и частном – о делах семейных, или все же есть намек на какое-то всем известное событие гражданского общества? Я не поняла, на какое. Поэтому стихи не отобрала. Можно ли считать эти стихи гражданской поэзией? Кто знает, поясните, пожалуйста!
20. РЕИНКАРНАЦИЯ - НЕ ШУТКА... ВАЛЕНТИНА ВЕСЕЛОВА
Твердят, реинкарнация - не шутка.
Не знаю, верить в это или нет.
Давай себе представим на минуту
Такой трагикомический сюжет.
На сцене ад, Адольф ворчит: "Морока,
Жара и боль, удушье невтерпёж.
Эй, черти, поскорей подайте кока*, *кокаин, наркотик
Без кокаина вовсе пропадёшь!"
Тут старый друг зашёл из Аненербе,
Пузатый фриц с нашивками СС,
И предложил, закуривая нервно,
Путём реинкарнаций сбросить стресс.
Ликует Гитлер, выход найден быстро!
За дело взялся ушлый кукловод -
Переместил в шута-авантюриста,
У бесноватых лёгок переход.
Что началось? Война пришла в Европу,
Банкротство, крах, валюта на нуле,
И страх, и ужас, как перед Потопом,
Вмиг белый свет погас на всей Земле.
Фигляр-урод в фуфайке цвета хаки
Резвится, потирая в коке нос.
Грозится миру ядерной атакой,
Дамоклов меч над странами занёс.
Твердят, реинкарнация - не шутка.
Вселение от кары не спасло,
Расплата неизбежна для ублюдков -
Ждёт приговора мировое Зло!
С жанром здесь все в порядке – сюжет с элементами фантастики, есть иносказательность. Сюжет стихов – переселение души Гитлера в Зеленского, как бегство, которое все равно не спасает переселившегося от неизбежной кары. Гротеском эти стихи назвать можно, но я не отобрала их по качеству речи – здесь язык на грани между литературной речью и торопливой разговорной, местами пересыщенной образами разных времен и смыслов, не столько выразительными, сколько случайно подошедшими под рифму. («Грозится миру ядерной атакой, дамоклов меч над странами занёс», «Банкротство, крах, валюта на нуле, и страх, и ужас, как перед Потопом, вмиг белый свет погас на всей Земле»). Но если с качеством подбора слов в этих фрагментах еще можно спорить, то мутная конструкция концовки фразы: «Адольф ворчит: "Морока, жара и боль, УДУШЬЕ НЕВТЕРПЁЖ» поставила меня в тупик управлением последних слов фразы, так же как и фрагмент: «Ликует Гитлер, выход найден быстро! За дело взялся ушлый кукловод - переместил в шута-авантюриста», - кого переместил в шута кукловод? Оборванность и недосказанности предложения – это разговорный стиль. И кто такой этот кукловод? Употребленное, но нераскрытое далее в тексте именование…
21. СКАЗКА ПРО ЛИХО. ГАЛИНА СКУДАРЁВА
Ой, как буйны ветры налетели,
Раскачали чёрные качели.
Скрип канатов - синих жил воловьих -
Отголосок причитаний вдовьих.
На качелях Лихо восседает
И беззубый рот свой ощеряет.
А камзол его весь, с сапогами,
Детских слёз расшиты жемчугами.
И чем больше слёз, тем ярче краски
На его антифашистской маске.
Подошёл к нему однажды Леший,
Хитро предложил разгрызть орешек.
"Если, волшебство твоё всесильно,
То Европу преврати в красильню!
Пусть с рожденья все запомнят дети,
Что цвет хаки - лучший цвет на свете!
И, других цветов не замечая,
Пусть они без промаха стреляют
В тех, кто в красных, голубых беретах, -
Им карт-бланш давай всегда на это!"
И с тех пор уж Лихо обнаглело:
С новым рвеньем принялось за дело;
День и ночь качается - хлопочет:
Снова мир переиначить хочет.
