Друзья, представляю вам шорт и комментарии к нему члена жюри Инны Заславской. Имена авторов в скобках вписала я после получения шорта.
Елена Чалиева.
Вот мой выбор по Чемпионату "Стихирские звезды" - весна 2025.
Стихи ранжированы начиная от самого лучшего:
№ 30
№ 14
№ 41
№ 34
№ 36
№ 20
№ 27
№ 3
№ 7
№ 26
Мои пояснения к выбору стихов
Не могу сказать, что среди стихотворений, написанных на три заданные темы, я смогла найти что-то, что действительно удивило и восхитило меня необычностью, новизной поэтического воплощения. Возможно, причиной тому сами темы - им посвящено уже столько строк, создано столько ярких образов, что найти какие-то новые ходы и приемы трудно. Но ведь каждый автор вправе раскрыть тему так, как она ему видится, не оглядываясь на прошлые образцы и авторитеты. Что ж, попробую и я это увидеть.
№3 Почта (Александр Быстров 4 http://stihi.ru/avtor/bystrov1)
По воле его и слову рождается новый день,
от первого до седьмого у Господа - много дел.
Горит фитилёк в огарке, часы отбивают счёт,
готовит Господь подарки и почтой на землю шлёт.
Подарки его прекрасны, чудесны со всех сторон,
любуется ими мастер и вкладывает в них он
любовь, доброту, удачу и много других щедрот.
Господь ничего не прячет, всем поровну - отдаёт.
Подарки живут, мужают и в море земных проблем
со временем забывают, кто их дарил и зачем.
И в чьих-то чудесных душах всё чаще звучит мотив -
мол, мы, как подарки, лучше, подарочнее других,
мол, мы – не такого сорта, как прочая гопота,
не та, мол, у них обёртка и ленточка, мол, не та.
А кто не согласен с этим, тех, Господи нас прости,
орудиями приветим и танками угостим…
Работает Божья почта.
Столетия напролёт подарки с пометкой «срочно»
на землю всё шлёт и шлёт.
И адрес ещё под маркой выводит его рука,
и в чудо своих подарков он верит ещё
пока.
Это стихотворение-притчу, скорее всего, можно отнести к первой теме «за гранью реальности», хотя это, как говорится, «не точно». Потому что «божьи подарки» - это наши реальные судьбы, а соревнование подарков, кто из них «лучше, подарочнее других», - это на самом деле наши нескончаемые сравнения, наша ярмарка тщеславия – у кого судьба сложилась удачнее, прибыльнее, комфортнее, кто кого «переподарил», и – напротив - неудовлетворенность, недовольство доставшейся судьбой – причина и истоки конфликтов и даже войн. Задумка интересная, но финал, к сожалению, явно мельче, проще этой задумки и сводит ее к банальному выводу.
№7 Шагнув за грань… (Дульсинея Ейская http://stihi.ru/avtor/kexjv)
Окинув оком вьюг нерасторопность –
обломовщину южных зимних дней,
прими как факт сезонную бесплодность,
болезненную серость, безысходность,
и полюбить такой февраль сумей.
Скользя по ребрам отощавшей тверди,
в обувке, пережившей смерть пальто,
не обвиняй мороз в жестокосердье,
он гость случайный.
Коммунальщик-грейдер
здесь не бывал, наверное, лет сто.
А если повезёт добраться по льду
без синяков до кассы ЖэКэХа,
смельчак, не сильно радуйся, поскольку
возможно, зубы положить на полку
придётся завтра, что таить греха…
И всё же сладишь ты с судьбой, разнежась,
когда тебе подснежник подмигнёт,
и будешь принимать как неизбежность
и седину, и пенсии потешность,
и гололёд.
Люблю самоиронию, особенно на темы возраста, особенно в параллели с явлениями природы. Как говорила Ф.Раневская, «старость, как песочные часы: как ни поворачивай, песок продолжает сыпаться». И в этом стихотворении все играет на этот образ, даже коммунальные детали. Стихотворение написано, живо, улыбчиво, со множеством симпатичных образов, жаль только, что в финале неизбежно вспоминается рязановское «у природы нет плохой погоды». А вот за какую грань автор переходит (или уже перешел), я так и не поняла.
