Чужого нам не надо, но свое мы возьмем, чье бы оно ни было!
- Г. Хайт
Остерегайся угодить под чужое колесо фортуны.
- Ежи Лец
К СВОИМ
Опять мы делимся на группы,
На родовые племена.
К "своим" нас тянет почему-то
Тех, с кем и кровь у нас одна.
Как объяснить тот голос крови,
Где разум нем иль просто спит?
Где выбор сделан не с любовью,
Не нами, случаем одним.
Где родились, какие гены,
За что нас били во дворе,
Кто воспитал себе на смену...
А разум где в этом звене?
По разуму мы вроде братья,
Но атавизм его древней.
И мы в племён своих объятия,
Чуть гром, стремимся поскорей.
Прошли века, растут границы
И переносится межа...
Уже столицы, не станицы
И нации, не племена.
Патриотизма эйфория -
Всё о великих, всё о нас...
Причём здесь ум, когда стихия
Крови закончит наш рассказ.
СВОИ И ЧУЖИЕ
Когда в земле иссякла благодать
И высохла вода на дне колодца,
Всего и остаётся – угадать
Виновного в несчастьях инородца.
- Н. Гуревич
Во все века, во всех краях
Свои бывали и чужие,
Кто непохожие на вас
Другого клана, чуждо имя.
С другой деревни иль двора,
Другой страны и даже веры
Причина даже не нужна -
Чужого бьют лишь для примера.
А если есть на то причина
И пусть обман на лжи замешан,
Тогда с удвоеною силой
Когда погром. Когда вендетта.
А часто даже государство
Свои просчеты прикрывала
И на безродных инородцев
Народа злобу направляла.
Тут и отдушина для гнева,
И счёты личные покрыты,
А пропаганда слижет пеной
С брусчатки кровь. И будет тихо.
ЧУЖАЯ МЕЖА
чтоб своего добиться многим
чужое хочется отнять
- В. Поляков
Каждому свое, а иным чужое.
- Эмиль Кроткий
Да, у соседа всегда лучше, -
Всегда не там стоит межа,
Колосья там на поле гуще,
И привлекательней жена.
Когда кулак твой тяжелее -
Убрать межу, забрать жену
Пусть ты ленивей и глупее,
Но коль сильней, то - «всё могу!»
Забрал, а там свои соседи.
Своя межа, своя жена…
Словам твоим уже не верят,
Твоя им дружба не нужна.
Спиной к тебе не повернутся,
Курок на взводе и пока
В груди сердца их гулко бьются
В тебе увидят лишь врага.
В тот день, когда ты ослабеешь
Подхватишь насморк всем на смех,
То вилы в бок свой заимеешь
Расплатой за твой прошлый грех.
***
Построить или разломать,
Создать сравните и разрушить,
Воздвигнуть иль завоевать,
Очистить иль запачкать душу.
У нас есть выбор и у них,
У тех, кто создавать не может
У них мечта всё разделить -
Особенно чужое гложет.
Так было раньше, есть сейчас.
Есть те, кто пашет, строит, сеет.
А есть, кто точит нож подчас
И ждёт что урожай созреет.
ЗАВИДОВАТЬ НЕ ТРУДНО
Способным завидуют, талантливым вредят, гениальным - мстят.
- Николо Паганини
Зависть, чисто российское чувство,
Вводит русских в неистовый раж.
Что, в семнадцатом, ради искусства
Ломанулся народ в Эрмитаж?
- Орлуша
Завидовать нехорошо.
Мы знаем все, но тем не менее,
Мы белой завистью зовём,
Что в чёрном цвете, без сомнения.
Что есть у близких и друзей,
Что у соседа есть и много,
В другой земле, чужих идей,
Кто перешёл тебе дорогу.
Типична зависть у крестьян -
"Твоя межа не там стояла",
И у владык отдельных стран -
Тот полуостров - очень надо!
Но зависть - это лишь начало.
