По Конкурсу - Но есть нюансы

Творческая Мастерская Алкоры
http://stihi.ru/2025/03/30/2247 - Конкурсная страница
http://stihi.ru/2025/04/30/7891 - Итоги конкурса

В конкурсе участвовало 46 произведений, из них судьи отобрали 28 стихотворений, содержание которых по их мнению было не только технически грамотно изложено, но и удачно раскрывало название конкурса «Но есть нюанс». Напомню, как именно формулировалось конкурсное задание: 

«Но есть нюанс» в обычной речи означает, что вы чего-то не учитываете, упускаете какой-то существенный момент. Тонкости, детали, какие-то мелкие и на первый взгляд не самые значительные вещи могут оказаться решающими для понимания чего-то очень важного. И в быту их полно, и в экономике, и в политике этих проклятых нюансов не сосчитать. А анекдоты в основном на эти темы люди и слагают. Сарказм таких анекдотов построен на таком принципе: нюансом как раз и названо то, что является самым важным по сути. Но чтобы высказывание стало анекдотом, его концовка должна быть неожиданной или парадоксальной. Требуются стихи, так или иначе  иллюстрирующие фразу «Но есть нюансы». Ирония приветствуется, но не обязательна: тема и жанр стихов - свободные. Важно только наличие хорошего авторского вкуса. Язык стихов - литературный. Правильный и выразительный.

Конкурсное задание показалось мне несложным: оно не ограничивало жанр написания и требовало только общей для всех произведений композиции - расположения и взаимосвязи его компонентов (способа построения сюжета). Кстати, несколько лет назад, в ТМА проводился конкурс написания стихов с похожей композицией, только там еще и содержание было абсолютно свободным! Я имею в виду конкурс «Разгадка в концовке» - http://stihi.ru/2019/10/30/8467, где мы знакомились с термином «веллеризм». Веллеризм - это особая разновидность высказывания, при которой поясняется не только то, что было сказано, но и при каких обстоятельствах это было сделано, что часто придаёт самому высказыванию совершенно новый смысл.

Наш конкурс «Но есть нюансы» как раз и предполагал построение сюжета на основе веллеризма – нюанса, меняющего все представление о рассказанном. Авторы предложили довольно много стихов, интересно раскрывающих смысл заданной фразы. Как обычно, ниже я покажу вам то, что больше всего понравилось нашим судьям (то, что было отобрано ими в свои персональные шорт листы).

************************************

1. ОБРАЗЦОВЫЙ МУЖ. ЕВГЕНИЙ АКСЕЛЬРОД 

Он был предельно образцовым мужем,
Не пил и не опаздывал на ужин,
В дом приносил полезные продукты:
Кефир, сметану, овощи и фрукты.

Он по утрам молол ей кофе Jardin,
Читал стихи, с её собачкой ладил,
Всё починял умелыми руками
И мусор выносил без пререканий.

Он целовал ей плечи, ноги, руки,
Она была в волшебном тёплом круге
Его любви, опеки и вниманья,
Глубинного взаимопониманья.

Казалось, жить да жить ей в этом круге.
Увы, он мужем был… её подруги.

По композиции и сюжету – хорошо. По языку… У меня есть некоторые сомнения в уместности ударения «жАрдин» (а не «жардИн»), и в варианте «в этом крУге», вместо «в этом кругУ». Обычно «в круге» говорят, если речь идет о геометрическом круге или о чем-то близком. Если же круг - это совокупность людей, объединённых чем-то, какое-то общество, то в предложном падеже пишется «в кругу». А еще рифменное слово «в круге» дважды используется в коротком стихотворении, что непрофессионально. Не в восторге я и от глагола «починял» вместо литературного «чинил».


2. ШАГОМЕРНОЕ. АЛИНА АНАТОЛЬЕВНА КОПТЕВА

Быстрей, быстрей! О, эти десять тысяч
Здоровья ради пройденных шагов.
Маршрут привычен, вечер бестолков.
Нет, выдумщиков этих нужно высечь!

Уйдёшь, мол, от инсультов, от инфарктов,
Не от Альцгеймера и прочей ерунды,
Которой физкультурники чужды,
О том, что станешь здоровей – ни факта…

Ещё чуть-чуть. Скамеечка знакома,
Кроссовки снять, пока еще светло,
Расправить правое и левое крыло,
Намного легче, чем пешком до дома…

Стихи на тему модного сейчас увлечения – ежедневного прохождения 10 тысяч шагов в целях оздоровления. Стихи неплохие, но я здесь не увидела четко выраженного нюанса, изменяющего рассказанное. От начала и до конца автор сетует на трудность пеших походов… Или я чего-то не поняла?


3. БАЙКЕР. МАРИНА БЫСТРОВА-ДОКС

Он был байкером - каска, косуха, косынка,
А она без "понтов" и тонка, как тростинка.
Вслед мальчишки глядели, как словно стрела,
"Хонда" с места в карьер с диким ревом брала.

Он был смел и красив, и не в меру горяч,
И владел мотоциклом почти как циркач,
На сидящую сзади смотрел свысока,
Только газ прибавляла в перчатке рука.