№14 Путники (Марина Русова http://stihi.ru/avtor/alienminchenko)
Когда весна листвой зарукоплещет,
И станут дни по-летнему щедры,
Вдруг оживут потерянные вещи
И бросятся искать свои дворы.
Они пойдут нестройными рядами,
На землю не отбрасывая тень-
Рубашки, со втачными рукавами,
И детские береты набекрень.
За ними деревянные лошадки,
Сандалики, затёртые до дыр,
И ты, не преступив миропорядка,
Подтянешься, и встанешь в их ряды.
Оставив за спиной ветра и зимы,
Маршрут наметив, двинешь налегке,
Как поводырь, для них необходимый,
Как буква изначальная в строке.
По лабиринтам солнечных дорожек
Ведёшь, поставив роспись и печать,
В дома, где кто-то вспомнит их, а может
И некому их будет вспоминать.
На мой взгляд, это – одно из лучших стихотворений этой подборки. В нем нашли отражение сразу две темы – первая и третья. История жизни, показанная «наоборот», через образы не людей, а некогда принадлежавших им вещей. И ведь, на самом деле, это не вещи потеряны, а сами люди, которые ищут друг друга и не всегда находят. Такая тема требует и соответствующего подхода – строгого, немногословного, без всяких словесных излишеств и излишней сезливости. Автору это удалось в полной мере.
№20 *** (Когда от человечьей дичи...) (Александр Веселов http://stihi.ru/avtor/andera)
Когда от человечьей дичи
Устав, издашь звериный рык,
Переведи себя на птичий,
А лучше - беличий язык.
И все слова твои и строчки,
Измаявшись в людском плену,
Как первомайские листочки,
Облагородят тишину.
Тему определить трудно. Но стихотворение читается на одном дыхании, оно написано плотно, ни одного лишнего слова, линия размышления прочерчена точно. Отличная работа.
№26 За гранью БЕЗ ОБСУЖДЕНИЯ (Волков Ив Матвей http://stihi.ru/avtor/abc7one)
Когда меня отправят на закат,
из жизни вырвав грубо, без наркоза,
в мой двадцать пятый сентябрёвый кадр,
в мою, теперь безвременную, осень,
в четверг, без расстояний и границ,
в пространство запредельное немое,
я запечалюсь, вспомнив сотни лиц,
что не успели свидеться со мною.
Теперь навеки мне дано скучать
по заливным лугам, по травам в пояс,
нести тоску о прошлом на плечах,
безмолвным одиночеством наполнясь.
Вздыхать, скорбя, о дедовой избе,
глядящей в ночь своим окном разбитым.
Но больше всех грустить мне о тебе,
о том, что ты меня не долюбила.
Из пустоты, из тьмы небытия
не дотянуться к прежнему, но всё же
на росстани две тени - ты и я
пусть доживут всё то, что мы не можем.
Взгляд и раздумья «оттуда» - из-за грани реальности. Прием, конечно, не новый, вряд ли кто хоть раз не обращался к этой теме. Здесь она раскрыта чистым поэтическим словом, без лишнего надрыва и штампов.
№27 Её портрет (Дульсинея Ейская http://stihi.ru/avtor/kexjv)
Моя пра-прабабка, танцовщица Грета
Глядит из-под шляпы с большого портрета.
Когда-то она полюбила поэта –
И песни, и кудри его.
Бросала призывные взгляды с любовью,
Краснели от страсти белесые брови,
Кружила на пальцах, не чувствуя боли,
Героя дразня своего.
Наверное, что-то интимное было
У Греты с поэтом безродным, но милым.
Когда с музыкантом ему изменила,
Она разлюбила стихи.
И шило на мыло меняя всё время,
Она понесла вдохновенное семя
Не то от голштинца, не то от еврея.
Не буду вдаваться в грехи.
Прародина – город готических шпилей.
О, сказочный Любек! Слияние стилей.
Уставшие флюгеры с ветрами шпилен. *
Их пики пронзают века…
Увёз балерину доверчивый бюргер.
