Царскосельский лицей

Вадим Константинов 2
               

                Друзья мои, прекрасен наш союз!
                Он как душа неразделим и вечен —
                Неколебим, свободен и беспечен
                Срастался он под сенью дружных муз.
                Куда бы нас ни бросила судьбина,
                И счастие куда б ни повело,
                Все те же мы: нам целый мир чужбина;
                Отечество нам Царское Село.
               
                19 октября 1825   
               
                А.С.Пушкин
               
                Смуглый отрок бродил по аллеям,
                У озёрных грустил берегов,
                И столетие мы лелеем
                Еле слышный шелест шагов.

                Иглы сосен густо и колко
                Устилают низкие пни…
                Здесь лежала его треуголка
                И растрепанный том Парни.
               
                24 февраля 1911               
               
                А.Ахматова


               31 октября 1811 года распахнул свои двери Императорский Царскосельский лицей. Торжество началось с молебна. Присутствовал Александр I с супругой и матерью, высшие сановники государства. Ну а прославил это учебное заведение не царь, а поэт. Недаром, Лицей называют «пушкинским».   
Поначалу предполагалось, что в Лицее будут учиться младшие братья Александра I, поэтому попасть в привилегированное заведение было непросто. Правда, когда выяснилось, что великие князья не сядут за лицейские парты, конкурс упал: на 30 мест претендовало всего 38 абитуриентов. Юный Александр Пушкин выдержал приёмные испытания с лёгкостью. Возможно, сказалась протекция, ведь его дядя – известный поэт Василий Львович Пушкин был в дружеских отношениях с Государственным секретарём Сперанским, разработавшим программу обучения. Кроме того, мальчик хорошо знал французский язык, который имел в то время первостепенное значение.
Список лицеистов утвердил сам царь. Дворянские дети 10-14 лет обучались и жили на казённый счёт. Курс обучения приравнивался к университетскому.
Вставали лицеисты в шесть утра, шли на молитву. Евангелие читали по очереди. С семи начинались уроки, и только в девять – чай с белой булкой и прогулка (кстати, гуляли в любую погоду). С десяти до полудня -- снова классы. Затем прогулка и обед (из четырёх блюд), чистописание и рисование. С трёх до пяти – классы. После полдника и прогулки -- повторение уроков. В половине девятого – ужин, в десять – молитва и сон. По средам и субботам – танцы, фехтование. Все посещали занятия по духовному пению. 
В лицее была больница, замечательная библиотека. Её основу составили книги, переданные из Александровского дворца (император Александр Первый подарил свою юношескую библиотеку). В Лицей поступали все лучшие отечественные и зарубежные издания. Выписывались газеты и журналы.
Парадный зал лицея украшала дорогая мебель, картины, хрустальные люстры, бархатные шторы. В столовой посуда была английского фаянса, сервизы из Гостиного двора, серебряные столовые приборы, кружевные салфетки. Общие комнаты освещались масляными лампами, что по тогдашнему времени было редкостью.
У каждого лицеиста на четвёртом этаже была своя комната, «келья», как называл Пушкин. Обстановка спартанская: железная кровать (кстати, новинка времени), комод, конторка, стул, стол для умывания. Кстати, этот этаж не отапливался, тепло шло снизу, с третьего этажа, поэтому в «кельях» было прохладно.

Пушкин называл Лицей «монастырём», поскольку воспитанники были под постоянным присмотром учителей и гувернёров, даже на прогулку в сад не выпускали порознь, посещения родственников ограничивались. Более того, летние каникулы – в июле – тоже нужно было провести в Лицее.
 
                *****
                Здесь мы эпоху
                Лицезреем...

                Чей флёр нам призрачно
                Знаком!..

                Стоим пред пушкинским
                Лицеем...

                И словно бы
                Подспудно ждём...

                Смешны в слепой
                Своей надежде...

                Что смуглый отрок
                Грань времён
                Пройдёт!..

                И явится...