На ней ведь ненависть восходит -
Сбиваются кому всё мало,
Кто в партии, кто прямо в сотни.
До ненависти шаг короткий
От зависти и от корысти...
Есть кто завидует на "шмотки",
А есть, кто - на чужие мысли.
В академической среде
История хранит примеры:
Сравните Кеплер - Галилей
И Ньютон - Лейбниц: бой без меры.
Из зависти Сократ отравлен,
Из зависти костры горели,
А в них горел. кто видел дальше,
Кто правду говорить посмели.
Горели ведьмы, Жанна Д'Арк,
Еретики, Джордано Бруно,
Дымил трубою Бухенвальд...
Завидовать совсем не трудно.
ЧУЖИЕ ЧУВСТВА
Грош цена тому чувству, у которого есть цена.
- Н. Шамфор
Чужое тщеславие тем особенно несносно для нас, что оно оскорбляет наше собственное.
- Франсуа де Ларошфуко
Что знаем мы о чувствах тех,
Кто нам близки или далеки?
О ком суждения мы наспех
Сформировали, зная крохи.
Себя мы судим изнутри -
Себя уж мы наверно знаем.
Что мы хотели и могли
Важнее, что мы получаем.
Всегда, во всем, кругом правы
Мы знаем точно. Нет сомнений.
Мы тысячу причин найдем,
Чтоб не считаться с вашим мнением.
Других судить другая мерка
Нам только виден результат,
А с их души порывом сверка -
Где этот строгий адвокат?
Так каждый прав в своих суждениях,
Перед собою каждый чист.
Не потому ли извинения
Нам так нелёгки. Но простить?
Еще труднее, это правда!
В душе все склоки вороша,
Себе мы отправляем Завтра,
Что будет хуже, чем Вчера.
Как голос свой звучит чужим -
Он в записи не твой и странный,
Себя ты слышишь изнутри
А все снаружи. Кто же правый?
Ты не суди, судим не будешь,
Великий Библии завет.
Но судим мы. Ведь мы лишь люди...
И судим плохо. Таков свет.
***
Для тех, кто знал когда-то голод,
Кто жил в блокаде, в нищете,
Кому огрызок хлеба дорог -
Другие ценности в цене.
Кто испытал Сибирский холод
В бараке жил и мёрз в тайге -
Тому уют домашний дорог
Побольше тем, которым нет.
Кто вырос в лжи стекавшей сверху
И в лицемерии газет -
Тот много больше правду ценит
И демагогам скажет - нет.
Кто был унижен и бесправен,
Кого травили всем двором -
Тому свободы дух так сладен,
Не променяет он его.
Все познаётся нам в сравнении -
Не ценим мы порой добра,
Не знаем цену жизни, мнению
Когда не видели мы зла.
ЧУЖАЯ БОЛЬ
Не распознав чужую чью-то боль,
Чужое горе - мы проходим мимо.
Презрев других, мы заняты собой,
Забыв одно: всё в Мире обратимо...
- О. Мандельштам
Приелось нам чужое недоедание.
- Ежи Лец
Чужая боль не так болит,
Своя рубашка ближе к телу.
Что нам за дело, что других
Сожгли, их тело стало пеплом.
Что нам за дело, что давно
Кого-то где-то там распяли,
Неужто нам не всё равно,
Лишь это было бы не с нами.
Что где-то голод и война,
Но не у нашего порога...
Не знаем может быть судьба
И нам готовит ту дорогу.
Когда коснется это нас,
Как нам хотелось бы услышать
В защиту чей то громкий глас,
Кому не всё равно пиитов.
ЧУЖОЙ ХАРАКТЕР
Если бы человека скрестили с котом, это улучшило бы человека, но ухудшило бы кота.
- Марк Твeн
Заметил странное явление -
О чем суждение есть у всех?
О людях. Об их поведении.
Кто "лох", а кто сейчас "успех".
Как надо жить, во что всем верить,
Кого любить, кого убить...
Все эксперты - швейцар у двери,
И комментатор, и поэт.