Судьба закружила её в Петербурге:
С французом – кадрили, с поляком – мазурки…
Влекла развлечений река.
Ах, Грета, признайся, кто был моим предком?
Но тайну не вызнать в зрачке её цепком.
Зачем эти рифмы чудные нередко
Мне снятся с рожденья ещё?
Мой брат кучерявый – в нём ген поколений –
Играет на всех инструментах. Он гений?
А я обожаю балет и томленье…
Чья кровь в моих венах течёт!?
______________________
* Играют (нем)
Изящное, ироничное «исследование» своей родословной. Умело, даже изысканно построенные октеты, украшенные целым букетом легких рифм, как бы играючи пробегают по жизни героини стихотворения Греты. Есть в этом стихотворении что-то от водевиля: горячая интрига, персонажи всех амплуа, неразгаданные герои, - и все это с единственной и не праздной целью найти в прошлой жизни автора ее истинный корень.
№30 Капремонт (Екатерина Давыдова-Бабочкина http://stihi.ru/avtor/ttrfnthbyf1)
А всё-таки есть прелесть в капремонте!
Конечно, ты был бесконечно против:
Мол, мы не ищем лёгкие пути,
Мол, старый сруб давно пора снести…
Что в этих брёвнах? Ткни – и рухнут сами –
Иное дело у тебя в Потсдаме!
А я люблю под ноль сдирать обои
И разбирать завалы антресолей:
Байдарка, скрипка, чемодан, альбом,
А в нём на фото мы с тобой вдвоём –
Счастливые и юные, на снимке
Стоим на фоне Сансуси в обнимку…
…Поспели вишни. Середина лета.
Я в сказке, словно маленькая Гретель.
Всё нереально: ровный автобан
На Котбус, Вроцлав, Гливице, а там –
Сусальный домик с нереальным шпицем…
И поворот. Направо. К Аушвицу.
…И был вопрос. Он на пути обратном,
Крутился неотвязно, многократно:
Бог, почему ты мир не обнулил?..
Жаль стало домик? Кто в нём прежде жил?
Опрятный бюргер? Или вечно пьяный
Какой-нибудь ефрейтор из охраны?
А может, доктор спирт хранил в подвале?
А может быть, строчил статьи в журнале
О пропускной способности печей
Дотошный близорукий казначей?
Закройщик и портной? Те двое тоже
Строчили – портмоне из женской кожи…
А может, пастор, полный светлой веры?
Скорее, кто-нибудь из офицеров
Писал любимой матушке домой:
«Мол, жив-здоров. Не на передовой…» –
И посвящал стихи прелестной фрау
В деревне по соседству с Биркенау?..
…Мы правим сруб под сенью старых вишен.
Не черепицу – стелем тёс на крышу.
Ты знаешь, милый, мы отстроим сами
Доставшийся от прадедов фундамент…
Кажется, это единственное стихотворение в подборке, полностью отвечающее теме «точка возврата». Вначале ничего не предвещает трагедии, все вполне обыденно – ремонт, замена обоев, разборка антресолей… Сплошная проза жизни, какие уж тут исторические экскурсы. Но все круто изменяется у поворота – реального поворота дороги - на концлагерь Аушвиц (Освенцим). Этот поворот и есть та самая «точка возврата» - переноса сознания в прошлое: все мысли автора, все его ощущения уходят туда – в чистенький провинциальный мирок обывателей Третьего рейха, мирно существующих в соседстве с операторами газовых печей и мастерами шить из человеческой кожи. И эти размышления невольно наводят на вопрос: другим ли будет построенный героями дом? Прекрасное раскрытие темы, ответственный подход к осмыслению прошлого в его перекличке с сегодняшним днем.
№34 Закрытые дачи (Ольга Королева http://stihi.ru/avtor/korolyova)
Последний лист на ветке бьется,
Вертясь на ножке так и сяк.
От черных дней сбегает солнце,
И с гулом движется сосняк.
Береза с кроной, словно сито,
К пяти промокшая насквозь,
В окошко дачи позабытой
Стучит от нервов, на авось.
И тень внутри скользит по стенам…
Роняет с тумбочки клубок…
И ищет тот, по старым ценам,
Индийский чай и сахарок.
