Любите живопись, поэты! 6-25

Единомышьленники
   Привет всем авторам площадки, любителям лирики и философских размышлений!
   С вами Галина Волуйко.
   Мы продолжаем  конкурс стихов, написанных по картинам, так как этот конкурс авторам  очень нравится.
 
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно. (с) Н.А. Заболоцкий.

    В этом году будут конкурсы по самым популярным картинам русских, советских и современных художников.
    Можно будет приносить стихи, написанные ранее.
**************** 
    Целый год мы ждем солнечного лета, а пролетает оно в один миг. Вот уже наступил его первый месяц.  Хочется так им напитаться, чтобы на целый год хватило!
    Лето! Как много разных смыслов вкладываем мы в это слово, да это и не просто слово, обозначающее время года в календаре. Лето – особая планета, «важнейшая часть человеческого бытия», время особых надежд, свершений и смыслов. И как же хорошо, что лето – штука ежегодная, мы начинаем ждать его ровно тогда, когда оно заканчивается.
    Родную русскую природу, невероятно красивую во все времена года, воспевали в своих картинах почти все художники. Особое трепетное отношение они испытывали к лету, тёплым солнечным дням, весёлым детским забавам. Летние деньки запоминаются блаженством, прыгающими в траве зелёными кузнечиками, лёгким ветерком, принёсшем свежесть деревенской речки.
    Поленов, Шишкин, Левитан, Кустодиев и другие русские художники, написавшие наше лето так, что хочется разглядывать их картины снова и снова.
    Мы уже знакомились с творчеством некоторых из них, но , тем не менее, хочется  ещё раз вернуться к творчеству Исаака Ильича Левитана (1860-1900)— русского художника, мастера «пейзажа настроения».
    Природа для Левитана была возможностью показать через неё какие-либо человеческие эмоции — не случайно в его картинах она хмурится, ликует, умиротворена, или опечалена. Однако присутствие человека в пейзажах Левитана совершенно не требовалось, природа настолько гармонична в его картинах, что сама по себе является самодостаточной.
    Да и любил природу Левитан куда больше, чем людей, человеком он был, мягко говоря, эксцентричным, предельно тонкой душевной организации — мог зарыдать во время беседы, во время выставки его картин спрятаться ото всех, заставляя посетителей, художественных критиков и потенциальных заказчиков недоумевать: «где же сам художник»? Трижды пытался сводить счёты с жизнью.
    Однажды, не сказав никому ни слова, прямо из мастерской, без еды, ружья и подходящей одежды ушёл в осенний лес, несколько дней там гулял, набираясь вдохновения, немало не заботясь о сне, отдыхе, еде и том, беспокоятся ли о нём друзья и близкие. А они беспокоились, подняли на ноги полицию, в итоге, когда художник вернулся домой, его арестовали на несколько суток «чтобы не морочил голову занятым служащим своими творческими причудами».
    Пейзажи Левитана нельзя рассматривать без особенностей его биографии, они были отражением его мировоззрения и отношений с людьми. Левитан — это истинный художник, он выражал в холсте свои эмоции, писал природу так, как мало кто умел до него. Но именно благодаря своему характеру, склонностью к меланхолии, мнительности и ранимости, он мог увидеть в невзрачной русской природе нечто особенное и передать это в своих картинах.
    Будь он человеком действия и бесшабашной смелости как Верещагин, не было и его замечательных пейзажей.
    До Левитана считалась, что русская природа — это 50 оттенков серого. Там нечего писать, за красотами ехали в Италию, в крайнем случае, как его современники Поленов и Шишкин, в Германию и Францию.
Левитан же писал исключительно русскую природу, она удивительно гармонировала с его характером и темпераментом. Нервная кисть, трепетный мазок — эти термины искусствоведы используют для описания пейзажей Левитана и они как нельзя лучше подходят им.
    Он несколько раз выезжал за границу, но красивые средиземноморские пейзажи его не привлекали, иное дело — русский север или средняя полоса.
    А ещё Левитан был очень влюбчивым человеком, да и ответной любовью не был обделён. Однако ни разу не был женат. Первое и единственное предложение он сделал сестре великого русского писателя Антона Чехова Марии Чеховой. Та очень удивилась, но предложила остаться только друзьями. Возможно, не была готова жить со столь эмоциональным и меланхоличным мужем, хоть и талантливым художником.
    Про его детские годы известно не очень много, искусствоведам пришлось основательно покопаться в архивах, чтобы восполнить эти пробелы. Родился Левитан на территории Литвы, в семье еврейских интеллигентов. Дед Левитана был раввином, отец, Илья Левитан, тоже закончил ешибот, но дальше постигать талмуд не захотел. Самостоятельно выучил французский и немецкие языки, и работал сначала кондуктором, а потом устроился переводчиком в торговой фирме.
    В конце 1860-ых вся семья переехала в Москву, желая наконец-то улучшить своё материальное положение. Но вышло только хуже, жили на небольшую плату за преподавание французского языка в богатых еврейских семействах. В 13 лет Исаак Левитан поступил в Московское художественное училище, кстати, его одноклассником был замечательный русским импрессионист Константин Коровин.