                Как прежде
                Ахматовой
                Являлся он!..
                *****
                Хотим мы или нет,
                Но, именно, отсюда...
                Из приснопамятного
                Царского Села...
                Вполне обыденна...
                И, всё ж, подобна
                Чуду...
                Дорога пушкинского
                Гения легла!..
               
 Мне хочется рассказать немного о них – тех лицеистах пушкинского выпуска!..

                Они,  при ярком их
                Потенциале...

                Как ни печально,
                В большинстве своём...

                Не состоялись...

                Не смогли...

                Не стали!..

                Но, как святое
                Мы их в сердце
                Бережём!..             
                *****

                Всем по заслугам
                Даст Лицей...

                И по ранжиру,
                Право слово!..

                Служакам -звёзды
                И чины...

                Как Корфу,
                Или Горчакову!..

                Свободолюбцам -
                Рудники!..

                Романтикам -
                Моря и страны!..

                И смерть героям...

                Ведь она
                Для них особенно
                Желанна!..

                А, Пушкину -
                Особый путь...

                Что лишь ему
                И предначертан...

                Что и трагичен,
                И велик...

                И недоступен
                Прочим смертным!..
                *****
                Он молод...

                Несмотря на зрелые
                Года...

                Не умер...

                Не убит на давней той
                Дуэли...

                И дивно то уже,
                Что все мы
                Навсегда
                К Поэзии его
                Стать близкими
                Сумели!..

 Разумеется, самым известным и почитаемым выпускником Лицея можно назвать Александра Сергеевича Пушкина( 1799-1837), которого уже при жизни негласно короновали, назвав гением и «солнцем русской поэзии».
Нужно сказать, что не прояви отец Пушкина родительской сознательности, учился бы будущий великий поэт в Иезуитском коллегиуме в Петербурге. Однако, узнав о том, что Александр I вознамерился открыть в Царском селе учебное заведение, отец незамедлительно решил, что сын должен поступить именно туда и никуда кроме.
  Стоит отметить, что Пушкин не был столь высокого происхождения, чтобы обучаться вместе с великими князьями. Отец его стал хлопотать, искать протекцию и поддержку влиятельных людей и, наконец, добился своего: сыну разрешили держать экзамен.
  Как вспоминали близкие друзья и преподаватели, Пушкин часто бывал рассеян, переменчив, не усидчив и не проявлял никаких способностей к математике — поговаривали, что поэт даже плакал на задней парте, смотря на доску, где преподаватель писал цифры да примеры. Между тем, он отлично упражнялся в языках, с увлечением изучал историю и, самое главное, именно в Лицее открыл в себе талант к поэзии, который неустанно оберегал поэт Василий Жуковский, а позже — Гавриил Державин.

                Он и умел-то,
                Разве что,
                Писать!..

                Но, правда, гениально
                Делал это!..

                И в самом деле,
                Чем не Благодать
                Быть Пушкиным!..

                Пророком и поэтом!..
                *****
                Быть весёлым...

                Но отнюдь
                Не повесой
                И гулякой!..

                И подвижным быть,
                Как ртуть...

                Но не праздным быть,
                Однако!..

                И от всякой
                Чепухи
                Вспыхивать,
                Как будто порох...

                Но оставить нам
                Стихи...

                Не прожить нам
                Без которых!..
                *****
                Он молод...

                Несмотря на зрелые
                Года...

                Не умер...

                Не убит на давней той
                Дуэли...

                И дивно то уже,
                Что все мы
                Навсегда
                К Поэзии его
                Стать близкими
                Сумели!      
 
Пушкин, конечно, велик!.. Но, помимо Пушкина, нельзя не вспомнить и ещё несколько имён, каждое из которых оставило свой след в русской истории и которые уже не стереть!..       
         