В этот вечер она возле "Хонды" ждала,
Он спешил, и забыл взять ключи со стола,
Спохватился, да поздно… Что делать теперь?
За спиной оглушительно хлопнула дверь…

- Где окошко твое?
- То, с угла, что открыто.
- На втором?
- Нет, на третьем…
Отвернулся сердито,
И еще не успел пересилить досаду,
А девчонка неслышно пропала куда-то,
По трубе водосточной вскарабкалась кошкой,
И, шагнув по карнизу, исчезла в окошке.

Он опешил чуть-чуть... Закричал не по делу:
-Что, ты спятила? Каску хотя бы надела!
А она усмехнулась:
-Держи, не ворчи!
И метнула ему прямо в руки ключи.

-Я и сам бы…
-Да ладно! Не нужна твоя каска!
Я работаю в цирке. Воздушной гимнасткой.

Судьям понравилось, а меня эти стихи не особо зацепили. То ли это пересказ в стихах чего-то услышанного, то ли - лихо  закрученная фантазия автора, не особо жизненная история. Но читается с интересом. А еще в отдельных местах второй части стихотворения, похоже, не все ладно с числом стоп  в строках – я бы проверила  ритм звуковой схемой: местами стихи трудно звучат.


4. ЗАМИОКУЛЬКАС. СЕРГЕЙ БАРНЕВ 2

Всё начиналось с листика, подобранного  мной
В казённом заведении, не помню уж, в  каком.
На пыльном подоконнике, подсохший и смешной,
Лежал он рядом с треснутым пластмассовым горшком.

А в том горшке уродливом, казёнщине назло,
За ветхой баррикадою раздолбанных шкафов
Какое-то чудовище зелёное росло,
Колюче ощетинившись броней из лепестков.

И я спросил у девушки, курящей у окна:
«А что за «каракатица» вон там, где туалет?»
«Там долларово дерево», - ответила она,-
Его не поливали уж, наверное, сто лет".

Ну, коли дело к выгоде, я бросить лист не мог.
В рассаду помидорную воткнул и жду приплод.
Заполнил он полкомнаты, но горестен итог:
Не вызревают доллары на нём из года в год.

«А он  замиокулькасом вообще-то наречён», -
Поковырявшись  в Яндексе, поведала жена.
Уловки шкурой чувствую - на опыте учён:
Опасно верить девушкам, курящим у окна.

Кому-то из судей понравилось. Меня напрягала мелодия этих стихов – длинная строка без внутренних рифм между полустроками, а рифмы концовок строк еще и не слишком точны – звучит стихотворение немелодично. История есть, а нюанс… Курящая девушка – это несколько притянутый к теме конкурса нюанс, стихи эти явно писались без всякой мысли об обыгрывании нюансов в тексте… А еще мне мешали длинные и труднопроизносимые слова, типа названия растения («замиокулькас») или слова жаргонные, типа «раздолбанные», «шкурой чувствую», «поковырявшись». Последние хороши для устного юмористического рассказа, но вряд ли годятся для стихов. Зарифмовать, конечно, можно всё, но надо ли всё?


5. МЕЧТАТЬ НЕ ВРЕДНО. ОЛЬГА АЛЬТОВСКАЯ 

- «Ты женщина моей мечты», -
Мне СМС писал мужчина.
Я млела: «О, мой Аль Пачино!
Скажи, чем восхитился ты?»

И он, словес обруша вал,
Мне рёк, загадочный, неблизкий,
И пышногрудой одалиской,
И дивнобёдрой называл.

И от смущенья рдел восток,
И откровений ждали росы…
- «К чему, скажи, сладкоголосый,
Велеречивых фраз поток?

Лети! Я жду. Не бойся впредь…
Красив, богат, высокороден!».
А он: «Увы! Я не свободен…
Два года мне ещё сидеть».

Легко, иронично и точно по теме конкурса. Богатый русский язык начитанного человека. Замечательно!


7. ЖДУ. ЕВГЕНИЯ БЕЛТО

Я - стальной каркас голых нервов:
Плач - ночами, крики - под утро.
Я живу в стране Гулливеров,
Ну а ты - в стране лилипутов.

Океан меж нами клокочет,
Разбухает звездная млечность,
Как бумагу рву сердце в клочья,
Без тебя зачем мне сердечность?

Вижу сон, не ведая страха,
Между рыб серебряно-бледных
Ты плывешь ко мне черепахой
Над бездонной черною бездной.

И, когда тиарою алой
Полыхнет заря утром ранним,
Буду ждать тебя у причала,
Затаив, как раньше, дыханье.

Видя взмах, нырну прямо в платье
Поскорей обнять чужеземца,
Чтобы сжать до хруста в объятьях,
Чтобы склеить рваное сердце.

Только нет ни брызг и ни взмахов,
Просто сердце чует, как будто
Ты плывёшь ко мне черепахой
Из чужой страны лилипутов.

