Здравствуйте, дорогие читатели. Делюсь с вами новыми мыслями о стихах. Прошу их не воспринимать как последнюю инстанцию. Стихотворения я стал писать с 2023 года. Первое из них вообще было белым стихом. Потом они стали улучшаться. И тут возникает вопрос. А почему человек стал писать стихи, а не остановился на прозе? Поскольку Бог заложил в него способность творить, он и стал их писать. Ещё и потому, что люди стали «играть» со словами и появилась такая форма. Благодаря теории стихосложения мне стало легче их писать. Когда вы перейдёте по ссылке в статье «Полезная информация»( в разделе "Мысли о стихах и прозе), то вы всё увидите. Просмотрел много статей на сайте, связанных с этой темой и остановился на сборнике конкретных пособий. Их автор излагает всё ясным и понятным языком и более подробно. а также иллюстрырует всё хорошими примерами. Но самой теорией я начал интересоваться в 2024 году, а в 2023 всё двигалось по инерции. Но потом начался спать и тут мне помогли советы одного моего знакомого человека и некоторые мои мысли, которыми я хочу поделиться с вами.
Во-первых—после написания стиха проверьте его в общих чертах, чтобы выявить неточности. Это очень помогает, особенно когда представляете себя сторонним читателем;
Во-вторых—нужно проверить его на ритм и рифму. В некоторых случаях ритмы могут немного сплетаться. Люблю экспериментировать со слогами. Один раз довёл их количество в строке до 17;
В-третьих—необходимо изучить произведение на предмет смысла и уметь ёмко выражать свою мысль. в поэзии как говорить подруга моей бабушки есть вводные слова, не несущие никакой смысловой нагрузки. выписал себе их в тетрадь: вот, тоже, также, кстати, точно, же и так далее. но в некоторых случаях этим можно принебречь. как говорится, всё хорошо в меру. а так, если их использовать чисто для заплатки, то это не поможет. Любил в 2024 году писать большие стихотворения, и снова вернулся к ним в 2025. до этого год писал небольшие стихи, но сейчас от них не отошёл. если вы хотите писать большие произведения и поэмы, то это ваше право. лично у меня есть проблема при написании больших стихов, связанная с построением плана в голове. в веду того, что я незрячий, не могу описать некоторые вещи. поэтому стараюсь читать разных авторов, которые пишут об этом в стихах, чтобы иметь представление. могу запутаться в огромном количестве строф, но после того, как вникаю в написанное, всё постепенно встаёт на свои места. большое стихотворение- это тоже своего рода рассказ, только в стихотворной форме. когда я пишу небольшие произведения, то в моей голове план хоть какой-то, но есть. всё в ваших силах. главное, не бойтесь пробовать разные способы и фишки;
В-четвёртых—умейте смеяться над своими ошибками. Я редактировал некоторые произведения по нескольку раз и находил там такой бред, над которым можно вполне пошутить. Сейчас, если ловлю себя на каких-то странных вещах, пытаюсь выйти из положения. Мы порой не замечаем некоторые проблемы, пока нам не укажут на них со стороны другие люди. Но тут всё зависит от конкретной ситуации;
В-пятых—старайтесь читать разных поэтов. Это помогает формировать собственный стиль, структуру стиха и развивает. Когда ты читаешь Николая Рубцова, Сергея Есенина и других поэтов, то поражаешься сколько образов есть у них в строках и какими воображением и словарным запасом они обладали. В обычной жизни мы порой не задумываемся о средствах выразительности. Так и поэт, увлекаемый музой, старается не упустить момент вдохновения и не задумывается о них. Эти средства могут проявляться в наших творениях на автомате, и мы можем их не замечать. Тут всё зависит от уровня и мастерства самого творца, труд которого напоминает работу мастера с разными вещами, использующего различные инструменты. Редко, когда могут получиться произведения без больших шероховатостей и сбоев. Такое присуще мастерам, но и некоторые вполне обычные люди могут написать своё творение очень даже неплохо. не надо слепо подражать Маяковскому или Пушкину, поскольку это тупиковая ветвь. нужно искать что-то своё, необычное и свойственное себе. да, это порой бывает сложно, но всё невозможное возможно. всё придёт через некоторое время. нужно только потерпеть и ждать решающего момента. потом вы сами раскройтесь, если будете нащупывать устойчивую почву. кто-то селён в лирике, романтике, патриотической поэзии, философии и так далее. пробуйте писать на разные темы. возможно, вы найдёте свой конёк и скорее всего ни один;
В-шестых—рекомендую завести тетрадь по стихосложению и записывать туда важные моменты. Так можно легко запомнить основные азы и не только. Также советую писать несколько произведений в каждом стихотворном размере.
но вы можете пробовать разные варианты, чтобы найти любимый размер. Иногда просматриваю относительно старые стихи, чтобы понять, как с ними поступать. Порой оказывается, что они вполне хорошие, только над ними нужно чуток поработать. Пусть он вам кажется сначала сырым и несоответствующим всем канонам стихосложения, а после прочтения через некоторое время ситуация меняется. Когда мы обдумываем стих, то этот процесс происходит на подсознательном уровне. Бывает и такое, что ты написал по своим ощущениям хорошее, а после того как всё в голове улеглось выясняется, что всё вышеизложенное мусор. Но после этого не стоит расстраиваться и падать духом. Ещё всё впереди. Значит, нужно что-то доработать, узнать побольше информации, особенно когда пишешь стихи об известных людях или событиях. Если не получается написать в одном размере, то попробуйте в другом. Иногда рифму подбирать очень сложно, но тут поэту приходится выкручиваться так, как он может. Есть генераторы рифмы к слову, но они весьма коварны. Такие штучки могут выдать рифму, но она окажется не совсем той. Она не обязательно должна совпадать буквенно, но должно быть какое-то созвучие. Когда читаешь стихи или слушаешь некоторые песни, то по моим ощущениям есть логические рифмы, если в одной строке понятно, что будет в следующей. Главное, чтобы написание произведений шло от души, а не походило на шаблонно-формальную структуру. Ведь мы же живые люди, а не роботы, зависящие от какой-то заложенной в них программы. Заметил такую вещ. Муза может прийти в любое время. Иногда приходится удерживать строки в голове, но, когда есть возможность, стараюсь их записывать. Или вот, например. Думал несколько месяцев назад написать произведение на определённую тему и вдруг это всплывает через некоторое время. Вот такая штука вдохновение. Оно живёт по своим законам, неведомым нам. А теперь поделюсь своими открытиями и наблюдениями. Автор статей о поэзии и стихосложении натолкнул меня на мысль о рифме.
Вот например
Первая строка рифмуется с четвёртой;
Вторая с третей;
Пятая с первой в следующем четверостишии.
Или вот так.
Начальные слова строк рифмуются друг с другом и конечные тоже.
Или так.
Первая строка рифмуется с третий, а вторая со второй в следующей строфе.
Это мои творческие открытия. Другими мыслями поделюсь с вами чуть позже. те открытия до меня уже совершены. к этому я пришёл сейчас. Буду рад, если вы расскажите о своём опыте.