А психология сложнее
Наук всех точных например,
Но те эксперты не посмеют
Дать математику совет.
А там ведь просто, все логично -
Законы, выводы из них.
Каких успехов мы добились
За триста лет пусть с небольшим?
А человеческий характер
Потёмки был всегда и есть,
Но судят бабушки на лавке,
Но судим мы. Какая спесь?
ЧУЖАЯ ВЕРА
Он (Бог) смотрит на него издалека,
Угрозой вечной над народом рея,
Не потому ли в давние века,
Народ другого создал, — подобрее?
- А. Городницкий
Случается - меняют веру,
Другого Бога выбирают.
В истории много всех примеров,
Святые есть и негодяи.
Меняют сами - так удобней,
Или нашло на них прозрение.
А может послужил кто сводней,
Бывает и по убеждению.
Великий Рим взял христианство,
По императора велению.
И Византии помним царство,
Где Зевса все забыли мнение.
Арабы веру поменяли,
Взяв Магомета мусульманство
И, захватив такие дали
От Индии то Пиреней пространство.
И также Киевская Русь
Богов языческих отвергла.
Святым назвать его боюсь -
Владимир, знаете наверно.
В Европе стала Реформация,
Спасибо Лютеру и прочим.
Меняла веру страна, нация,
Как их владыка вдруг захочет.
И инквизиции давление,
И революции идеи.
Ждёт гильотины убеждение
Что также партия умеет.
И были, кто не просто предал,
Кто одноверцев бывших кровью
Дорогу к новой вере делал
И делал это он с любовью.
Таков Великий Инквизитор,
Знакомо имя - Токвемада
Дорога трупами покрыта
Что инквизитору и надо.
А был ещё Николя Донин
В Париже отлучён раввином.
Недолго плакал он и вскоре
Пасквиль для папы сделал длинный.
Ругал Талмуд он - толкование
И разъяснения для Торы.
Все комментарии, понимания
Мужей учёных и их споры.
Он клеветал, но папа принял
Ту ложь на правду переправил.
“Евреев в рабство” - своё имя
Под буллой папской он поставил.
Талмуды жгли. Костры горели.
В Европе шли везде погромы.
Так Николя всем мстил на деле
За то, что выгнали из дома.
Он в новой вере не прижился
И был казнён немного позже.
И новым богом не прикрылся
А старый отвернулся тоже.
И отрекалися от веры
От революции к революции.
Да, много знаем мы примеров,
Но вера сохранила функции.
ЭВОКАЦИЯ
Эвокация в Древнем Риме — религиозный обряд, посредством которого во время войны призывали богов-покровителей неприятельского города на свою сторону
Всегда обращайся к чужим богам.
Они выслушают тебя вне очереди.
- Станислав Ежи Лец
Рим доверял своим богам
Но в битвах всех, на всякий случай,
Он призывал богов врага
И обещал, что “с нами лучше”.
Мол, “наши жертвы - пожирней”,
И, “новый храм построить можем”,
Богов характер и людей
Считали очень, очень схожим.
И потому, как им везло -
Побед побольше поражений,
То с эвокацией помогло -
К чужим богам полно сомнений.
Те предавали свой народ,
Как будто за непослушание.
А может был другой подход
За взятки - дать на растерзание.
И проще шаг порой бывал -
Рим принимал богов врага,
Так Зевс - Юпитером вдруг стал,
Мол мы - свои! Вот это да!
Итак, молись чужим богам -
Свои привычны, знаем сами.
Не потому ль и в жизни срам -
К “чужим” как эвокацией тянет?
ЧУЖИЕ УБЕЖДЕНИЯ
Свои заблуждения дороже чужих убеждений.
- Л. Шебаршин
Зачем чужие убеждения,
Чужие цели и дела?
У нас свои есть заблуждения
Вот пусть о них шумит молва.
Как мы к себе неравнодушны,
Как мы собой порой горды.