                Антон Антонович Дельвиг (1798 – 1831)
Всего на год старше Пушкина, он закончил свой земной путь на несколько лет раньше. По словам Александра Сергеевича, «жизнь его богата не романтическими приключениями, но прекрасными чувствами, светлым, чистым разумом и надеждами».
Антон Антонович Дельвиг принадлежал к обедневшему старинному дворянскому роду баронов Дельвигов. Семья жила лишь на заработки отца, генерал-майора русской армии. Мальчиком Антон был отправлен в частный пансион, а затем и в Царскосельский лицей, куда поступил в один день с Пушкиным.
Больших успехов он не делал, языков не знал, но зато сразу проявил интерес к отечественной литературе. «Чтение разных русских книг без надлежащего выбора, а может быть и избалованное воспитание, поиспортили его, почему и нравственность его требует длительного надзора, впрочем, приметное в нём добродушие, усердие его и внимание к увещеваниям при начинающемся соревновании в российской словесности и истории, облагородствуют его склонности», – отрывок из довольно противоречивой лицейской характеристики будущего поэта.
Тем временем на поприще стихосложения успехи были очень скорыми – стих 15-летнего поэта «На взятие Парижа» был опубликован в популярном журнале «Вестник Европы».
По окончании учёбы Дельвиг по просьбе директора Энгельгардта написал гимн лицея:
Шесть лет промчалось как мечтанье,

В объятьях сладкой тишины.

И уж Отечества призванье

Гремит нам: шествуйте, сыны!

Простимся, братья! Руку в руку!

Обнимемся в последний раз!

Судьба на вечную разлуку,

Быть может, здесь сроднила нас!
Вдохновенные лицейские дни закончились, и наступила необходимость зарабатывать. Дельвига определили в Министерство финансов. Монотонная служба претила творческому дарованию, однако удача улыбнулась – молодого поэта взял к себе «под крыло» Иван Андреевич Крылов, который служил заведующим Русским отделом Публичной библиотеки. Надо сказать, что в те времена было принято устраивать на библиотечную работу известных в литературных кругах людей. Дельвиг влился в коллектив. К тому же периоду, когда он был принят в штат, относится зарождение справочно-библиографической службы. На протяжении четырёх лет Дельвиг служил под началом Крылова. Их отношения не ограничивались служебными. Крылов посещал литературный салон Дельвига и был постоянным сотрудником издававшегося альманаха «Северные цветы», и позже «Литературной газеты».
Пушкин посвящает Дельвигу множество стихотворений и отдельных строк, среди которых «Се самый Дельвиг тот, что нам всегда твердил», «Прими сей череп, Дельвиг», «Сонет», «Мы рождены, мой брат названный». В годы ссылки в Михайловском друзья активно переписывались. Очень радостным для опального поэта был визит Дельвига в 1825 году.
Дельвиг по-настоящему дружил со многими из декабристов. Одним из самых близких был Вильгельм Кюхельбекер – «лицейской жизни милый брат», по выражению Пушкина. Кстати, именно Пушкина за насмешки и эпиграммы Кюхельбекер вызвал первым на дуэль, которая, к счастью, закончилась бескровно. Сын саксонского дворянина из Эстонии говорил по-русски с сильным акцентом, и это веселило его товарищей. Дельвиг же, будучи человеком очень тонким, никогда не позволял себе насмехаться над товарищем.
Кюхельбекера Дельвиг считал не только другом, но и наставником. Именно с помощью Кюхли (как его называли друзья) Дельвиг открыл для себя мир немецкой поэзии, которая вдохновила его на создание патриотической русской идиллии «Отставной солдат», посвящённой Отечественной войне 1812 года.
Дельвигу был присущ истинный дар книгоиздателя и, как бы сейчас сказали, литературного агента. Многие отмечали его свойство распознавать литературный дар у других и всячески поддерживать и рекламировать, нисколько не завидуя.
Ещё в 1819 году он создал дружеское объединение «Союз поэтов». В начале 1820-х выходят альманахи «Северные цветы» и «Подснежник», где Антон Антонович публикует литераторов из обеих столиц. На первый план выходит издательская деятельность. Особенно в отсутствие Пушкина, который находился в это время в ссылке, Дельвиг объединяет вокруг себя всех тех, кто и будет впоследствии ассоциироваться с пушкинской эпохой в истории литературы.
Дельвиг остался в памяти современников великолепным издателем, открывающим для русского читателя современную поэзию и новые таланты, отставив собственное эго. При этом он оставался прекрасным поэтом, чьи вдохновенные стихи полны атмосферы той эпохи, которую мы сегодня называем пушкинской.
 