Авторская притча с двумя персонажами – Лихо и Лешим. То, что это работа авторская, конечно, хорошо, хотя масштаб личностей обоих персонажей в притче меня смущает: все же языческий Леший не тянет на роль главного носителя Зла, организующего мировую бойню – мелковат этот фольклорный Хозяин Леса для решения подобных задач! Жанр притчи на гротеск тянет: и аллегория есть, и фантастика, но я бы эти стихи не отобрала по качеству речи. Есть места плохо выстроенные синтаксически, например, предложение: «А камзол его весь, с сапогами, детских слёз расшиты жемчугами». Или: «И с тех пор уж Лихо обнаглело» («уж» – явно лишнее!). «Снова МИР ПЕРЕИНАЧИТЬ хочет». Да и акцент Лешего на «тех, кто в красных, голубых беретах» я просто по смыслу не поняла, почему именно в беретах и чем именно они Лешему не угодили особо? Словом, написано сыровато, хочется лучшей проработки текста.
23. РАССЕЯННЫЙ. НЕУТОМИМЫЙ ЧИТАТЕЛЬ
Один чудак на свете жил,
Талантами усеян:
Умён, силён, красив он был,
Но очень уж рассеян.
Он переделать мир хотел,
Чтоб славно жили все мы,
Но был наивен и несмел,
Да и вообще рассеян.
Знакомясь с кем-то, говорил:
«Зовите Алексеем»,
Хоть был по паспорту Кирилл,
Что сделаешь - рассеян.
Нередко он порой ночной,
Без всяких опасений,
Ложился спать с чужой женой -
Настолько был рассеян.
Мечтал свершить он массу дел,
Спасти от бед Расею!
Увы, нигде не преуспел,
Поскольку был рассеян.
Сперва он агрономом стал -
Сажал, полол и сеял,
Но дачи всем перепахал,
Ужасно был рассеян.
Потом на флоте он служил,
Но как-то в день весенний
Корабль случайно утопил, -
Безумно был рассеян.
Надумал он стихи слагать
Красиво, как Есенин,
Но путал буквы и слога, -
До боли был рассеян.
Всё! Утопиться он решил,
И всеми был осмеян:
Ведь вместо груза нацепил
Воздушный шар на шею -
И в небо плавно с ним уплыл…
Такая одиссея.
Что было дальше - я забыл,
Поскольку сам рассеян…
Стихи симпатичные, но я их уже разбирала в одном из конкурсов ТМА, а делать это дважды пусть и по разным поводам я не любитель. Аллегория здесь есть – персонаж не реальный человек, а только образ. Фантастика и преувеличение тоже есть: «Ведь вместо груза нацепил воздушный шар на шею - и в небо плавно с ним уплыл». Но для полноты соответствия заданию читателю хотелось бы ещё и понимать, на кого, известного по событиям наших дней большинству людей, написана эта карикатура? Лично я это не разгадала. Если считать стихи гротеском, то должно быть ясно, кого имел в виду его автор или по случаю каких всем известных событий это было написано? Думаю, что автор и сам затрудняется точно ответить на этот вопрос. Как вы думаете, можно ли эти стихи считать гротеском?
24. КОНЕЦ СВЕТА. ЕВГЕНИЙ АКСЕЛЬРОД
Стихотворение написано за два дня до наступления "конца света", который, в соответствии с календарём майя, приходится на 21 декабря 2012 года.
Земля от нас устала.
Жить неуютно стало.
Вороны сбились в стаи
И держат путь на юг.
Тарелок тьма летает.
Лёд в Антарктиде тает.
Вулканы оживают.
Ну, в общем, всем каюк.
Твердят: конец, блин, света!
Неужто правда это?
До точного ответа
Осталось ждать два дня.
Важней нет нынче темы!
И заспешили все мы
Решать свои проблемы.
Их масса у меня:
Сперва «проститься» с Дашей.
Или сначала с Машей?
Иль раньше всех с Наташей?
Вопрос, ядрёна вошь!
Потом напиться с Пашей.
Или сначала с Сашей?
Иль раньше всех с Абрашей –
Он ближе к Богу всё ж?
Успеть дать в морду Ваньке.
Или сначала Даньке?
Или всех раньше Саньке? –
Я всем им «задолжал».
Проблем, блин, до упаду,
И все решить их надо
До полного распада...
Ну всё, я побежал!