Мы знаем все намного лучше,
Чем те другие, кто не мы.
Нам все, что наше ближе к телу,
Чем дальше в лес, еще сильней...
Не потому ль с чужой идеей
Расстаться легче, чем с своей.
Все наши мнения, заблуждения
Создали "нас", создали "я",
И чтобы отменить решение -
Идешь войной против себя.
Нет мы не против обменяться
Набором мнений и страстей,
С условием чтоб нам остаться,
Быть при своих, своих идей.
Мы для себя так дальнозорки
Не видим сами, что творим.
И каждый ведь с таким апломбом
В суждениях непримирим.
Не потому ль так очень трудно
Сказать: "прости, я виноват",
Не потому ль так долго, нудно
Себя оправдываешь брат.
ЧУЖИЕ ЗАСЛУГИ
Кто хорошо служит своей родине, тот не нуждается в предках.
- Вольтер
Ах, почему гордитесь вы
Всем тем, что сами не свершили?
Лишь потому, что вы сыны
Земли, где те, другие были.
Заслуги вашей в этом нет,
Но гордость из груди клокочет -
Ну как же, помню, как-то дед
О предках говорил пол-ночи.
В крестах, увы, не ваша грудь.
В рубцах не ваши спины, души...
Да и историй прошлых суть -
Легенды, мифы - вянут уши.
Но дух народа боевой
На мифах тех стоит нетвёрдо -
Лишь факты дрогнут под ногой
И миф погиб в мгновение ока.
Поэтому - упор на веру
И на учебник по истории...
В обоих лживые примеры
Для пропаганды и не более.
СВОИ И ЧУЖИЕ ГЕНЫ
Характер для одних людей добрый гений, для других — злой.
- Гераклит
Что знаете о ваших предках
Взглянув подальше вглубь веков?
Те что передали вам гены,
Что каждый в вас узнать готов.
Дворяне, знатные семейства,
Ну и, конечно, короли
Считали все свои коленца,
И знали подвиги родни.
Считалось доблестью великой
От Цезаря вести свой род,
Или чтоб другая знаменитость
Дала вам генный важный код.
Нет генов более популярных
Тех, что оставил Чингисхан.
Его потомков в разных странах
Других побольше. Не обман!. (1)
Вернемся к нам. Наверно видно
Назад нам может лет на сто.
Так, поколения три-четыре,
А дальше, дальше был то кто?
А ведь живет в вас их характер,
Их уникальные черты,
Возможны скрытые таланты
И воплощение их мечты.
А значит не ушли бесследно,
Кто шли дорогою до нас.
Моих родных в одесском гетто,
Чья жизнь так вдруг оборвалась.
(1) Ген С3, находящийся в человеческой Y-хромосоме, называют геном Чингисхана. Его носителями являются, по разным подсчётам, от 17 до 200 миллионов человек. Все они могут оказаться прямыми потомками великого полководца.
БЕЙ СВОИХ, ЧТОБЫ ЧУЖИЕ БОЯЛИСЬ
Бей своих, чтоб чужие боялись.
- Русская пословица
В России был закон всегда:
"Лупи своих - чужим страшнее"
И указать другим тогда,
Как жить, что делать, что важнее.
В нём Рюриков смешалась кровь
С Мамая родом заменитым,
Князей литовских славный род
И Византии генов скрытых. (1)
Страной он правил дольше всех,
Царей, князей, секретарей
И о себе оставил след
Кровавых дел судьбой своей.
Его правление с малых лет
Было в интригах всех без чести.
Боярский царственный совет
Травил его с семьёю вместе.
Он был маньяк - правитель Грозный -
Детей развратник и садист.
Варивший, резавший наложниц
И их мужей и всей семьи.
Народ привык к тому кнуту
И без него дичает быстро.
Чуть отпусти - воруют, жгут
Что унести и съесть нет смысла.
И тех, кто вожжи отпустил
Толпа затопчет для истории.
Лишь кто морил и кто убил
В чести всегда. Сейчас тем более.