Неплохо, с иронией написано. Нюанс здесь заключается во фразе «Только нет ни брызг и ни взмахов», то есть, все мечты ЛГ «видя взмах, нырнуть прямо в платье - поскорей обнять чужеземца», судя по всему, несбыточны. Вот только я не поняла намека на страну «лилипутов» (с прописной буквы) как антипода собственной  страны автора – страны «Великанов» (с заглавной). В чем здесь скрытый смысл? Но автор не захотела раскрывать его читателю.


8. АННА К. ДМИТРИЙ МАЛЬЯНЦ 

Легла на рельсы, поезд всё не шёл,
Тонули шпалы в грязной серой каше,
Стучался ветер в тонкий капюшон,
Замёрзли ноги в сапогах из замши.
Пустой пакгауз, древний ржавый "Ford",
Она молчала, думала, курила
И чёрный ворон сел на семафор,
Обычный ворон, гордый, длиннокрылый.

Так хочется, очнувшись ото сна,
Лечь под колёса в первых числах марта,
Послать всех в жо, а где-то даже на
И по дороге выбросить сим- карту.
Вдруг всё же он решится на звонок,
Но суицид не терпит посторонних,
Останутся гвоздики и венок
Да мокрый снег на маленьком перроне.

Сначала будут сплетни и хула,
Потом поминки, камерно и мило,
Она его наверное ждала,
Она его наверное любила.
Смотрели в небо синие глаза,
Дурной коньяк, от двух до трёх промилле,
Обычный день, заброшенный вокзал,
Где поезда лет тридцать не ходили.

Несмотря на наличие аллюзии на нецензурные выражения, стихи мне понравились. Ироничная и неглупая пародия на сюжет из жизни Анны Карениной. Нюанс тонкий и уместный: «Заброшенный вокзал, где поезда лет тридцать не ходили». И язык стихов понравился – богатый, точный, ироничный и с правильным построением предложений.


10. ТОЛЬКО ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ. ГЕННАДИЙ КРЫКСИН 

Мир насытился, стал веселее...
В топку возраст и мудрости щит!
Кто далёко глядит, те - злодеи,
кто веселью мешает, тот злит!..

День за днём поседевшие дети
развлекают таких же детей.
Каждодневное брызжет веселье,
заглушая всю строгость вестей...

Политических шоу накаты
враз сменяет попсовая блажь.
Распалённые тёти и дяди
вводят зрителей в свой эпатаж...

И за этим фривольным весельем
настоящих детей не видать.
Мало оных, и рано взрослеют...
Всё распахнуто, нечего ждать.

Редки стали молитвы о детях.
Тают силы духовных наук...
Всюду хитрыми глянцами светит
веселящий материю дух.

Кто кого до заоблачных далей
поведёт в нашем мире вперед?..
Всё легко, всё мы в шоу видали!..
Не нужны ни поход, ни полёт.

Не нужны ни надежда, ни вера.
А любовь - это ж просто игра...
Но... взлетают назло всем химерам,
те кто смог не поддаться ветрам!

Зарываются в вечные книги,
в шахты самых тяжёлых наук.
Ум и душу в единстве постигнув,
окрыляют спасительный дух...

Дяди, тети, ищите примеры!
Не сгорайте в коварном чаду!
Не теряйте надежды и веры,
и верните любви - чистоту!

Уберите с экранов всю пошлость,
из газет - чепуху, черноту...
Будет всем нам и горько, и тошно,
если внуки уйдут в пустоту...

Всегда с удовольствием и интересом читаю (и жду!) стихи этого постоянного участника конкурсов ТМА. Эти стихи тоже вызвали у меня интерес и полное согласие с поднятыми вопросами, но, на мой взгляд, в этот раз авторский выбор стихов был неудачен. Во-первых, не просматривается  нюанс, меняющий смысл всего сюжета: весь текст посвящен тревоге о качестве медийной информации, которая взращивают в детях не лучшие качества и не лучшие потребности. Во-вторых, стихи пока еще сырые по исполнению: «дети-веселья» - плохая рифма, а их однокоренные слова («весельем», «о детях», «детей») еще раз работают в тексте концевыми рифмами.  Концовка стихотворения (две его последних строфы), хотя и содержательна, но она  утяжеляет текст тем, что уже высказано выше, к тому же, её повелительное наклонение (призывы) привносят то впечатление, от которого стихи скорее теряют, чем приобретают. И, наконец, выбор слов. От слова «враз» я бы однозначно  избавилась, а «далЁко» (вместо «далекО»), заменила бы синонимом. Слово «далёко» есть, но оно более годится для другой стилистики и другого оттенка смысла.  Кстати, прием с обращением «дяди и тети» мне тоже не показался удачным.      


12. НЕ ПОВЕЗЛО С СОСЕДОМ. ТАТЬЯНА КОМАРНИЦКАЯ

Хороший человек на свете жил.
Он к людям относился с уважением,
Был набожен, к добру имел стремление,
Лишь одного соседа не любил.

Сосед его ужасно раздражал
Поступками, и видом, и словами, -
Случается такое временами -
Он даже встреч с соседом избегал.

Вдруг слышит: умер тот сосед вчера.
Ну, наконец! Настало облегчение.
Спокойно потянулось дней течение,
Но вскоре и ему пришла пора...

Явился Ангел, ибо час настал,
И начал с умирающим беседу:
 - Тебе бы в Рай, но твоего соседа
По милости Господь туда забрал.