На застекленную веранду
Зовет друзей, как прежде, в шесть.
Иду одна, и сердце радо,
Что приведенья в мире есть.
Казалось бы, обычная пейзажная лирика. Но с первых строк, с этого последнего листка, который крутится на ножке «так и сяк», нарастает чувство тревоги. И образ заброшенного дома, переданный через тень, ищущую «индийский чай и сахарок по старым ценам» ( значит, дом брошен очень давно) выводит на совсем иное, не пейзажное ощущение неповторимости утраты. Если говорить о темах, то здесь, кажется, все они нашли себе место.
№36 Сентябрьское (Галиаскарова Елена http://stihi.ru/avtor/helena1)
В осеннем парке дремлет тишина,
Волшебник-ветер шепчет дотемна
О днях, когда листва была зелёной.
И слышно, как шуршит опавший лист,
И как доносит эхо птичий свист...
Над головой – небесный свод бездонный.
Внизу – листвы янтарные огни,
Их осень щедро сыплет в эти дни,
Напомнив о тепле ушедшей сказки.
Не всё то злато, помни, путник мой,
Что блещет, взгляды радует красой –
Порой обман таится даже в ласке.
И ты продолжишь свой неспешный путь...
Вдали мерцает старый чёрный пруд,
Где камыши качаются лениво;
Их стебли, будто тусклый лунный свет,
Хранят в себе печаль минувших лет,
Историю любви и образ милый.
Так и душа – как тихий этот пруд,
Где отраженья прошлого живут,
И память в закромах хранит былое.
Но если в омут бросить камень лжи,
Из ряби прошлой жизни миражи
Проявятся, и ты не жди покоя.
Очень близкое по ощущениям к стихотворению № 34. Другой спектр образов, более простое и предсказуемое построение повествования. Но цель автора – от описания обманчивости мира видимого, сущего, вывести читателя к пониманию неизменяемости и непоправимости прожитого.
№41 Никого нет (Ленна Жук http://stihi.ru/avtor/helenahelena)
Бабушка говорила, что время лечит,
только не уточнила, когда и как.
Я поднимаюсь в небо, и мне на плечи,
шалью пуховой падают облака.
«Внучка, чего ты здесь? Может, что случилось?»
«Нет, ничего…скучаю…пока-привет…»
Я поднимаюсь в небо стальною птицей,
в тайне надеясь, что через столько лет,
здесь, где туман и вечность, за стратосферой,
встретить давно ушедших… В руках крутя,
крестик нательный, чаю с тоской и верой:
крепко прижаться к бабушке - как дитя,
жадно вобрать тепло её каждой клеткой,
голос, родной до боли, услышать вновь…
По волосам проводит – «ну, полно, детка,
полно грустить, не нужно…
лети домой».
Мир уместится в пыльный иллюминатор,
белой позёмкой тающих облаков
вьются обрывки детских воспоминаний,
и заметают небыль полётных снов.
Полночь разделит сутки на до и после,
за параллель завалится рог луны,
чтобы взойти палящим пурпурным солнцем…
…Мчит самолёт, как будто на свет из тьмы.
Осознаю, что, как не хотелось мне бы,
в вечную жизнь нигде не купить билет,
и после смерти, мы не живём на Небе,
я проверяла - здесь
никого
нет.
Тема стихотворения отнюдь не нова: мысленный разговор с давно ушедшими родными, которые, как нас с детства уверяли, ушли на небо. А что если подняться в небо на самолете? Сделает ли это нас ближе к тем, кого с нами нет, а общий разговор реальнее? И автор, с детской надеждой пытается проверить свою догадку, но с горечью и болью убеждается: нет, не сделает - «здесь никого нет». Глубокое стихотворение, несмотря на кажущуюся простоту повествования.
Хочется поблагодарить авторов за то, что они доверили нам свои размышления о взаимоотношениях с иным миром, который, как утверждают некоторые, существует, но вовсе не как объективная реальность, данная нам в понятных ощущениях. И кто же может запретить поэтам думать и писать об этих непростых взаимоотношениях? Никто. Так что темы этого конкурса всегда будут интересны и востребованы.