В задании нашего конкурса (как, впрочем, и в заданиях 99% конкурсов ТМА!!) стоит требование: «Язык стихов – ЛИТЕРАТУРНЫЙ, ясный, правильный и выразительный». Я не знаю, почему судья отобрал эти стихи в свой шорт лист, и даже не хочу разбираться здесь ни в их жанре, ни в их смысле. Потому что стихи с выражениями: «Твердят: конец, БЛИН, света!», «Вопрос, ЯДРЁНА ВОШЬ!» и «Проблем, БЛИН, до упаду» - категорически не годятся для подачи на конкурсы нашей Мастерской. Очень хочется, чтобы судьи ТМА были в этом со мною солидарны.
25. ГРОТЕСКНОЕ 1. ИРИНА ГУБАНОВА
Даёшь активизацию
на декоммунизацию!
Позорище окрест:
Херсон, Полтава, Жмеринка...
Порушено немеренно -
то бюст, то храм, то крест.
Свирепо стадо маршево
крушить шагало маршала:
"В петлЮ его! Пади!"
Как в ржавую посудину,
шварк в Жукова, Ватутина.
Крестами на груди
краснела краска-кровушка.
Ох и чумна головушка
в безумии вражды.
И с радостными криками
валили Е. Великую -
надёжнее безликими
в истории прожить.
А ночь пришла - не радует,
Ведь живы, живы статуи
И рвутся к палачам,
Грозят, гремят, обрубками
кровавыми и жуткими
цепляются к плечам.
Быть вечно изувеченным?
Нет, жаждут человечины,
хватают, волокут.
В сто глоток крик - до неба гром,
Рёв, вой и скрежет за окном
К отмщению зовут.
И дольше века длится ночь,
И палачам уже невмочь
Терпеть безумный страх:
"Неужто солнце не взойдёт?
Неужто Бог нас не спасёт?" -
Застыло на устах.
Гражданская публицистика на тему вандализма по отношению к памятникам культуры и к истории во второй части текста приобретает отчетливые черты гротеска - поруганные статуи оживают ночью и зовут к отмщению: «Ведь живы, живы статуи и рвутся к палачам, грозят, гремят, обрубками кровавыми и жуткими цепляются к плечам» и «В сто глоток крик - до неба гром, рёв, вой и скрежет за окном». Безусловно, это - гротеск и отлично выполненная работа: стихи написаны специально к конкурсу. Спасибо автору! Знаете, чего мне не хватило в этом произведении? Яркого названия. Автор не воспользовалась этой замечательной возможностью любых стихов расставлять нужные акценты и подчеркивать главную мысль нахождением удачного названия всему сказанному. А название «Гротескное 1» - это ни о чем, к сожалению…
26. ВИЖУ ГОРЫ И ДОЛИНЫ. РУСАКОВ ГРИГОРИЙ
Вижу горы и долины,
Вижу реки и поля.
Это русское приволье,
Это родина моя.
Вижу Прагу и Варшаву,
Будапешт и Бухарест.
Это — русская держава,
Сколько здесь любимых мест!
Вижу пагоды в Шри Ланке
И Корею, и Китай…
Где бы я ни ехал в танке,
Всюду мой любимый край!
Вижу речку Амазонку,
Крокодилов вижу я…
Это русская сторонка,
Это родина моя!
Недалече пирамиды,
Нил течет — богат водой,
Омывает русский берег!
Русь моя, горжусь тобой!
Вижу Вашингтон в долине,
Даллас вижу и Техас.
Как приятно здесь в России
Выпить вкусный русский квас!
Над Сиднеем солнце всходит,
Утконос сопит в пруду,
Репродуктор гимн заводит.
С русским гимном в день войду!
Вот индейцы курят трубку
И протягивают мне,
Все на свете любят русских
На родной моей земле!
Вижу знамя на секвойе,
На Памире алый стяг,
Эскимосы и майори
Помнят доблестный Варяг,
Безграничные просторы
И бескрайние моря…
Нам чужих планет не надо,
Есть у нас своя Земля!
Не воспринимайте эти стихи излишне серьезно – это не агрессивные помыслы захватчика чужих земель, а всего лишь ироничное поэтическое творение с намеренными преувеличениями, выполненное в манере гротеска: «Нил течет — богат водой, омывает русский берег! Русь моя, горжусь тобой! Вижу Вашингтон в долине, Даллас вижу и Техас. Как приятно здесь в России выпить вкусный русский квас!» Точное попадание в жанр и отличный русский язык!
