Здравствуйте, друзья! С вами ведущая конкурса «Один на один» Илина Гумер.
Представляю вам результаты судейства текущего тура конкурса от нашего уважаемого эксперта Стефании Даниловой.
Огромное спасибо Стефании за то, что в беспредельно насыщенном ритме своей многогранной литературной и преподавательской жизни она нашла возможность не просто уделить нам время, а внимательно прочитать и оценить каждое стихотворение. По её словам, она «получила большое удовольствие от многого из этой подборки». И слова эти звучат музыкой ))
Перед нами не обзор как таковой, а комментарии эксперта – действительно ценные замечания и советы профессионала, сделанные весьма точно, деловито, жёстко, честно (что ценно!) и искренне. Это может очень пригодиться авторам, потому что частенько хвалим мы друг друга по делу и без оного, а вот профессиональных оценок – независимых, очищенных от личных эмоций, влияния каких бы то ни было личных пристрастий – бесконечно мало. Это редкость, и это надо понимать и ценить, помня, кроме того, и о том, что наша площадка учебная. Поэтому – задумываемся, включаем работу над ошибками, учимся и растём.
Со своей стороны, хочу заметить, что на этом конкурсе у нас никогда не было чётко прописанных правил для экспертов, и время показывает, что это хорошо: каждый эксперт – профессионал и личность, и каждый «обзирает» поэтический материал в соответствии со своим устоявшимся подходом, своими требованиями, темпераментом, духом и стилем. И в этом есть не изюминка даже, а, скорее, перчинка каждого конкурсного тура :)
Итак, ЛОНГ-ЛИСТ С КОММЕНТАРИЯМИ ЭКСПЕРТА
Напоминаю, что стихотворения рассматривались экспертом анонимно, авторы добавлены мной в текст уже сейчас, для размещения его на сайте.
1. Припев
Юрий Рехтер
Повседневная жизнь, а по сути, мирская рутина,
Заливает огонь, искромётной когда-то, души,
И мечты накрывая тяжёлым тулупом овчинным,
Убивает те розы, что были вчера хороши.
Как избавиться от негатива, не съехав с катушек,
Израсходовав с пользой годов небогатый запас
Не на глупости, не на бессмысленный звон побрякушек?
Не ответит наверно ни Будда, ни Экклезиаст.
Только сам, упираясь в шипы болевого порога,
Ты поймёшь, где дорога и чашу сумеешь испить,
Не завидовать, не обращаться ни к чёрту, ни к Богу,
А крутить своей жизни динамо, бессонно крутить.
Если вам сообщают: "Увы, ваша песенка спета",
Пойте, бедам назло, замечание это презрев,
Наплевать на угрозы под видом "полезных советов",
Повторяйте припев, без конца повторяйте припев.
Комментарий: Песенный текст, первый катрен можно убрать без потери смысла, глагольные рифмы тоже лучше убрать.
2. Волонтерское (Ода скотчу)
Татьяна Воронова 6
Колеса, наверное, устали подсчитывать рытвины:
Война, отступая, помечает свои пути...
Мелодия скрипящего скотча - почти молитвенна,
А в отдельных случаях - даже и не почти.
Сто сорок недель ожидания - кого не ослабили?
Вести приходят шепотом и бьют наповал.
А скотч - скрипит себе и приклеивает послания:
"С любовью... носилки... перевязочный материал..."
Но вот и конец намечается - коробки построены,
Да и самое время неуклонно движется к ночи.
А в воздухе еще позванивает песенка родины -
Честный, усердный скрип обычного скотча.
Комментарий: Почему два катрена оканчиваются на мужскую рифму, а третий на женскую? Создается ощущение незавершенности. Родина – с большой буквы. Задумка хороша, ритм бы еще подрихтовать.
3. Последняя зима
Дэн Мартини
Моя ворона ненавидит тополиный пух–
Он ей напоминает о зиме.
Она угрюма – всё, что скажет вслух
Звучит: как " Каррр", как резюме ...
И в этом вздохе слышу: " Я умру,
Хоть я не пожила, но одинока.
Птенцы, гнездо – всё в чёрную дыру ,
И нет вестей от ворона. Сорока
Хоть что-то принесла бы на хвосте
Да, видно, все в клиентах у Харона"...
