Чемпионат - весна 2025. Выбор Аллы Шараповой

Сетевой Клуб Поэтов
Друзья, представляю вам шорт и комментарии к нему члена жюри Аллы Шараповой. Имена авторов в скобках вписала я после получения шорта.

Елена Чалиева.


1 место: №34 Закрытые дачи (Ольга Королева http://stihi.ru/avtor/korolyova)
 
 Последний лист на ветке бьется,
 Вертясь на ножке так и сяк.
 От черных дней сбегает солнце,
 И с гулом движется сосняк.
 
 Береза с кроной, словно сито,
 К пяти промокшая насквозь,
 В окошко дачи позабытой
 Стучит от нервов, на авось.
 
 И тень внутри скользит по стенам…
 Роняет с тумбочки клубок…
 И ищет тот, по старым ценам,
 Индийский чай и сахарок.
 
 На застекленную веранду
 Зовет друзей, как прежде, в шесть.
 Иду одна, и сердце радо,
 Что привиденья в мире есть.


Точность образов и соответствие заданной теме.


2 место: №42 Прошкин задумал побег (Ленна Жук http://stihi.ru/avtor/helenahelena)
 
 Прошкин задумал побег:
 мягкий носок потёртого тапочка решительно устремился к двери.
 Жена его, Катерина, уже накормила его обедом,
 и сладко дремала в кресле. Чутко спит – испугался Прошкин, черт ее подери.
 
 Прошкин натурой был утонченной - писал стихи,
 а Катерина - ну клуша клушей - хоть и жена отличная, да неплохая мать.
 И только с Аделью из заводской бухгалтерии он был в своей стихии -
 не Катерине ж, в халате сальном, стихи читать.
 
 Прошкин сбежал от жены.
 Окончательно, бесповоротно, его сманила поэзия и немного erotic:
 Адель не умела готовить ни обеды, ни ужины,
 но слушала его, приоткрыв в восхищении розовый ротик,
 а восхищение и немного страсти – это всё, что ему было нужно.
 До поры до времени.
 Ведь страстью и вдохновением сыт не будешь,
 и лег на плечи их быт, тяжелым и душным бременем.
 Адель хотела в салон, в рестораны, летать на Юг –
 она была хороша, как Муза, но как хозяйка – совсем провал,
 к тому же, как постановил консилиум из ее подруг:
 Прошкин на Музу не зарабатывал.
 
 И Прошкину показалось, что не так уж и сильно в Адель он влюблен:
 когда желудок урчит от голода - поэзия немила.
 Прошкин решил вернуться к жене – туда, где был мил, любим, холен…
 А жена его прогнала.


Конечно, дежавю. Но владение словом и формой виртуозное.


3 место:  №36 Сентябрьское (Галиаскарова Елена http://stihi.ru/avtor/helena1)
 
 В осеннем парке дремлет тишина,
 Волшебник-ветер шепчет дотемна
 О днях, когда листва была зелёной.
 И слышно, как шуршит опавший лист,
 И как доносит эхо птичий свист...
 Над головой – небесный свод бездонный.
 Внизу – листвы янтарные огни,
 Их осень щедро сыплет в эти дни,
 Напомнив о тепле ушедшей сказки.
 Не всё то злато, помни, путник мой,
 Что блещет, взгляды радует красой –
 Порой обман таится даже в ласке.
 И ты продолжишь свой неспешный путь...
 Вдали мерцает старый чёрный пруд,
 Где камыши качаются лениво;
 Их стебли, будто тусклый лунный свет,
 Хранят в себе печаль минувших лет,
 Историю любви и образ милый.
 Так и душа – как тихий этот пруд,
 Где отраженья прошлого живут,
 И память в закромах хранит былое.
 Но если в омут бросить камень лжи,
 Из ряби прошлой жизни миражи
 Проявятся, и ты не жди покоя.


Как это хорошо: « Так и душа – как тихий этот пруд,
 Где отраженья прошлого живут». А вот закрома – они уже из другого ряда и ломают образ.
Все же суггестивное начало присуще этим стихам.



4 место: №30 Капремонт (Екатерина Давыдова-Бабочкина http://stihi.ru/avtor/ttrfnthbyf1)
 
 А всё-таки есть прелесть в капремонте!
 Конечно, ты был бесконечно против:
 Мол, мы не ищем лёгкие пути,
 Мол, старый сруб давно пора снести…
 Что в этих брёвнах? Ткни – и рухнут сами –
 Иное дело у тебя в Потсдаме!
 