                "Ленивый баловень
                Судьбы",
                Он был однажды
                Предан ею...
   
                Как будто ранней
                Смерти знак
                Поставлен был
                На нём!?..

                И всё же, за короткий
                Срок...

                Сгорая ярко,
                Но не тлея...

                Он заслужил,
                Что мы его
                В сердцах своих
                Несём!..
 
 Иван Пущин (1798 – 1859)         
 Иван Пущин родился в Москве 15 мая 1798 года. Его семья принадлежала к древнему дворянскому роду. Помимо Ивана в семье было еще 11 детей, поэтому семья Пущиных вела скромный образ жизни.
В 1811 году дед Пущина повез внука в недавно открывшийся Царскосельский лицей. 
Ивану легко давались науки, самыми любимыми предметами стали история и экономика. Он любил поэзию, но сам сочинять стихи не умел, зато быстро смог разглядеть талант своего друга Пушкина.
Перед выпуском к лицеистам подошел директор заведения и поинтересовался, есть ли среди них желающие посвятить себя военной службе. Иван с готовностью отозвался на предложение и после учебы в лицее был причислен к Конной артиллерии лейб-гвардии. Также после выпуска Пущин вступил в первое тайное общество, основанное гвардейскими офицерами. Называлось общество Священная артель.
Когда Александр Сергеевич Пушкин был сослан в имение матери Михайловское, Иван Иванович, не испугавшись грозивших ему неприятностей, посетил опального друга. Пущин всегда остро воспринимал ситуации, казавшиеся ему несправедливыми. Из-за этого к нему тянулись люди, они знали, что он обеспечит им поддержку.
Идеи декабристов взволновали Ивана Ивановича и 14 декабря 1825 года он отправился с декабристами на Сенатскую площадь…
В 1826 году его признали виновным в:
в участии в умысле на цареубийство одобрением выбора лица, к тому предназначенного, в участии управлением общества, в принятии членов и в отдаче поручений и, наконец, в том, что лично действовал в мятеже и возбуждал нижних чинов и приговорили к смертной казни, заменив ее пожизненной каторгой. Через месяц пожизненный срок заменили каторгой на 20 лет…
 Собственно, жизнь его и кончилась, как таковая, там на Сенатской!..

                При том, что
                Небольшой
                Был срок ему
                Отпущен...

                Но было в жизни
                Той
                Немало
                Суждено!..

                И он у нас
                В сердцах,
                Как "друг бесценный"...
            
                Пущин!..

                Что  стал с лицейских
                Пор
                Для всех Большим
                Жанно!..
 
Вильге;льм   Кюхельбе;кер ( 1797  — 1846)
 В Царскосельском лицее Кюхельбекер из-за своей неловкости, мечтательности и глухоты на левое ухо был предметом бесконечных насмешек — они же довели его до попытки суицида. Однажды подросток пытался утопиться в пруду, откуда его вытащили товарищи, которые тут же нарисовали на несчастного карикатуру в местном журнале.

Вспыльчивого Кюхлю, как его называли друзья-лицеисты, спасало одно — он отличался большой незлобивостью, а своими знаниями и упорством умел располагать к себе людей.
  Пилецкий дал своему талантливому воспитаннику характеристику, которая и сегодня позволяет ближе узнать будущего декабриста: «Кюхельбеккер Вильгельм, лютеранского вероисповедания, 15–лет. Способен и весьма прилежен; беспрестанно занимаясь чтением и сочинениями, он не радеет о прочем, от того в вещах его мало порядка и опрятности. Впрочем, он добродушен, искренен, с некоторою осторожностью, усерден, склонен ко всегдашнему упражнению, избирает себе предметы важные, плавно выражается и странен в обращении. Во всех словах и поступках, особенно в сочинениях, приметны некоторое напряжение и высокопарность, часто без приличия… Раздраженность нервов его требует, чтобы он не слишком занимался, особенно сочинениями».
Но сочинениями Кюхля всё же увлекался, ведь в те годы стихосложение среди лицеистов было самым популярным занятием.

Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее...

Так в «Пирующих студентах» Александр Пушкин описывал поэтическое дарование Кюхельбекера. Неуклюжий лицеист был излюбленным героем лицейских эпиграмм, посланий и ироничных строк «солнца русской поэзии» (из-за чего Пушкин и Кюхельбекер однажды встретились на дуэли, но всё равно остались ближайшими товарищами).
В 1817 году Кюхельбекер окончил лицей с серебряной медалью и вместе с тем же Пушкиным поступил в Коллегию Иностранных дел. С этого момента начались скитания будущего декабриста.

Дипломатической службе выпускник Царскосельского лицея предпочёл преподавание русской литературы в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте, но из-за неудачного романа решил уехать подальше от дома. В должности обер-камергера вельможи Нарышкина Кюхельбекер отправился в Европу, откуда был вынужден вернуться Россию, так как обратил на себя внимание властей «вольнолюбивой» лекцией по русской словесности.
 Неблагонадёжного юношу ожидала служба на Кавказе. Однако излишняя ранимость характера, подводившая Кюхельбекера ещё в лицейские годы, подвела его и на этот раз. Из-за дуэли с местным чиновником он вернулся раньше времени с почти невозможной для «дальнейшей государственной службы характеристикой».
Кюхля хотел работать в министерстве финансов, заниматься профессорской деятельностью в Эдинбурге или в Крыму, получить место профессора русского языка в Дерптском университете, служить в Одессе, издавать журнал, - но ни одному из его планов не суждено было сбыться. В итоге талантливый лицеист присоединился к обществу лиц, принявших участие в декабрьском восстании…
14 декабря 1825 года Кюхельбекер стал одним из самых деятельных участников событий на Сенатской площади. Известно, что он стрелял в брата императора - князя Михаила Павловича, но пистолет дал осечку…
Как и у Пущина, Сенатская площадь тоже всё разрешила!..

                Рассеянного
                Чудака..

                Эгоцентричного
                Поэта...

                Мишени для " насмешек
                Злых
                И дерзких эпиграмм"...

                Портрет, что явно
                Искажён...
 
                И дай-то, Бог,
                Чтоб вышло этот
                Почти карикатурный
                Шарж
                Исправить, всё же,
                Нам!..

 Александр Горчаков (1798 — 1883)
Последнего канцлера Российской империи, Александра Михайловича Горчакова, с юношеских лет отличали таланты, необходимые блестящему дипломату. Его кумиром был граф Иоанн Каподистрия, «управляющий азиатскими делами» МИДа в 1815-1822 годах.
«Желал бы я служить под его начальством», — говорил Горчаков.
В Лицее он постигал не только гуманитарные, но также точные и естественные науки. «Тебе рукой Фортуны своенравной указан путь и счастливый и славный», — писал своему другу Александру его теска, Александр Пушкин. Предсказание поэта сбылось — Горчаков стал главой русского внешнеполитического ведомства при Александре II.
 Дружеские чувства Пушкина и Горчакова сохранились на всю жизнь, хотя судьба их развела сразу после лицея.

                "Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,

                Хвала тебе — фортуны блеск холодный

                Не изменил души твоей свободной:

                Все тот же ты для чести и друзей".
               
И Горчаков же стал  тем лицеистом, который пережил всех своих товарищей!..

                Кому ж из нас под старость день Лицея
                Торжествовать придется одному?

                Несчастный друг! средь новых поколений
                Докучный гость и лишний, и чужой,
                Он вспомнит нас и дни соединений,
                Закрыв глаза дрожащею рукой...               
               