Свеча, рыдая, сникла в темноте,
Зажав пятак никелированный, ворона
Была готова к неизбежной мзде
Последняя ступень – заоблачная степень
И третий год на землю сыпет пепел
И он везде...
P.S. Я заточил последний карандаш...
Кому писать на кромке мироздания?
– Быть может мы твои последние создания,
Отче наш?
Комментарий: Прекрасная работа, по известной басне, начиная от рифмы «зиме-резюме» до самобытности задумки в целом. Но орфографию надо править. И, кстати, ворОна и вОрон – это биологически разные виды, если тут подразумевалось, что ворОна ждет вОрона как мужа, это так не работает.
И да, только «сыПЛет», а не «сыпет».
4. …
Вячеслав Данилкин
Как лист увядший падает на душу
минувший день, устало матерясь.
Природа-мать недолго листья кружит,
и мягко приземляет их на грязь.
Пройдёт сезон осенних поражений –
что было будет снова рождено,
а нам переиначить сожалений,
ругайся, не ругайся – не дано.
Дано. На перспективу - невозвратность,
на день обыкновенный – благодатность.
Достаточно. Чего ещё хотеть?
Бери и береги - ещё лететь,
ещё ловить попутные мгновенья
свободы, в предвкушеньи приземленья
Комментарий: Ну, «поражений-сожалений, невозвратность-благодатность, хотеть-лететь, мгновенья-приземленья» – так не пишут уже, это никому не надо. Назывности полный текст. Сплошная клишированность. Все это уже было, было, было. И я не видела матерящихся листков.
5. рифмы замечательной предтечи...
Сергей Иванов 126
.
.
студенист и вязок день деньской
масло конопляное в бутылке
я сегодня слишком городской
от ногтей до нимба на затылке
правлю нерадивые стихи
попытавшись вслух не покалечить
но к инакомыслию глухи
рифмы замечательной предтечи
с мартовской позёмкой снеговой
по весне взрослея неумело
скверну выметаю за собой
всё что на душе переболело
студенист и вязок день деньской
да под вечер в поисках удачи
словно проститутка на тверской
нимб за пару ласковых отклячу
Комментарий: Отсутствие заглавных букв, имитирующее потоковое письмо, здесь кажется неуместным. Автор не знает значения слова «предтеча», видимо, – при чем тут предшественница? И поземка – это ветер, переносящий именно снег, следовательно, поземка снеговая – это плеоназм, избыточность речи. «Отклячить нимб» – это не снять, это наоборот выпятить, и слово это обычно употребляется к известной точке тела.
6. Мышь
Дмитрий Мальянц
Молочный путь как сахарная пудра,
Хрустальной линзой выгнут лунный серп,
Лисица, приходящая под утро
Меняет мышь на бородинский хлеб.
Листом ложится рыжим у порога,
Ты дашь и хлеб, и сахар для лисят,
Наверное пора поверить в Бога,
Когда давно уже за пятьдесят,
Но чтобы не принять Его ответы
Всегда найдётся тысяча причин.
Так хочется не лечь травой под ветром
И не погаснуть угольком в печи.
Вот и живёшь, стареешь, просто дышишь,
Латаешь крышу, ждёшь благую весть
И думаешь, что делать с этой мышью,
Отдать обратно или всё же съесть?
Комментарий: Как-то не бьются в одно хрустальные линзы, бородинский хлеб и эта мышь. Сравнение с травой под ветром – не то же, что с угольком в печи, трава гибка, она восстанет, как уляжется ветер, а уголек дотлеет – и все. Задумка начата за здравие, а дальше согласно пословице.
7. Батюшка
Павел Сабинский
Угоревшее медное солнце
Заполошно несёт муравей.
В душной комнате лентами вьётся
Теплота от оплывших свечей.
Тихий шёпот, наполненный болью,
Обречённостью, страхом, виной:
«Боже правый, с великой бедою
Обращаюсь, побудешь со мной?»
На коленях в углу под иконой,
Осеняясь дрожащей рукой,
Выдыхая молитвы и стоны,
Плачет батюшка смятый, мирской.