 А я люблю под ноль сдирать обои
 И разбирать завалы антресолей:
 Байдарка, скрипка, чемодан, альбом,
 А в нём на фото мы с тобой вдвоём –
 Счастливые и юные, на снимке
 Стоим на фоне Сансуси в обнимку…
 
 …Поспели вишни. Середина лета.
 Я в сказке, словно маленькая Гретель.
 Всё нереально: ровный автобан
 На Котбус, Вроцлав, Гливице, а там –
 Сусальный домик с нереальным шпицем…
 И поворот. Направо. К Аушвицу.
 
 …И был вопрос. Он на пути обратном,
 Крутился неотвязно, многократно:
 Бог, почему ты мир не обнулил?..
 Жаль стало домик? Кто в нём прежде жил?
 Опрятный бюргер? Или вечно пьяный
 Какой-нибудь ефрейтор из охраны?
 
 А может, доктор спирт хранил в подвале?
 А может быть, строчил статьи в журнале
 О пропускной способности печей
 Дотошный близорукий казначей?
 Закройщик и портной? Те двое тоже
 Строчили – портмоне из женской кожи…
 
 А может, пастор, полный светлой веры?
 Скорее, кто-нибудь из офицеров
 Писал любимой матушке домой:
 «Мол, жив-здоров. Не на передовой…» –
 И посвящал стихи прелестной фрау
 В деревне по соседству с Биркенау?..
 
 …Мы правим сруб под сенью старых вишен.
 Не черепицу – стелем тёс на крышу.
 Ты знаешь, милый, мы отстроим сами
 Доставшийся от прадедов фундамент…


Секстины и вопросительные интонации здесь очень кстати, но не очень хороши рифмы.


5 место: №40 Моё прошлое (Ирина Полюшко http://stihi.ru/avtor/polushkoiv)
 
 Я мчалась в степи, расскажу без прикрас,
 На красноармейской тачанке.
 Горела, истратив весь боезапас,
 В подбитом фашистами танке.
 
 Висела, как Зоя, качаясь в петле,
 Не сдавшись безжалостной стыни.
 Искала своих, ковыряясь в золе,
 Оставшейся после Хатыни.
 
 Делилась в блокаду, про голод забыв,
 Последними крошками хлеба.
 Смотрела с надеждой на Финский залив
 И верила в чистое небо.
 
 Сдавала, а после брала Сталинград,
 Была в Будапеште и Вене.
 Смотрела, как воины шли на парад,
 С историей слившись мгновенно.
 
 Я выросла вместе с великой страной,
 Как птицы, деревья и травы.
 Кто скажет, что было всё то не со мной,
 Наверное, будут неправы.


Есть чему не нравиться в этих стихах – и есть чему нравиться. Трогательна оговорка в конце: будет ли признано такое право? Может быть, лучше: пожалуй что будут неправы. Наверно – это сомнение, а наверное – наверняка.


6 место: №14 Путники (Марина Русова http://stihi.ru/avtor/alienminchenko)
 
 Когда весна листвой зарукоплещет,
 И станут дни по-летнему щедры,
 Вдруг оживут потерянные вещи
 И бросятся искать свои дворы.
 Они пойдут нестройными рядами,
 На землю не отбрасывая тень-
 Рубашки, со втачными рукавами,
 И детские береты набекрень.
 За ними деревянные лошадки,
 Сандалики, затёртые до дыр,
 И ты, не преступив миропорядка,
 Подтянешься, и встанешь в их ряды.
 Оставив за спиной ветра и зимы,
 Маршрут наметив, двинешь налегке,
 Как поводырь, для них необходимый,
 Как буква изначальная в строке.
 По лабиринтам солнечных дорожек
 Ведёшь, поставив роспись и печать,
 В дома, где кто-то вспомнит их, а может
 И некому их будет вспоминать.

 
Благородство порыва. Не очень понятно о миропорядке , росписи, печати – как будто бы все именно беззаконно.


7 место: №29 Никербокер (Эса Милл http://stihi.ru/avtor/miloffs)
 
"Часто думаю: вот, съезжу туда
с подложным паспортом,
под фамильей Никербокер..."
                В.В.Набоков.
 
Веером брызг ахнул таксомотор.
Бисерный дождь шепотом моросит.
В узел кашне прячу скупой восторг,
скинув пальто тесных углов такси.
Местный толмач будто Иаков хром -
вихри вражды изрешетили кость.
Оком сыча шарит со всех сторон,
только уймёшь - снова пытает вскользь.
Ветреный джаз мигом обрёл черты:
плоть этажей, шумных артерий пульс...
Тоньше слюды крылья моей мечты.
Словно янтарь неумолима Русь.
 