Скажи мне, как с тобою поступить?
На небе невозможно огорчение.
Коль на земле он был тебе мучением,
Как сможешь с ним всю вечность рядом жить?!

Вряд ли это авторский сюжет, у меня есть ощущение, что автор просто грамотно зарифмовал прочитанную им поучительную историю. Кто из нас не строил на таких сюжетах свои стихи? История хороша, а язык стихов – язык устной прозы, где только зарифмованы факты и события, а чего-то особого, образного и пропущенного через авторские чувства, что и отличает любую поэзию от информации, я в стихах не почувствовала. А в чем тут нюанс, где появление нового смысла в результате раскрытия в концовке отдельных уточняющих деталей (нюансов) истории? Я их не увидела. Есть только мораль, но это несколько другая композиция.


13. ЖЕНСКАЯ ДОЛЯ. ОЛЬГА СВЕТОВА

Она нарезала колбаски,
Коньяк поставила на стол
И, радостно расширив глазки,
Смотрела, как он в дверь вошёл,

Как молча подошёл к дивану,
Дыхнул морковкой с чесноком,
И прохрипев: «Я нынче пьяный…»,
Уснул здоровым, крепким сном...

Бутылку взяв и разной снеди,
Шепнувши «чао» муженьку,
Она, вздохнув, пошла к соседу  –
Не пропадать же коньяку.

Задание выполнено, кому-то стихи показались забавными – их отобрали. Меня не зацепило. Во-первых, сюжет не вызвал симпатии: пусть даже и происходит такое, но поэтического взгляда, на мой вкус, эта сторона жизни не заслуживает. Во-вторых, «радостно РАСШИРИВ ГЛАЗКИ». Почему героиня – взрослый человек, не ребенок – по отношению к  себе самой употребляет уменьшительное «глазки» вместо «глаза»? И в целом, язык стихов – не поэзия… 


14. УЧЕНИЕ УЛЫБЧИВОГО ЕНОТА. АЛЕКСАНДР ВОЛОГ

За высоким, светлым бором,
Там, где сосен разговоры,
Где речушки поворот,
Жил Улыбчивый Енот.

На пригорке под сосною
Он беседовал со мною
Про своё житьё-бытьё,
Про учение своё.

Он учил, что жизнь прекрасна,
Что живём мы не напрасно,
Что как добрая жена
Нам улыбчивость дана.

Говорил Енот весёлый:
«Есть в лесу у зайцев сёла,
Завтра сходим к ним на бал...»
И брусникой угощал.

А усы его блестели,
Глазки бодренько глядели,
И роняли сосны звон
В тёплый мох - кукушкин лён.

Я обедал у Енота.
Мы ходили на болото
Чёрных раков добывать...
Позже мне пришлось узнать,

Что когда никто не видит,
Тих Енот, сидит, как сидень,
Грустно щурится на свет,
И на нём улыбки — нет...

Все условия конкурса выполнены. И история - на уровне басни, и язык хорош, а нюанс и вовсе актуален для нашей жизни! Как часто мы играем на людях те роли, которые не являются нашей сущностью. «Когда никто не видит, тих Енот, сидит, как сидень, грустно щурится на свет, и на нём улыбки - нет...». В этой заключительной фразе «когда никто не видит» и отражен тот самый нюанс, который составляет тему конкурса.


15. БЫЛО ВРЕМЯ... ЖЕНЯ ПАРАТРОПОВ 

Было время, память свежа.
Было – песни слагали лихие!
Неделимо версталась межа.
Было время…

«Ты меня обуздай, невзначай»,  –
Молодецкая прыть торопила  –
«То, что есть – получай, славный бай», –
Тем, что взял, откормила.

И он рос по велению грез –
Чем не воля, и чем же не сила?
Ты теперь суверен, малоросс.
Малороссия не Россия!

Не окраина русских земель,
Не республика павших Советов.
Толи сказка заблудших емель,
Толи быль без ответов.

Что теперь – только сажа и мгла.
Поищи виноватого в ссоре.
За парадами плата слегла,
Над могилами – горе.

Было время, память свежа.
Было – вместе дошли до Берлина!
Из руин подымалась страна.
Было время... Прошло то, что было.

 Тема поднята серьезная, но едва ли подходит к названию конкурса «но есть нюанс», здесь другая композиция сюжета. К сожалению, и строфы (если расписать их все звуковой схемой) имеет неодинаковый  рисунок ударных и безударных слогов, причем, местами он даже разный по их количеству слогов – слабая техника! Строй многих предложений тоже оставляет желать лучшего: во многих местах есть недосказанность или вообще - потеря ясного смысла. («Неделимо версталась межа», «То, что есть – получай, славный бай», «он рос по велению грез», «За парадами плата слегла»). Вроде всё - по-русски, вроде – с некоторым усилием можно додуматься, что же именно хочет сказать автор этими обрывистыми  фразами, но… нужно ли? Всё же условие ВСЕХ наших конкурсов ТМА – «ясный и правильный литературный язык». Язык конкурсной поэзии, а не просто речи скороспелых рифмовок для узкого круга…


16. ПРО ДЕНЬГИ. ОЛЬГА ИВАНЫЧЕВА 
 
Видно, не прожить без анекдотов
И судьбы затейливых гримас...
Проявив дочернюю заботу,
Из благих, понятно, побуждений
Женщина одна в досужий час
Обновила маменькин матрас.
Старый был на свалку увезён,
Но с какой начинкой отбыл он!
В нём - итог трудов и накоплений -
Долларов едва ль не миллион!
... Опускаем всё, что непечатно...
Капитал утерян безвозвратно.