                А.С.Пушкин


                Достойный гражданин
                Своей страны...

                Он дорог нам и тем,
                Что светлый ум имея,
                Душою предан был,
                Как Пушкин, дням
                Лицея...

                И не забыть о нём
                С тобою мы должны!..
               
              Сказав о лицеистах «пушкинского» выпуска, нельзя не сказать о самом Царском Селе, где они учились!..Место этот поистине уникальное!

                Подобно теченью
                Неистовых рек,
                Понять поведенье которых
                Не просто,
                Здесь время сменило
                Безумный свой бег
                На  еле приметную
                Царскую поступь!..
               

                *****
                Здесь довлеет рассудок
                Над всем!..

                И умеренна страсть...

                Здесь приют для богинь
                Красоты,
                И изящества граций!..

                Здесь нельзя торопиться!..

                Иначе не сможешь
                Совпасть
                Ты с эпохой, которой
                Ещё удалось
                Задержаться!..
                *****
                Вновь царскосельские -
                Далёкие
                Картины, что мне так
                Близки,
                Вплетаю по привычке
                В строки я...

                Добавив от себя
                Мазки...

                И пусть всё в прошлом...

                Но не скоро я
                Забуду прелесть тех
                Минут!..

                И снятся белки мне...

                Которые
                Из рук моих еду
                Берут!..
                *****
                Весь Пушкин вновь
                Во власти марта!..

                И тихий домик
                Энгельгардта...

                И пред Дворцом
                Роскошный сад...

                Где липы в гладь
                Пруда глядят!..               

                *****
                Переключиться
                На природу!..

                На размышления
                О жизни...
                Теперь, когда весна
                Готова
                Бразды правленья
                В руки взять!..

                Когда, вот-вот,
                В набухших почках
                Сок молодой
                Наружу брызнет...

                И здесь,-
                В самих "садах Лицея"...

                Не есть ли это,
                Благодать!..
                *****
                На фоне парка старого...

                И старых
                Дворцовых павильонов...

                Что сумели
                В себе невольно сохранить
                Былое...

                И всё-таки при этом
                Не мертвы...

                Мне по-особенному
                Видится весна!..

                Особенно приятны
                Птичьи трели...
               
                Особая таится глубина
                В рождении травы
                Или листвы!..
               
                Как аромат божественный
                Могли мы
                Вдыхать былого
                И сегодняшнего
                Смесь...

                И оттого-то вёсны,
                А не зимы
                С особой силой
                Ощутимы здесь!..

 Нельзя обойти вниманием здешние «жемчужины»!..
               Фонтан «Молочница», получивший известность как «Царскосельская статуя», или «Девушка с кувшином», занимает особое место среди парковой скульптуры Царского Села: это единственная скульптура, специально исполненная для Екатерининского парка и ставшая одним из символов наше Фонтан на камне получился необычный...
Появление загадочной статуи с разбитой урной, из которой льётся вода, на протяжении вот уже двух столетий окутано романтической тайной. И раскрыть её нам, по всей видимости, не дано, поскольку документов нет. Это для придворных острословов всё сразу стало ясно. В те времена были модны басни французского поэта Ж. Лафонтена. Фонтан тут же окрестили «Молочницей», а историю появления её в парке объяснили тем, что будто бы скульптор Павел Петровичем Соколовым вдохновился сюжетом басни и Ж. Лафонтена «Молочница, или Кувшин с молоком»о французской крестьянке Теретте . А то, что на «гром-камень» уселась босоногая красавица в греческой тунике, удивително напоминающая лицом и фигурой Елизавету — жену Александра I, это как-то осталось незамеченным. Или велено было не замечать...
               
                Урну с водой уронив,

               
                об утёс её дева разбила.

               
                Дева печально сидит,

               
                праздный держа черепок.

               
                Чудо! не сякнет вода,

               
                изливаясь из урны разбитой;

               
                Дева, над вечной струей,

               
                вечно печальна сидит.
               