В самой идее есть изъян -
Чужие вовсе не боятся,
Когда другой страны тиран
Стал над своими издеваться.
И для чужих тот дикий нрав
В диковинку, на жизнь пародия,
Когда достоинство поправ,
Под звук бича пьют - “За здоровие!"
(1) Иван IV - прозванный Грозным - Старший сын великого князя московского Василия III и Елены Глинской. По отцовской линии происходил из московской ветви династии Рюриковичей, по материнской — от Мамая, считавшегося родоначальником литовских князей Глинских. Бабушка по отцу, София Палеолог — из рода византийских императоров.
ЛЮБОПЫТСТВО ЧУЖИМ СТРАДАНИЯМ
Мне выпало в мире жестоком родиться,
что разуму непостижим,
где нет милосердья, но есть любопытство
к смертям и страданьям чужим.
- Зиновий Вальшонок
Нам любопытства дар дан был,
Как и всему, что есть живое.
Собаки. кошки, крокодил -
Их любопытство - не другое.
Без тяги знать, что есть вокруг,
Где можно спрятаться от вьюги,
Не выжить, не найти подруг,
В том эволюции услуги.
Но почему так привлекают
Страдания других людей?
Животные того не знают,
Моральный кодекс их сильней!
***
Сейчас, как и раньше, во все времена
Жестокость толпу привлекала.
Бои гладиаторов знала она,
И зрелищ острее желала.
Тогда режиссеры прошедших эпох,
Сценарий меняли согласно,
Со львами и тиграми дрался кто мог
Ах, как это было прекрасно.
Но в этих боях позволялось иметь
Оружие своё и доспехи.
Ценилась у римлян и доблесть и честь
И храбрые знали успехи.
Толпы увлечения менялись в веках,
Для ведьм и других иноверцев:
Возник интерес ко сжиганию в кострах
Ведь крики их брали за сердце.
Их мучали зверски, но в руки не дал
Никто им меча для защиты.
Был крест, гильотина и лесоповал,
Где руки верёвками свиты.
Прибиты запястья гвоздями к кресту,
На кол был посажен неверный,
Четвертование - слава ему -
Толпа обожает стон смертный.
Трагедии греков нам душу свербят,
Печальны и строки Шекспира,
Но, слышите как на корриде вопят,
Такого не слышала лира.
Теперь есть и фильмы и игры о том,
Как можно убить красивее.
В жестоком мы мире сегодня живём?
Не жестче чем раньше, есть мнение.
SHADENFREUDE
Schadenfreude - Дословно с нем. - радость вреда или
Злорадство — радость, связанная с чужой неудачей.
Мы не всегда достаточно сильны, чтобы перенести чужое счастье.
- Александр Дюма (сын)
Как много знаем мы примеров
Где неудача у других,
Давала радость без предела.
Тому, кто, в общем то, не псих.
Чужая слабость и потеря
Возвысит их в своих глазах.
У тех, себя кто низко ценит,
Злорадство чаще на устах.
Злорадство - зависти сестрица,
И без неё ей не бывать.
А зависть может накопиться
В душе, подспудно, и не знать.
Примеров много вы найдёте:
Крушение тех, кто знаменит,
Свержение львов, былых в почёте…
Кольнёт, как удовольствия миг.
Чужой команды поражение,
Болезни, смерти у врагов,
И тех, с кем не согласен мнением.
Их неудачи - наш улов!
Такая странная эмоция!
Зачем она знакомцам нам?
Нам бы сочувствия полной порцией,
А тут злорадство! Как же так?
Здесь психология не поможет,
Но разъяснит причина в чём -
Ведь зависть больше вас не гложет
И настроения подъём!
Самозащита от психоза,
И утверждения “себя”
За счёт других метаморфоза!
Да, не по божески, а зря…
ЧУЖДАЯ МОРАЛЬ
Самое скучное на свете — чужие сны и чужой блуд.
