Из воспоминаний моей бабушки, заслуженной артистки РСФСР.
«Когда в начале войны в нашем театре создавались концертные бригады, я была включена в состав группы из 14 человек (бригадиром был политрук Мирский, мой муж). Мы не знали, что стоим на пороге великой трагедии, которая унесет жизни 20 миллионов наших людей, что даже в нашей маленькой группе через 2 месяца останется только половина состава.
В конце августа 1941 г наша бригада отправлялась в Кронштадт на ледоколе «К.Вальдемарс» в составе каравана судов. Наш корабль отправился в плавание, ставшее для него последним.
Мы сидели в каюте механика и он рассказывал нам о ледоколе, когда корабль получил снизу такой удар, что показалось, будто великан ударил в днище его гигантским молотом.
Стук механизмов прервался. Мы бросились на палубу. Из двери машинного отделения валил дым, палуба уже кренилась. Сбросила пальто, туфли и - в воду..Со стороны услышала голос мужа: «Плыви скорее прочь от корабля - затянет!» Я поплыла наугад. Муж, старшина и артист Деранков держались за подобие крохотного плотика. Но это была возможность уцепиться и отдохнуть.
Нас подобрала шлюпка судна «Сатурн». Наутро появились самолеты фашистов. Они устремились, пикируя, прямо на наши корабли. На нас сбросили бомбы, но мимо. Капитан велел лечь на палубу, нас накрыли брезентом. Когда солнце село, самолеты улетели. Мы смогли подняться и оглянуться кругом. Вокруг пылали суда. Вскоре мы стали нагонять судно, на палубе которого звучал «Интернационал».
Это не было радио, нет, над водой разносились далеко вокруг нестройные, хриплые, задыхающиеся голоса. Через какое-то время на корме баркаса увидели группу людей. Раненые! Почти 20 человек стояли, тесно прижавшись друг к другу: бинты на головах, руках и - пели. Так они встречали свою смерть!
Люди вокруг меня обнажали головы, потрясенные.. Вдруг баркас быстро стал погружаться в воду. Я не выдержала и отвернулась. А когда снова взглянула туда, на поверхности моря ничего уже не было..
Многому я была свидетелем во время войны. Многие мои впечатления потускнели и ушли в небытие. Но эту песню раненых я буду помнить всегда. Буду помнить эту победу человека над страхом смерти.
ЗНАЧИТ, ЧЕЛОВЕК СИЛЬНЕЕ ЕЁ!»