Тут же к месту драма и вторая,
Где удача сделала кульбит.
Отошла старушка в кущи рая.
Проводив которую потомки,
То ль горюя, то ли сделав вид,
Разбирать взялись нехитрый быт.
Подняли постельный элемент -
Деньги! Только горек был момент
И потомки выругались ёмко.
Чем же плох нежданный тот презент:
Под матрасом пролежав в постели,
Деньги безнадёжно устарели.

Начну с того, что меня поразила 11 строчная строфа с рифмовкой АбАСббддСее, которая (чему я очень удивилась!) в точности повторена автором во второй строфе. Почему удивилась? На слух это трудно уловить, я вначале заподозрила, что есть ошибки рифмовки. Но их не оказалось. (Может быть поэтому я так не люблю писать многострочными строфами?) Теперь про содержание. Оно соответствует названию конкурса, как соответствует ему и композиция, в которой самый важный нюанс открывается в концовке. С языком тоже все в порядке. В общем,  хорошая работа!


18. ПРИОБРЕЛА КОТА. ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА ПЛУТАХИНА

Твердят мои друзья: "Ах, ах, коты!
Мурчат, и в обращении просты,
Тебя и приласкают от души,
Согреют ночью, и в дневной тиши,

Больное место могут полечить,
И не нужны в помине и врачи,
Разбудят на работу, не спеша
Покушаете вместе, сообща!"

И вот совет послушала друзей,
Пошла, приобрела кота быстрей.
Ох, что тут началось - не передать:
И шерсть кругом, и пыль, и даже грязь...

На кухне прямо "творческий бедлам",
А на полу - ну точно, ураган!
Прощай, моя спокойная пора!
Играет кот с утра и до утра...

Судьи отобрали, а мне не понравились стихи. Причем, по их содержанию: пусть даже оно и соответствует заданию, но за кота было обидно! Попал, бедолага, в руки человека, который кошек не любит и относится к ним только как к средствам, приносящим пользу… А еще не понравилась конструкция предложения «И не нужны в помине и врачи» - инверсия слов в угоду нужному ритму! Не понравилось качество рифмовки строф – парная, требующая особой точности рифм, но эта точность не везде соблюдается («передать-грязь», «бедлам-ураган»). Не понравился и избыток междометий: ах, ох, ну… Не люблю и глагол «покушать», если он не относится к маленьким детям или не несет сознательной интонации угодливости низших перед высшими… Словом, что-то не сложилось у меня с этими стихами.



23. ТОЧНО ВСТРЕЧУ ПРИНЦА Я! ЛИДИЯ БОНДАРЕНКО 21

Нет верней гаданий в Святки:
К середине февраля
Нагадали мне перчатки -
Точно встречу Принца я!

Не спешит он появиться…
День влюблённых - Принца нет,
Может чудо не случится:
Погулять пошла в обед,

Белым цветом всё окрасив,
Под ногами снег хрустит,
Словно россыпи алмазов,
Он на солнышке блестит.

На аллее нет прохожих,
Тишина... Мороз бодрит,
Чуть пощипывает кожу,
Воздух чистотой пьянит.

Иней облетает с ветки:
Там щебечет воробей...
Вдруг смотрю: сидит в беседке
Принц с букетом орхидей.

Машет мне моей перчаткой,
Той, что вешала на клён.
Поняла я: всё в порядке...
Сердце бьётся - вот и Он!

Тотчас Принц ко мне подходит,
Объясняется в любви.
Глаз с меня совсем не сводит,
И целует раза три.

Все сбылись вдруг предсказанья
В главный праздник для меня.
Как не потерять сознанье:
Не дышу от счастья я.

Он ведёт меня к Ferrari,
Помогает сесть в авто,
Мы летим по магистрали,
Жаль, не видит нас никто.

Вот уже на самолёте
Прилетаем мы на юг,
На таможне по прилёте
Паспорт требуется вдруг.

Смотрит строго пограничник...
Предъявляю документ...
Как всегда! ... Звонит будильник
В важный для меня момент...

С точки зрения заданной композиции и сюжета – нет замечаний, конкурсному заданию соответствует. А вот качество поэзии пока автора подводит: разговорный язык, где во всем тексте единственный и при этом неоригинальный образ - это снег «словно россыпи алмазов», все остальное - пересказ фактов и событий, где, к тому же, еще и аж четыре пары глагольных рифм. Хочется поработать и над рифмами: «пограничник-будильник», «окрасив-алмазов», «самолете-прилете» (однокоренные!). «В Важный» - смыкание согласных. «Сесть в авто» - жаргон. Яркие и веселые стихи, но лишь для домашнего употребления.