«Я служил… как иные не служат,
Много лет ретиво, не греша,
Так пошто, объясни… почему же?
Дочь моя, золотинка… душа»
Бог глядит отрешённо и строго -
Здесь никто не судим, не судья.
Молча люди стоят у порога,
Да псалтирь причитает родня.
Через час, разгибая колена,
Приложившись к иконе слегка,
Обернётся: «Душа-то нетленна»
И попросит: «Прости дурака».
За ночь тихо, устало, по крохе
Дочь отпустит в немеркнущий свет.
Утром малый мураш одиноко
Проползёт через девочки след.
Комментарий: Заполошно – значит, стремительно, сумасшедше. Солнце слишком тяжело для того, чтобы муравей его мог таким образом нести. РетИво, а не ретивО. Похоже на неуклюжую переделку песни Б.Ш. Окуджавы о муравье. «Через девочки след» – неудачная инверсия. Псалтирь невозможно «причитать». О чем текст – неясно.
8. Дочь степей
Ленна Жук
Кемпір* неприветлива. Сердце её, скрытое под зелёным камзолом и пёстрым платьем, твёрдое, словно камень.
«Ойпырмай, сайкал»** - ворчит, поглядывая на меня исподлобья. А я хочу к папе и маме.
Бахтияр, сын её младший, привёз меня к ней: запихнул на сиденье своей машины, словно мешок с картошкой,
я плакала, щипала себя и не понимала: то, что произошло - взаправду или же понарошку?
Где-то там, в другой жизни, что была у меня ещё день назад, оставался город и институт.
«Учись, жаным***» - говорила мама - и я училась. А теперь, испуганная и сломленная, сижу … тут.
И тот парень … с пшеничными волосами и лазуритовыми глазами -
я больше никогда его не увижу, он останется в памяти образами …
Бахтияр обещал моим родителям, калым в восемь тысяч голов овец и баранов,
я строптиво трясла головой: неправда, скот не заменит меня папе и маме…
Бахтияр – большой и косматый, я задыхалась от ужаса, понимая, что меня ждёт,
и чувствовала себя капустой квашеной – кислой и квёлой, помещённой под вечный гнёт.
«Ты провела ночь в его доме, жаным, послушай, он будет тебе хорошим мужем» - в трубку молчал отец.
Я слушала, но не слышала - сердце билось в ушах. Бахтияр ушёл на подворье - считать овец,
кемпір занялась своими делами - гремела посудой, - устала меня стеречь,
я выбрала момент и улизнула, босая, на улицу – камень с плеч.
Я не знала дороги домой, ноги сбились в кровь от быстрого бега,
а бежала я быстро, оставляя красные полосы на белой коросте снега,
но мне не холодно и не страшно – я вольная дочь степей,
я увидела, незамёрзшее озеро - оно манило меня, убаюкивало, и тихо шептало:
пей…
С казахского:
*Кемпір (кемпир) - старуха
**Ойпырмай – боже мой! (возглас) Сайкал - гулящая женщина
***Жаным – милая, родная
Комментарий: А вот это очень интересная транслингвальная история о Казахстане и положении женщины в восточной культуре в принципе. И длинная строка, и бытопись, и финал неожиданный и ошеломляющий… Роскошный текст.
9. ***
Инна Заславская
Казалось, горше нет несчастья,
Чем детский кашель по ночам...
Жизнь разбивается на части,
Транжирится по мелочам.
И так стремительно ветшают
Лицо, и мысли, и дела,
И кто-то, за тебя решая,
Рукою крепкой удила
Натягивает, - и понурым
Становится смирённый бег.
Какой непрочною фигурой
Ты оказался, человек!
К тебе прибившиеся хвори,
И сокрушаясь, и скорбя,
Сливаются в едином хоре,
Оплакивающем тебя.
Ты слушаешь, осознавая,
Что эта месса - по тебе,
Что скрипнула калитка рая
На той, заоблачной тропе.
Звон колокольный ранит уши
И хвоя падает с венков...
Нет, никого не нужно слушать,
Ни умников, ни простаков,
Ни прорицателей спесивых,-
А только разум! В тяжкий час
Отыщет он источник силы
И новый импульс сердцу даст:
О самом важном, неизменном
Воспоминая вновь и вновь,
Упрямо гнать по старым венам
Неостывающую кровь.