- Анна Андреевна Ахматова
Не всем моральный кодекс писан,
Не каждый по нему живёт.
Для большинства он - "выше крыши",
То перелёт, то недолёт.
Есть те, которым узки рамки.
Что значит - "лишь одна жена?"
Есть те, кому купюры в банке,
Дороже. Пусть в них - Сатана.
Есть те, кто не украсть не может;
Всё, что лежало на виду.
Нет не синдром. Привычка гложет -
"Всё общее и я могу".
Несовпадение идеи
И отравляет жизни смысл.
Мораль другую бы хотели,
Тревожит их такая мысль:
***
Привита чуждая идея
Народам северных земель,
Та, что возникла в Иудее
Пророками других людей.
Слова чужие для молитвы -
Довольно странное «аминь»,
Чужие имена, как бритва;
Чужих традиций глубь и ширь. (1-10)
1. Что Бог один! А суеверия?
О леших, прочих домовых?
Святых добавим без сомнения,
Молись сколь хошь теперь на них.
2. Да не создай себе кумира!
Как без кумира? Это да!
А как же “мудрый и любимый”,
Кто вечно жив в сердцах, умах?
3. Не вспоминай господне имя
Ни в суете, ни впопыхах!
Так ведь привыкли жить мы с ними -
А не божиться - просто страх.
4. Субботу чтить и посвящать
Её молитве в имя Бога…
Но вам конечно лучше знать
Субботник, школа и работа.
5. Люби родителей всегда!
Ну это мы положим знаем.
Но почему вокруг тогда
Старушек нищих мы встречаем?
6. Как «не убий» вдруг уживётся
У викингов? Не странно вам?
«Не укради»! Над тем смеётся,
Что близко викингов сердцам.
7. «Не изменяй» - вот это шутка
Смешна французам и теперь
Но постепенно, с скрипом, трудно
Идеи открывали дверь.
8. А тут ещё: “Не укради!”
Ну явно Он не знал России.
Здесь пусть не нужно, выноси,
“КрымНаш!” недавно все решили.
9. «Люби врага» - ещё труднее,
«Подставь щеку» - казалось вздор
Не клевещи! Как в самом деле?
Пусть хоть о рае разговор.
10. Не возжелай что не имеешь!
Так это же всего нужней.
И хоть лишь мыслью богатеешь,
Что у соседа, то - милей!
Наверно хороша идея,
Коль в поколениях живёт...
И до сих пор благоговея
«Аминь» скрепляет мысли ход.
Моральны ль мы иль аморальны
Решить не просто и святым.
Мораль - устав с прицелом дальним,
Эпиграф Фрейда повторим.
Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии:
1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, да не будет у тебя других богов пред лицом моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
6.Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10.Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
ЧУЖОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ
Когда встречают по одёжке
И провожают тоже плохо,
То виноват не ты, быть может,
А может всё таки эпоха.
Теперь важны татуировки
И чтоб кольцо в носу, и в ухе,
И чтоб одежда марки броской -
Тогда при встрече не осудят.
Потом учти - не интересно
Что ты читал, учил и знаешь,
Сегодня знания не полезны,
Тот кто силён - имеет связи.
Среди чужих чужим ты будешь
Что ни наденешь, что ни скажешь.
Они и осмеют, осудят
Тебе что ценно, им не важно.
В ЧУЖОЙ СТРАНЕ
Бывали ль вы в чужой стране
И в городе чужом,
Там, где нет света вам в окне,
И не стоит ваш дом.
Где вы не знали ни души,
Где чуждо всё вокруг.
И где спеши иль не спеши,
Замкнулся жизни круг.
Где все старания - тщетны,
Закрыта всяка дверь.
Прохожих взгляды все скучны
И говорят: «не верь».
Где в руку вам не подадут
Ни корки, ни гроша.
И слово ваше не поймут,
Хоть голая душа.
Такое чувство иногда
Мне не даёт заснуть,
Когда свой стих, дитя труда,
Я отправляю в путь.