27. В СТОЛОВОЙ У "БАБЫ МАШИ". ЛЕННА ЖУК
В столовой "У бабы Маши",
почти с четырёх утра,
как завтра и как вчера,
кипят колдовские каши.
И дует угрюмый повар,
на пенку от молока.
Не дрогнет его рука,
закованная в оковы.
/Он станет промывать в ковшике круглый рис,
десять тысяч раз, медленно, до прозрачности,
методично засыпать сахар, помешивать варево в котелке,
до клёклости и невзрачности,
добавит скибочку масла сливочного, пригоршню святой воды,
посолит по вкусу, причмокнет от удовольствия-
неплохо, дескать, получается, - делает выводы,
хоть и из протухшего продовольствия/
В столовой "У бабы Маши",
премиленький антураж,
и повар, входящий в раж,
пыхтя, кандалами машет.
Толпе отворяет двери,
впуская в духмяный рай,
и плещет калёный чай
в стаканы из суеверий.
В столовой "У бабы Маши"
толчётся рабочий люд,
из разнообразья блюд
опять выбирая кашу,
что рьяно варганит повар,
горшочку крича: «Вари,
без устали иль умри!»
Дают молоко коровы
на пищу для прихожан
столовой "У бабы Маши",
в её колдовские каши…
Да только решает каждый -
отведать ли, только сам.
Эти стихи мне очень нравятся. К сожалению, они уже участвовали в конкурсе ТМА по теме аллегории, и я не планировала их обсуждать здесь повторно. А потом все-таки решила еще раз показать их всем. Стихи аллегория на работу средств массовой информации, которые готовят «колдовскую кашу» для всех, преследуя свои потаенные цели. В этой столовой «У бабы Маши» - всё непросто, всё - по заготовленному рецепту (автор даже включила сюда строфу с «рецептурой» каши, написанную в другом размере!). Там все аллегорично: каша «из протухшего продовольствия», но с обязательным добавлением привлекательного - «скибочки масла и пригоршни святой воды» - чтобы замаскировать истинную цель каши. Стихи не только аллегория, но еще и гротеск, потому что там присутствует «колдовской элемент». И замечательная концовка – главная мысль: «Да только решает каждый - отведать ли, только сам!». Жаль, конечно, что автор не захотела попробовать написать новые стихи к нашему конкурсу, потому что не любитель я дважды популяризировать одно и то же…
28. ПОТОК. ОЛЬГА ИВАНЫЧЕВА
Лихой умелец на досуге,
На удивленье всей округе,
Провёл трубу по дну речному
От своего к чужому дому.
И вот через подводный ход
Соседу он дровишки шлёт.
Тот затопил камин - и рад,
И шлёт взамен - чем сам богат.
Так с уважением глубоким
Был ход тот наречён Потоком.
Но вскрылся вдруг сосуд Пандоры,
Рассеяв ненависти споры...
У тех, кто выше по реке,
Скопился яд на языке.
И брызжа им, они втроём
Спустились тайно в водоём
Поток разрушить... Вероломно...
Подла их суть, их ложь - никчёмна.
Разносят слухи, что могли бы
Трубу погрызть к примеру, рыбы.
Неплохо, якобы, учесть,
Что этот акт - русалки месть...
Ведя бесчестную борьбу,
Ведь сами вылетят в трубу.
Стихи о значимом политическом событии - подрыве газопровода «Северный поток», написаны аллегорически – о том, как некто «провёл трубу по дну речному от своего к чужому дому. И вот через подводный ход соседу он дровишки шлёт». Только известная у история дается автором на бытовом уровне: «Спустились тайно в водоём поток разрушить», «Разносят слухи, что могли бы трубу погрызть к примеру, рыбы» или что «этот акт - русалки месть». На гротеск – это похоже: есть аллегория, есть привлечение небывальщины и есть карикатурность истории. Стихи неплохие, им бы еще концовку сделать поярче и поинтереснее. В последнем предложении, на мой взгляд, не самый удачный синтаксис: «Ведя бесчестную борьбу, ВЕДЬ сами вылетят в трубу» Слово «ведь», с которого начато это – главное для стихотворения предложение, повисло в воздухе, оно не вытекает из предыдущего.