2022 г.
Комментарий: Все это уже было тысячи раз, читайте классиков и вносите что-то современное. Из однозначно удачных мест: «звон колокольный ранит уши / и хвоя падает с венков», здесь рисуется образ того состояния, который дальше автор зачем-то передает через назывность, через описание, в то время как надо бы образами. Чего-то не хватает в тексте для полного ощущения цельности, хотя, может, это и задумка такая – чтобы ощущение это цельным не было, как и состояние лирического героя текста.
10. Банально-бытовое
Валеева Мария
В темном декабрьском дне не хватает сил, –
Только найдёшь опору, впадаешь в спячку.
Будто портал в высокое схлопнут был,
Мысли о заурядном невольно скачут:
Суп, шерстяные пледы, горячий чай,
Свитер связать из белой пушистой пряжи,
Скоро искать подарки и год встречать
Новый (но чем он новый, никто не скажет).
Хочется не об этом, – об облаках.
Хочется света, – трудно сбежать из дома.
Ретро-меркурий снова устроил крах, –
В маленьком царстве замок из слов разломан.
Завтрак, обед и ужин. И день прошёл.
Сплошь не Дела, а так... в основном, поделки.
Ломится время – атомный ледокол.
Чувствуя это, жить бытовым и мелким
Невыносимо.
Комментарий: А вот это симпатично. «Не Дела, а – поделки». Вроде бытовая зарисовка – ретромеркурий, рутина, относительность Нового года. О таких вещах сложно написать стихотворение, однако автору удалось. Конечно, это поэтическая поделка, но поделка добротная и честная.
11. Эквилибрист
Дульсинея Ейская
У Евы день расписан от и до.
На ней уход за садом-огородом.
На ней семья.
На ней и долг, и дом –
Забота от восхода до захода.
За мужем Евы нужен глаз да глаз.
Не горбясь, от работы не зверея,
Адам-мечтатель глубоко завяз
В межзвёздных равнодушных эмпиреях.
Хоть обкричись – оглох эквилибрист.
Адама ждать к обеду нерезонно.
С шестом в руках он в облаках завис
Над выпрямленной лентой горизонта.
Петлёю левой ловит лунный серп,
А правой – топит в озере светило.
Лоснятся волны, словно спины нерп
В слепых лучах небесного горнила.
Из окон Евы виден небосвод
И облаков стареющих морщины,
И солнца приручённого заход,
И силуэт любимого мужчины.
Закончен день. И список дел к тому ж
Весь испещрён каракулями Евы.
Осталось ждать, когда вернётся муж,
Прихлёбывать настойку диких груш
И усыплять чувствительные нервы.
Комментарий: Милая зарисовка на библейскую тему, таких текстов тоже много, однако жизненно.
12. Нильсу
Марина Русова
«конец»,- сказала акка кнебекайзе-
«мы не осилим этот перелёт,
ты потеплее, мальчик, одевайся.
перезимуем, если повезёт.
и, может, не промёрзнет вся водица,
и солнце обогреет нас слегка.
ныряет водоплавающей птицей
зима в необозримых облаках.
и мы нырнём, согласно снегопаду
в сугроба белоснежную постель,
пока плывёт по мёрзнущему саду
заиндевевших веток акварель.
где яблони стоят как на параде,
где пруд свинцов, и пепельность воды,
где плавают плоды по водной глади-
потерянные райские плоды.»
она вздохнёт, его крылом накроет,
расправив перья нежно и легко.
из-под крыла подросшие герои
не раз взлетали выше облаков.
мы просто твари - все единой крови,
и каждый жив при замысле своём..
всходящий день осядет на покрове,
на ледяном покрове перьевом.
Комментарий: Очень сильный текст, и порадовала отсылка к Сельме Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями». Стихотворение про смерть, как мне показалось, про красивую и природную – отбор сильнейших. Героям не повезет выжить, но повезет умереть красиво. Отличная страшная сказка, фанфик по Лагерлеф, любимой книге детства.
13. УРАЛЬСКОЕ
Алексей Ленивец
...А мне
кроме веры в тебя -
что ещё остаётся?