Что опустить в первый конверт? Изволь.
Веришь ли, друг, в окнах пейзаж с Невой.
Паства не волк, хуже угробить роль.
Третьего дня прибыл, пока живой.
Лишь со спины дразнит неверный шаг:
честный эскорт или готов расстрел?
Майская ночь, звездная пыль, овраг
стоят того, да виноград незрел.
Выдохся весь сотканный бытием
вольный как бриз воздух Большой Морской.
Мажу на хлеб Герцена сорок семь.
В самой родной гавани я - изгой.
   
Просто мечта прозою обожглась.
Просто с утра бисер дождя окрест...
Чуткий толмач щурит прицелы глаз:
-Вот из ё нэйм?
-I'm Knickerbocker. Yes.


Переизбыток деталей.
Лучшее –  первый конверт и отсылка к стихотворению «Расстрел».


8 место: №41 Никого нет (Ленна Жук http://stihi.ru/avtor/helenahelena)
 
Бабушка говорила, что время лечит,
только не уточнила, когда и как.
Я поднимаюсь в небо, и мне на плечи,
шалью пуховой падают облака.
«Внучка, чего ты здесь? Может, что случилось?»
«Нет, ничего…скучаю…пока-привет…»
Я поднимаюсь в небо стальною птицей,
в тайне надеясь, что через столько лет,
здесь, где туман и вечность, за стратосферой,
встретить давно ушедших… В руках крутя,
крестик нательный, чаю с тоской и верой:
крепко прижаться к бабушке - как дитя,
жадно вобрать тепло её каждой клеткой,
голос, родной до боли, услышать вновь…
 
По волосам проводит – «ну, полно, детка,
полно грустить, не нужно…
лети домой».
 
Мир уместится в пыльный иллюминатор,
белой позёмкой тающих облаков
вьются обрывки детских воспоминаний,
и заметают небыль полётных снов.
Полночь разделит сутки на до и после,
за параллель завалится рог луны,
чтобы взойти палящим пурпурным солнцем…
 
…Мчит самолёт, как будто на свет из тьмы.
 
Осознаю, что, как не хотелось мне бы,
в вечную жизнь нигде не купить билет,
и после смерти, мы не живём на Небе,
я проверяла - здесь
никого
нет.


Таких сомнений не должно бы быть у верующего человека. Но они есть – и чистая душа честно в этом сознается.
Стратосферой – Верой -  хорошая рифма
Воспоминаний – иллюминатор -  слабое созвучие

Как НИ хотелось мне бы


9 место: №2 За гранью реальности (Юрий Рехтер http://stihi.ru/avtor/urirr)
 
 Что прошло, то прошло,
 Нет возврата назад,
 Лет седое крыло
 Осенило фасад,
 
 За которым года
 Воздаяний и кар,
 Неудач маета,
 Достижений нектар.
 
 И капкан красоты,
 И любви канитель,
 Депрессивный пустырь
 Неизбежных потерь,
 
 Тех потерь, что ведут
 Разговор о былом
 И пожизненно ждут
 Нас за каждым углом,
 
 Обрекая на стон
 Кровоточием ран,
 Рассекая, как сон,
 Восприятия грань,
 
 Грань надежды и лжи,
 И жестокости слов,
 От реальности жизнь
 Отделяющих зло.
 
 И судьбу ни за грош
 Дней несёт помело,
 Не вернёшь, не поймёшь,
 Что прошло, то прошло...


Хороший образ: потери, ведущие речь о былом.


10 место: №21 Встречи (Лёля Строптивая http://stihi.ru/avtor/lstroptivaya)

Неуёмный дождик-драммер
всё стучит, стучит в окно.
А в уютном ресторане
льются речи и вино,
на ура идёт закуска –
люди с лёгкой сединой
отмечают выпуск курса,
юбилей очередной.

Разлетелись по планете,
жизнь запутала следы,
и для многих встречи эти –
как глоток живой воды.
За столом журчит беседа:
«Ты на закусь груздь бери –
век такого не отведать
в этом вашем Шрусбери».
«Ну, а как житьё в Чикаго?
Ты – профессор? Вот те на!
Рады, что тебе во благо
стала новая страна».

Ночью около гитары
группируется народ,
и мотив знакомый старый
будоражит, в плен берёт.
Снова молоды, беспечны,
и дружны, и влюблены…

Так, казалось, будет вечно
в прошлой жизни – до войны.


Все очевидно. Но именно узнаваемость «будоражит, в плен берет».