24. НОВЫЙ ГОД, ОДЕССА. ФИДЕЛЬ САГИТОВ

 Как быстро время мчится, к нам Новый год стучится,
И мы пошли со Светкой на Привоз,
А там в четвёртом РЯДЕ, в классическом наряде,                в ряду
Нас встретил натуральный Дед Мороз.

Была с ним и Снегурка, видать, его дочурка,
Им помогали три снеговика,
Те, как мне показалось, напоминали малость
Военных, что валяли дурака.

Они нас словно ждали, лишь только увидали,
То сразу подошли накоротке,
А Дед Мороз, сияя и радость излучая,
Стал рыться в свОём праздничном мешке.                РУ

Мы ждали с нетерпеньем, но вместо поздравленья,
С улыбкой он мне вынул из мешка
Не вафли-шоколадки, такой подарок сладкий,
- "Повiстку на заклик" из ТЦК*.

А в ней пурга такая, ой, мама дорогая -
На «збiрний пункт» явиться сей же час
Снегурка обернулась и мило улыбнулась:
- Снеговики туда проводят Вас!

Те тут же моментально и профессионально
Меня препроводили в свой фургон,
Я ждал и подзатыльник, но… спас меня будильник,
Всё это оказалось только сон.

Я за'раз тут очнулся и наконец проснулся,
Шёл за окном четырнадцатый год,
Никто ни сном ни духом, ни словом и ни слухом,
Ещё не знал, что нас такое ждёт.

Я не увидела в этом стихотворении заданной конкурсом композиции с «нюансом», меняющим все представление о содержании.  Да и язык стихов, их мелодия  – шутливая и  частушечная, на мой взгляд, не совсем годится для темы стихотворения:  не  предмет для шуток в наши времена!  В первой строфе ошибочное окончание предложного падежа («в ряде» вместо в «в ряду»). А еще (и здесь вы со мной вправе не соглашаться!) я не любитель стихов с фрагментами, написанными на другом языке. 


25. ШУТКА ПРО УТКУ. АГЛАЯ ЛЮБИМЦЕВА 

Муж отпихнул гуляш из грудки,
И нос воротит от котлет:
- Жена! Подай на ужин утку!
- А утки нет!

Супруг, не медля, на охоту
Пошёл с ружьём наперевес,
Но заблудился и в болото
По пояс влез.

Когда беднягу отыскали
И привезли его домой,
Он был (опустим все детали)
Едва живой.

Режим постельный - две недели...
Врачом прописано: «лежать»!
Но он с кровати в самом деле
Не может встать.

Всё обратив в плохую шутку,
Судьба даёт повторный шанс:
Жена ему приносит утку,
Но есть нюанс…

Остроумный и легкий рассказ, написанный катренами ямба с укороченной 4-ой строкой.  Шутка построена на омониме «утка» (омонимы - это слова, которые звучат и пишутся одинаково, но обозначают совершенно разные вещи). И композиция, и содержание стихов – полностью соответствуют заданию конкурса.


26. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МИР. ЕЛЕНА ЭМИКИНГ

Переплелись в пространствах и веках
Миры – похожи, только параллельны.
В моём - февраль слезливый и метельный,
В твоем - зима бахвалится пока.

Мой кот и чёрный кофе по утрам,
А ты идешь выгуливать болонку.
Различия поверхностны и тонки,
Возможно, незаметные мирам.

Но параллельные сойтись не могут,
Мы с двух сторон невидимой стены.
Хотя одни молитвы шепчем Богу,
И так похожи запахи весны,

И мамы также крестят на дорогу.
Всё так…. Но у тебя там нет войны.

Глубокие стихи про двух людей, которые находятся «с двух сторон невидимой стены». И нюанс в них есть, причем – всем нюансам нюанс: «Но у тебя там нет войны». Зацепило. Хорошая работа!


27. ПАРУСНИК. ЕЛЕНА ИТЕЛЬСОН

Запрокинув голову, во дворе стою –
Птичку я увидела - попала в западню
На широком дереве, ветки где крепки'-
Западня... Невольница... Как мои силки.

От тебя не вырваться, бесконечный быт,
Только слышу иноходь стоптанных копыт.
Опущу я голову. Посмотрю вперёд –
Там, в заливе, парусник вдруг ко мне плывёт?

Сами по себе стихи мне понравились. Они построены на ассоциации того, что автор наблюдает (птичку в западне), с тем, как она себя ощущает (пленницей быта). И язык, и композиция, и тема стихов мне нравятся, но только где тут нюанс, который переворачивает общее понимание этой истории? Его нет. Требовались стихи с другой композицией.


28. НАЗИДАНИЕ. ИГОРЬ ДИКМАРОВ
 
Умейте мысли излагать
Придав им краткость формы.
Яснее ясного писать –
Впопад и не топорно.

Чем лучше знаешь фактов ряд,
Их сущность и значение,
Тем легче выразить свой взгляд
И собственное мнение.

Пусть ощущается в стихах
Не нудность и морока,
А лапидарность языка
С поэтикой намёка.