30. ЗНАКОМСТВО. АЛИНА АНАТОЛЬЕВНА КОПТЕВА
Стройна, эффектна, высока, роскошна –
Счастливое знакомство в интернете.
Предел мечтаний в этом мире тошном,
Жена, не меньше, наконец-то встретил.
Со шпилькой туфли скинула в прихожей,
Заметно ниже почему-то стала,
Не страшно, – думаю, – роптать негоже,
Моя принцесса, только с пьедестала,
Нет, с подиума. Гостья улыбнулась
И по дороге к ванной уронила
Густой парик. Тут желваки на скулах
Моих задвигались, но изменить не в силах
Событий ход. У дамы бьётся жила,
Стекает тушь и лысина вспотела,
Она в стаканчик зубы положила…
Мурашки моего коснулись тела…
А незнакомка скидывает юбку,
Под юбкой ничего: ни ног, ни смысла…
И шепчет: «Полюби меня, голубку,
Лягушек разобрали, жизнь прокисла
В болоте местном. Нынче интернетом
Все стрелы заменили Ты, однако,
Попал мне прямо в сердце этим летом,
Ты муж мой нынче, и не надо плакать!»
Есть элементы фантастики и преувеличения, есть авторская ирония - здесь явно идет рассказ не о реальной случившейся истории, а о б истории, написанной с определенной целью – аллегорически показать, как часто внешне привлекательное и яркое («Стройна, эффектна, высока, роскошна – счастливое знакомство в интернете») на деле оказывается уродливой пустышкой: «Под юбкой ничего: ни ног, ни смысла… И шепчет: «Полюби меня, голубку, лягушек разобрали, жизнь прокисла в болоте местном. Нынче интернетом все стрелы заменили…». Безусловно, это гротеск, причем качественно – хорошим русским языком – написанный. Единственное, что вызывает сомнение – предмет гротеска: не известное событие из гражданской жизни, а просто жизненное наблюдение. Но потом подумала, а почему бы и нет? Разве такое обольщение внешней формой не характерно для многого из того, что случается ныне вокруг нас? И человек, и общество склонны обольщаться красивой пустотой и попадать в ловушку своей наивности – страдать от опрометчиво сделанного выбора. Поэтому я ничего не имею против отбора данного стихотворения в судейский шорт лист.
31. ЦЕНТР. МАКС МОРЕЦКИЙ
Великие и малые столицы:
Пекин, Москва, Брюссель, Алжир, Пхеньян…
Не смог пока без центра обходиться
Никто нигде из разных рас землян.
В любой стране такому центру рады,
В любой стране народы им горды:
Наполнены историей фасады
И улиц стародавние ряды.
Но лишь у нас, в России, существует –
Опаснее всех мерзких сколопендр –
Построенный к феерии буржуев
Уральский пресловутый «Ельцин-центр».
Кому же служит эдакое чудо?
Кого форпост вокруг объединил?
Он – центр всепожирающего спрута,
Смердящего, как гнусный некрофил.
Пока, страна, с врагами непреклонно
Ты смертный бой неистово ведёшь,
В нём каждодневно «пятая колонна»
Исподтишка коварно точит нож.
Оттуда либеральное отрепье
Готовит взять отчаянный реванш.
Скажи, Россия, почему мы терпим?
С какого боку этот ужас – наш?
Я за тебя, родимая, радею,
К тебе моя исконно исполать!
Отдай скорее «Ельцин-центр» музею
С пометкой: «Никогда не повторять!»
Мне кажется, это все же не гротеск, а публицистика: автор, негодуя, выражает свое мнение относительно Ельцин центра. Причем, даже без аллегории, а в открытую. А еще я не совсем поняла связи основной мысли стихотворения о «центре всепожирающего спрута» с его зачином: «Никто …не смог пока без центра обходиться, никто нигде из разных рас землян» - и перечисляются столицы разныхгосударств. Не поняла я здесь авторской логики. Я бы вообще убрала первые две строфы, как уводящие мысль читателя в другую тему.