                А.С.Пушкин
               
                1830.


               
                Уже кленовые листы
               
                На пруд слетают лебединый,
               
                И окровавлены кусты
               
                Неспешно зреющей рябины.

               
                И ослепительно стройна,
               
                Поджав незябнущие ноги,
               
                На камне северном она
               
                Сидит и смотрит на дороги.               
               
                А.Ахматова
               
                1916.


                Она грустит...

                Бог ведает о чём?...

                Но нас волнует
                Боль её утраты...

                И новый век придёт,
                И волновать
                Потомков наших
                Будет эта грусть...

                И не изменится по сути
                Ничего...
               
                И будут те же чувства
                Так же святы!..

                И новые напишутся стихи...

                И, может быть, я в ком-то
                Отзовусь!..               
               

Камеронова галерея — памятник архитектуры в Екатерининском парке города Пушкин под Санкт-Петербургом.
1784—1787 гг., 1946—1947 гг.   

Была задумана императрицей Екатериной II для прогулок. Архитектор — Ч. Камерон. Камеронова галерея расположена на склоне холма, на границе регулярной и пейзажной частей Екатерининского парка. По высоте Камеронова галерея совпадает с Екатерининским дворцом, но из-за того, что она стоит на пологом склоне, высота её нижнего этажа по мере удаления от дворца значительно возрастает за счёт постепенного повышения цоколя, сложенного из тесаных блоков сясьской плиты.

Два этажа Камероновой галереи совершенно различны по характеру: основание здания построено из серого пудостского камня. На нем поставлена легкая галерея с белой колоннадой. Такое сочетание встречается в древнеримских сооружениях. Второй этаж галереи служит балконом для прогулок и обозрения парка. Вдоль балкона, возле колонн, расположены бронзовые бюсты древних философов, политических и военных деятелей. Бюсты отлиты из бронзы в Петербургской Академии художеств и являются копиями античных мраморов, купленных Екатериной II в конце XVIII в. (хранятся в Эрмитаже). Здесь есть и бронзовый бюст М. В. Ломоносова, отлитый по модели скульпт. Ф. И. Шубина.

Широкая парадная лестница с двумя бронзовыми статуями обращена в сторону пруда. Лестницу украшают две огромные бронзовые статуи - Геркулеса и Флоры. Модели этих статуй с античных оригиналов выполнил в 1786 г. скульпт. Ф.Г. Гордеев (1744-1810), а отливку из бронзы произвел литейных и чеканных дел мастер Василий Можаев.

С балкона галереи есть выход в Висячий сад, устроенный на уровне второго этажа. На площадке, поддерживаемой каменными столбами, сделан свинцовый настил, а поверх него насыпан слой земли, достаточной для произрастания деревьев и кустарников.

                Разве только кистью
                Трону я...

                Образ здесь
                Нарисовав...

                Галереи
                Камероновой!..

                Передав  при этом
                Нрав...

                И красу её
                Нетленную,
                Что не стёрлась
                За века...

                Дивна столь она,
                Что  цену я
                Ей не дам,
                Наверняка!..            
                *****
                Здесь размытость граней
                Меж эпох
                С каждою минутой
                Ощутимее...

                И восторг уместен...

                И балкон,               
                Как какой-то временной
                Портал!..

                И блуждал я долго
                У колонн...

                Словно находился
                В Древнем Риме я...

                И в конце казалось мне,
                Что я
                Истину какую-то
                Познал!..

 Знаменитый Екатерининский дворец!.. о котором так много сказано!..

                Конечно,-комната
                Янтарная
                Средь дивной анфилады
                Комнат...

                И, всё же, ГОЛОВОКРУЖИТЕЛЬНЕЙ
                Всего другого
                Тронный зал!..

                Где ты взлетаешь
                Над паркетом,
                Как будто свод дворца
                Разомкнут...