Избавьте творческую стать,
От диктатуры спешки.
Уж лучше повод к смеху дать,
Чем к жалящим насмешкам.

У вас у всех свои пути
И среди них есть верный,
Но только этот путь найти
Кому-то нужно первым.

Кому-то из судей стихи понравились – их отобрали. Формально композиция верная: нюанс заключается в последней строфе: «У вас у всех свои пути, и среди них есть верный, но только этот путь найти кому-то нужно первым». Но меня их сюжет не зацепил: я почему-то не люблю творения с повелительным наклонением глаголов, написанные про то, как надо правильно писать стихи. Возможно, потому, что сама толком не знаю, как это нужно делать. Мне всегда кажется, что любое мое удачное стихотворение – это чудо, что не я его написала, а через меня оно написалось….


30. ПОД ВОПРОСОМ. ТАТЬЯНА ТАУ

Я был всегда. Но был я нем и слеп.
Не ведал звуков шёпота и гвалта.
Но как-то Он изрёк: да будет Свет!
И Свет возник, и Тьма, раз Он сказал так.

Увидел Он, что это хорошо,
И закружилось время круговертью,
И день второй в трудах Его прошёл
Над тем, что Он назвал Небесной Твердью.

А дальше я не успевал следить,
Хотя старался всматриваться лучше,
Как твари поскакали, поползли,
Осваивая то, что стало Сушей,

Забултыхались, не жалея сил,
Осваивая то, что стало Морем…
Я чувствовал движение Светил,
И Дерева Познанья вросший корень…

Но стыдно мне, не знаю почему
Именоваться Сотворённым Миром,
Когда в душе я верю не Ему,
А давшему мне жизнь Большому Взрыву…

Написано неплохо: и живой яркий язык, и композиция, и идея стихов – все соответствует конкурсному заданию. Кто-то эти стихи отобрал. Я – нет, хотя формально замечаний к ним нет. Просто не понимаю, зачем человек, доверяющий гипотезе зарождения Вселенной через  Большой Взрыв более, чем существованию Творца, пишет стихи на религиозную тему? Зачем в чужой монастырь идти со своим Уставом? Впрочем, не мне давать такие советы взрослым людям и уважаемым авторам.


32. МЕЧТЫ. ТАНЯ ВЕРШИНИНА 

Мне золотые горы не нужны
И дорогая вилла на Багамах.
Ни отблеск возрастающей луны,
Ни слов мужских душевные бальзамы.

Я не хочу шикарный Мерседес,
Колье с алмазом в двести три карата.
Пусть не увижу я семи чудес
И денег от  богатого магната.

Что я хочу? Уютный теплый дом.
Двоих детей и чтобы ты был рядом.
Навеки счастье чтоб  царило в нем,
А дом был окружен цветущим садом…

Нет смысла о несбыточном мечтать:
Я даже не могу тебя обнять…

Здесь тоже все соответствует заданию: и композиция, и тема, и хороший – правильный – русский язык. Нюанс сосредоточен в последней строчке: «Я даже не могу тебя обнять». Смысл ее понятен, хотя хочется взамен ей чего-то более точного, чем «невозможность обнять», чего-то, что более четко поясняло бы преждевременность строительства больших планов. А пока остается ощущение то ли недосказанности, то ли  некоторой слабости концовки  этого стихотворения.


33. ПЕРВОАПРЕЛЬСКАЯ СКАЗКА. ЕЛЕНА ЗАОСТРОВЦЕВА

Светило солнце, птицы пели,
Цветы и бабочки вокруг.
Всего лишь первое апреля,
Но - Франция... К тому же юг.

            По тропке девочка шагала,
            Лесное радуя зверьё,
            И в яркой зелени мелькала
            Шапчонка красная её.

Как водится, стоит избушка.
"Тук-тук! Бабуля, это я!"
И голос слышится старушкин:
"Входи, красавица моя!"
   
             Ах! Просто сердце замирает...
             Сейчас последует вопрос:
             "Бабуленька! Ты - не такая!
             Ой, что за глазки? Что за нос?!"

Бедняжка в страхе жмётся к стенке:
"Вот масло... сыр... и пирожки..."
Дрожат девчоночьи коленки,
Блестят старушечьи клыки!

             Мы с детства знаем эту сказку,
             Развязка страшная близка...
             Но - бабушка срывает маску:
             "С Днём дурака! С Днём дурака!

Ты сильно испугалась, детка?
Съешь шоколадку, не сердись!
А вот ещё одна конфетка:
За фантик дёрни, там - сюрприз!"

             - Я не сержусь... Я даже рада...
               Вот только не возьму я в толк,
               Зачем мне столько шоколада?!! -
               Взревел, срывая маску, ВОЛК!
            
Яркая, с неожиданными поворотами относительно сущности главных героев история, построенная на тех самых нюансах, которым и посвящена тема конкурса. Хороший язык, умелое владение диалогом, встроенным в стихотворный размер. При этом, обратите внимание – значащие слова в достаточно большом тексте не повторяются, как это часто наблюдается в стихах дилетантов! Автор находит нужные синонимы, используя все богатство русского языка. Отличная работа!