*******************************************
На этом список отобранных судьями стихов заканчивается. Спасибо всем нашим немногочисленным участникам: тема в этот раз была трудная, далеко не все авторы сайта пробовали себя в жанре гротеска, поэтому я очень рада, что набралось 30 заявок и конкурс все-таки состоялся. Надеюсь, что моя статья внесла какое-то понимание в различия жанров гражданской публицистики, чистой аллегории и аллегории в форме гротеска.
Впереди – долгий летний перерыв до начала следующего (если Бог даст!) учебного сезона. За это время у вас есть возможность написать новые стихи с летними впечатлениями об увиденном, узнанном и передуманном в это лето. Подавайте заявки на участие в летнем конкурсе, а я все три месяца буду копировать ссылки на предложенные вами стихи, голосовать по которым мы начнем лишь в конце августа. Надеюсь, вы напишете много интересных путевых заметок, а кое-что из того, что мы разбирали и вспоминали в этом сезоне 24/25 г, вам в этом деле как-то пригодится.
Что нас ожидает в новом сезоне? Конкретно пока еще не думала. Моя мечта собрать в ТМА коллектив авторов, которым интересно вместе изучать разные приемы стихосложения и практиковаться в написании стихов по этим приемам, заботясь не столько о личном успехе, сколько о плодотворности пути к нему. Такие люди мне очень нужны как в роли участников конкурса, так и в роли тех, кто в них голосует – независимой судейской команды ТМА, отбирающей анонимные тексты ваших конкурсных произведений.
Последним со мною, вероятно, нелегко. Казалось бы, их работа предельно облегчена – не нужно больше ставить никаких оценок, не нужно расставлять стихи по местам – нужен только отбор того, что понравилось больше остального. Причем, отбор минимальный - не более одной трети от числа принятых заявок! Но делать такой отбор всем нам трудно. Потому что я, как Председатель Жюри, принимаю на конкурс все стихи, которые автор ПОСЧИТАЛ соответствующими конкурсному заданию. Но автор мог и не разобраться в задании и подать то, что ему не отвечает. А судьям разобраться в задании нужно обязательно - глубоко и вдумчиво, чтобы ПО ОШИБКЕ не взять в свой шорт лист те стихи (пусть и отличные по исполнению и художественному впечатлению), которые не отвечают заданному жанру, заданному приему выразительной речи или заданной композиции сюжета. У нас ведь учебная Мастерская, мы не ищем новых носителей званий и наград, а погружаемся в мир стихосложения и особенностей нашей русской речи. Изучаем это на практике. На мой взгляд, это очень интересно и здорово помогает росту личного мастерства, как участников, так и судей.
Наша судейская команда малочисленна. Многие из нас работают, растят детей, заняты продвижением собственных стихов в разных ЛИТО. Большинству вечно некогда – им часто совсем не до меня и не до моих заданий, вынуждающих их читать конкурсные пакеты с большой затратой сил. Но они мне все равно помогают – спасибо им за это! Чтобы не вынуждать этих глубоко загруженных и очень талантливых людей тратить личное время на данные «забавы» ежемесячно, мне нужно каким-то образом расширить наши ряды.
Мечтаю об интеллигентных и начитанных пенсионерах и пенсионерках с прочным советским образованием (любым!), которые любят наш язык и культуру, владеют литературной речью и с удовольствием бы читали наши пакеты, вникая в поставленные задачи. Ищу авторов сайта, которым площадка ТМА интересна, пусть даже они не столько участники конкурсов, сколько вдумчивые читатели статей с разбором стихов. Особо жду энтузиастов из числа тех, кто в списке лауреатов ТМА - http://stihi.ru/2016/10/16/2579
Словом, я очень жду писем от энтузиастов – авторов сайта и читателей статей Мастерской, заинтересованных и увлекающихся, начитанных и думающих, жду их для вливания новой энергии в нашу малочисленную судейскую команду ТМА в сезоне 25/26гг. Если что-то надумаете по этому поводу летом - пишите мне в личную почту сайта. Или (у кого он есть) на мой e-mail. Буду рада. Обсудим.
Хорошего и плодотворного всем лета! С уважением, ваша Алкора, 14.06.25.