                И чудится,
                Что ненадолго
                Тебя дворец
                Короновал!..               
                *****
                Здесь можешь ты,
                Бог знает почему,
                Вдруг воспарить,
                Подобно некой
                Птице...

                И в красоте бескрайней
                Раствориться...

                Поверив алгеброй
                Гармонию саму!..               
 
О даче Китаевой
Жёлтое деревянное здание, выходящее скруглённым фасадом на перекрёсток Дворцовой и Пушкинской (ранее Колпинской) улиц было построено в 1827 г. для личного камердинера Николая I - Я.В. Китаева по проекту архитектора А.М. Горностаева. Яков Китаев недолго владел своим домом. После его кончины в 1831 году, дом отошёл его вдове - Анне Китаевой. Однако в историю дом камердинера царя вошёл как дача А.С. Пушкина, на которой в 1831 г. поэт провёл с молодой супругой вероятно, самые счастливые 5 месяцев семейной жизни.
 Пушкины снимали 8 комнат, в том числе комнату в мезонине, в которой располагался кабинет поэта. В этом скромном кабинете были написаны «Сказка о царе Салтане», «Письмо Онегина к Татьяне» и другие произведения. Тихая жизнь в Царском Селе очень нравилась поэту. По утрам он имел обыкновение купаться в пруду Александровского парка, пил чай, после чая поднимался к себе в кабинет и работал. Это время его жена Наталья Николаевна обычно проводила за чтением или вышиванием. После обеда молодую пару часто можно было видеть гуляющими по аллеям императорских парков, куда многие царскосельские дачники нарочно ходили посмотреть на Пушкина с женой. Как писал сам Александр Сергеевич о своей жизни в Царском:
- «Мы здесь живем тихо и весело, будто в глуши деревенской; насилу до нас и вести доходят…»
Пушкины переехали из дома Китаева в Петербург глубокой осенью 1831 года.

                Пусть много времени
                Ушло...

                Мы снова
                В Царское Село
                Спешим, в слепой
                Своей надежде
                Найти покой
                Своим сердцам!..

                И дом Китаевой,
                Как прежде
                Свои раскроет
                Двери нам!..
                *****
                Тот давний пушкинский
                Уют,
                Едва ли нам доступен
                Ныне...

                Но мысли пушкинские
                Тут...

                Уже две сотни лет
                Живут...

                Как постояльцы
                В мезонине!..               

Памятник А. С. Пушкину в Пушкине (бывш. Царском Селе) один из наиболее известных памятников Пушкину. Именно в Царском Селе в среде лицеистов впервые возникла мысль о памятнике Пушкину, однако, первый памятник поэту было решено установить в Москве, где он родился.
В связи с приближением 100-летия со дня рождения поэта, жители Царского Села предложили создать памятник в городе, где прошла юность Пушкина. Начался сбор денег, объявили конкурс на лучшую скульптуру. Конкурсный проект памятника представили скульпторы М. А. Чижов, P. P. Бах, Л. В. Позен и В. А. Беклемишев. Император Николай II избрал эскиз скульптора Роберта Романовича Баха (1859—1933), скульптора, академика, преподавателя школы Императорского общества поощрения художеств. Фигуру отлили из бронзы в мастерской Н. Штанге. Участие в сооружении памятника принимал представитель инициативной группы, царскосел, известный поэт и педагог, директор Николаевской Царскосельской мужской гимназии И. Ф. Анненский. Им были выбраны стихи поэта, высеченные на пьедестале. Бах сумел передать состояние поэтического вдохновения поэта. «Бронзовый мечтатель» — истинно романтический памятник Пушкину.

                Пусть отлит из бронзы...

                Но при этом...

                Пусть и нарочито
                Говоря...

                Он таким живым
                Наполнен светом!..

                Что дано пророкам
                И Поэтам...

                И в такую ауру
                "Одет" он...

                Что поймём:
                Мы шли к нему
                Не зря!..

Вот и закончена небольшая прогулка по Царскому Селу, что так дорого моему сердцу!..Но будут продолжаться стихи, вдохновлённые им!..