40. ПОБЕДА ЧЬЯ ДЛЯ РОДИНЫ ВАЖНЕЙ? ВАЛЕНТИНА ВЕСЕЛОВА

Судьба - она не чёрная, не белая,
Есть у неё всегда полутона.
Не шутят с нами орды озверелые,
Не в шутку в смертный бой идёт страна.

Рекорды бьют на зависть снова русские -
В окопах бьют, на кортах и полях.
Страшат врагов России наши мускулы,
Рождая застарелый липкий страх.

Гордимся мы великими спортсменами,
Но кто-то позабыл - идёт война!
Восторги льют с экранов непомерные,
Экраны раскалились докрасна.

Но ухо у народа очень чуткое -
Победа чья для Родины важней:
Число забитых шайб ( вы, верно, шутите?)
Или потоки жертвенных кровей?

Стихи гражданской тематики – на злобу дня. И это здорово. Здорово, когда  наши участники конкурса озабочены на сайте не только продвижением своего личного творчества на нейтральные темы, но и чувствуют себя гражданами своего Отечества в непростые для него времена. Нюанс этого сюжета – в причине ликования  победой соотечественника – в том, что «восторги льют с экранов непомерны» из-за числа забитых шайб в чужой стране, а надо бы больше внимания давать истинным героям и числу отраженных вражеских атак на своей родной земле. А иное ликование  не только странно, но и горько. Об этом и стихи. По технике исполнения мне мешает в них слабая рифма «чуткая – шутите» и не идеальность построения отдельных предложений: формально все в пределах допустимого, но для достижения успеха хочется более естественного построения фраз поэтической речи.


42. Я ОБОИХ ЛЮБЛЮ... INOPLANETEANKA

Если рядом один, я грущу о другом,
Беспокоюсь, тревожусь, скучаю...
Оба дОроги мне, и все знают кругом,
Что в обоих души я не чаю...

Я обоих люблю, двое в сердце моём
Поселились надолго, навечно.
Знает каждый из них, что и ночью, и днём
Я готова принять их сердечно:

Дать тепло и ночлег, накормить и обнять,
И любить... всех сильнее на свете!
ТАК люблю только я, потому что я – мать,
А они – мои взрослые дети...

Стихи построены точно по правилам композиции, заданной конкурсом – разгадка в конце, в нюансе отношения  автора к героям стихов. Написано легким и правильным языком, все слова лежат на естественных для литературной речи местах и  необходимость поместить фразы в нужный стихотворный размер и рифму их никак не связывает. Вот это и называется – «хороший язык стихотворения».


45. ПРОЩАЙ. ИГОРЬ КАЛИНИН ТВЕРСКОЙ 

Прощай, немытая посуда,
И ты, неглаженный пиджак.
Я покидаю вас, покуда
На небесах продлится брак.

Гудбай, уют, приятный глазу,
Где всё с утра не дальше рук.
Адью, мучительница язва,
Тебе, любимая, каюк!

Что не смогу сказать словами -
С лихвой восполнит виски-блюз…
Но есть нюанс: прощаться с вами
Пятнадцать лет не тороплюсь.

Композиция правильная, содержание соответствует заданной теме. Стихи относятся к шуточному жанру, где допустимы разговорные обороты  для прямой речи персонажа. Формально – исполнение без замечаний. Но, признаюсь, я очень не люблю в стихах вкраплений слов из других языков без особой на то причины, поэтому все эти «гудбай» и «адью» меня не радуют.


46. ЧАСЫ. ВИКТОР КОЛЕСНИКОВ 6   

Назначал он обычно даме
Свидание под часами.

И было приятно дамам:
Часы у него над диваном.

Заданию соответствует, кто-то из судей эти стихи отобрал. А я восторга не ощутила: плоский, мужской юмор. Да и по технике написания миниатюры здесь не все идеально: «дамам-диваном» – слабая рифма, а значащие слова («дама», «часы») использованы повторно в столь коротком стихотворении. 

******************************************

На этом все. Спасибо всем, кто предложил на конкурс свои стихи. По-настоящему хороших стихов, достойных звания «лауреата конкурса» в этот раз было крайне мало. Но это не повод для огорчения – на ошибках и учимся! Если чьи-то из них судьи совсем не отобрали – не расстраивайтесь: их внимательно прочли и, скорее всего, обнаружили в них какие-то недостатки в подборе слов или неточность рифм, а может быть, содержание стихов не совсем соответствовало названию конкурса, не  было построено на ярком обыгрывании нюанса. Иногда такой неотбор на конкурсе дарит думающему автору куда больше, чем пустой и абсолютно бессмысленный хвалебный отзыв дилетанта под стихами на вашей авторской странице. Последний только рождает ненужные иллюзии «успеха», а «неотбор» заставляет задуматься, перечитать свои старые стихи, а еще вырабатывает привычку очень внимательно прочитывать формулировки (и подсказки!) конкурсного задания, которому очень важно следовать при отборе своих стихов на конкурс. По крайней мере – на все учебные конкурсы ТМА, где одни только «просто хорошие стихи» не обеспечивают успеха.

С теплом, Ваша Алкора, 01.05.25.