Его первым учителем стал художник Василий Перов, но он писал преимущественно жанровые сцены, хотя и замечательно.  А 14-летний Исаак Левитан приглянулся ведущему параллельный класс Алексею Саврасову. Тот наверняка разглядел в нём «родственную душу», будущего способного пейзажиста и упросил Перова перевести к нему юношу. Саврасов организовывал уроки достаточно своеобразно — он часто писал вместе с учениками на природе, пленэре, а ещё пытался научить не копировать природу, а чувствовать её. Мог принести ветку дуба и попросить учеников написать её, и не просто так, а чтобы дуб шумел. Редко у кого это получалось, но Левитан понимал Саврасова с полуслова, и в его картинах природа оживала.
    А в 17 лет Исаак стал круглым сиротой — сначала умерла его мама, а потом эпидемия брюшного тифа свалила Исаака и Илью Левитана. Сын выжил, а отца увезли на кладбище. В молодости Левитану пришлось пережить очень многое — голод, нищету, унижение по национальному признаку. Иногда он не ел несколько дней кряду, и у него кружилась голова, если кто-то из учеников начинал перекусывать хлебом. Про Левитана в училище ходили полуправдивые жалобные рассказы, говорили, что ему негде ночевать, и он прятался в заброшенном доме Юшковых.
    В 1879 году Левитана, как представителя еврейской национальности, попросили уехать из Москвы в 24 часа. Такая мелочь, что он учился в художественном училище, в расчёт не бралась.
    Сложно было получить и диплом классного художника.Но училище Левитан всё же закончил, поселился в одной комнате в дешёвой квартирке с художником Алексеем Степановым — вдвоём снять жильё выходило дешевле. Часто ходил с ним на охоту — Степанов как художник-анималист великолепно умел писать зверей, а Левитан дорисовывал пейзажи. Иногда пейзаж Левитана Степанов дополнял каким-либо зверем, как, например, волком на картине «Зимой в лесу».
    Но денег не хватало. Левитан писал честно, гнать халтуру не хотел, потому был очень благодарен Павлу Третьякову купившему у него за 100 рублей полотно «Осенний день. Сокольники».
    А потом он стал работать у миллионщика Саввы Мамонтова, оформлял частную оперу. Но Левитану такая работа не нравилась, хоть и Савва щедро платил.
    Однако Левитана всё чаще подводит здоровье, участились боли в сердце — сказывается предельно нервная натура художника. Он умер в августе 1900 года, и говорят, тогда неожиданно вновь зацвела сирень — самый любимый цветок талантливого еврейского художника, постигнувшего суть русской природы лучше многих самих русских.
    Вашему вниманию представлена картина великого художника «Июньский день» («Лето») ,написанная  в 1895 году.
    Это один из наиболее ярких, всенародно любимых образцов изображения природы средней полосы России.
Художнику удалось виртуозно воплотить ликование природы в теплый летний день. Ласковое солнце и легкий ветерок, какими часто балует своих жителей средняя полоса России с ее холодно-умеренным климатом, едва ли не физически ощущаются при созерцании картины.
    Также соприкосновение с шедевром Левитана заставляет ощутить нежный аромат луговых цветов и разнотравья. Чего здесь только нет – и васильки, и ромашки, и клевер, и колокольчики, и многое другое. Без всякого преувеличения можно сказать, что художник изобразил целое море нежных, свежих луговых цветов и травы.
    Если включить фантазию, то можно предположить, что в скором времени прилетят пчелы, чтобы собрать на этой поляне нектар, из которого потом получится вкусный, ароматный, чрезвычайно полезный мед. Этот дар лета будет радовать холодными осенними и зимними вечерами, а кому-то поможет поскорее вылечить простуду.
Продолжая разглядывать картину, замечаем вдалеке дорогу, припорошенную песком, а также многочисленные деревья. Разумеется, на авансцене здесь – исконно русская стройная красавица-береза. Ну а немного дальше располагается густой лес, которому не видно конца и края. Он радует глаз буйством красок.
Голубое небо слегка прикрыто облаками, которые просто прикрывают палящие лучи солнца, но не сулят ливни и грозы. Зато эти «кудрявые» вкрапления делают изображение еще более легким и изящным.
    Сегодня этот шедевр русского изобразительного искусства обитает в частной коллекции.

    ЗАДАНИЕ тура: написать стихотворение по картине "Июньский день(Лето)" Исаака Ильича Левитана.
 
1. Стихи принимаются в рецензиях под данным произведением по форме
Автор - "Название" http://www.stihi.ru/непонятные буквы и цифры.
2. Участие в конкурсе бесплатное, но спонсорство приветствуется. Наш логин adherent.
3. Набор стихов до 19-00 часов по московскому времени 24 июня 2025 г.
4. Голосование открытым способом в рецензиях под отдельным произведением. Не проголосовавший автор лишается награждения стихобаллами.
5. На конкурс принимается одно стихотворение, соответствующее теме.
6. Обязательное условие — картина должна украшать стихотворение на странице автора.

    Желаю удачи и вдохновения!