Приходит апрель словно мумия или сон.
Молчит.
И в асфальт закатавшее губы солнце
звучит в унисон одиночеством и весной.
В моменте открытом (как пробка на фляге с пивом)
такое предчувствие пенится в облака,
что даже ухмылку сороки, летящей криво,
послал не лукавый будто, а сам Лука -
апостол.
И нет - не ухмылка, а луч весенний.
И мумия в раМе (нет, всё-таки в раНе) окна
не мумия, а мумиё - чернотой сирени
и в жизни всегда всё бесспорно и всё сполна.
Не хочется слыть алкоголиком, слыть и слиться
в любую известную интерпретацию мест.
Останусь с тобой.
Каждый сотый отчаянный принцип
становится верой, стругая из облака крест.
Пока мы вдвоём, всё нормально ещё
и утро
капелью весенней, как капельницей - спаслось.
Кругом заменители: от псевдокожанной куртки
до мирного неба и всё это - страшно всерьёз.
Но я, натянув эту лживую куртку на плечи,
Бегу по апрелю за трелью счастливых скворцов.
"Ура!" и Урал - два синонима, так же, как вечность
и ты.
И веснушки твои мне щекочут лицо.
Комментарий: Звукопись симпатична: Ура и Урал, слыть – слиться, хорошая тренировка родственных слов – не только звуком, но и смыслом, только кожаная куртка все же пишется с одной «н», это раз. А два – почему именно по апрелю, почему именно скворцы? Почему не май и не другие птицы? В стихотворении каждое слово должно быть незаменимым. А вот как из облака стругается крест – симпатично, равно как Пигмалион творит свою Галатею. Но почему апрель – мумия, я так и не поняла)) Если в апреле идет снег, как сейчас в Москве, вот тогда картинка рисуется, но все равно сомнительно.
14. Сталинград
Фидель Сагитов
Белый снег под собою упрятал степные просторы,
Где-то там за холмом, на востоке лежал Сталинград,
Цепью редкой наш взвод защищал у реки косогоры,
Был приказ 2.2.7. - тот, который «Ни шагу назад».
Белый снег, словно саван, накрыл поле то под Гумраком,
Где пришлось отступить нам какое-то время назад,
Там остались друзья, с кем я шёл в штыковую атаку,
Как же многих потом я не смог досчитаться ребят.
Белый снег позасыпал воронки от мин и снарядов,
Где могли мы укрыться и где укрывались порой,
Нелегко нам пришлось, но поверь, всё стерпеть было надо,
А и жить нам хотелось, да будь ты хоть трижды герой.
Белый снег, полумгла - это значит не будет налётов,
Облака затянули своей пеленой небосвод,
Был не слышен с утра надоедливый гул самолётов,
Что обычно кружили над нами весь день напролёт.
Белый снег милосердно и мягко прикрыл поле боя,
Где горела земля и горел, не поверишь, металл,
Всё наполнилось сразу каким-то желанным покоем,
И такой тишины я ещё отродясь не слыхал.
Белый снег, Новый Год, а потом наконец-то победа,
Ликованье, улыбки и радость счастливых людей,
Мы остались в живых, а почто и не знали ответа,
Я-то знал - лишь молитвами Глашеньки, бабки твоей.
…Белый снег за стеклом, а метель всё никак не стихает,
Дед закончил рассказ и стоял у окна, глядя в сад,
Я тот день не забыл и частенько его вспоминаю,
Хоть прошло столько лет, хоть то было полвека назад.
Комментарий: В связи с 80-летием Победы работать над такими текстами важно, но не менее важно совершенство их подачи. «Налетов – самолетов» – однокоренные, рифмовать нельзя, «белый снег за стеклом и метель не стихает» – плеоназм, речевая избыточность. Здесь рассказывается история, а не просто сухие факты или «деды воевали», рифмы, конечно, стоит подровнять: «стихает –вспоминаю» – это очень неаккуратно». И подсократить тоже нужно, и текст будет достоин публикации. Можно сделать этот текст изящнее. И нужно.
15. Привязанные
Елена Шипина
И трубы на крышах блестели,
И ярко горела заря,
И день был последний в рабочей неделе
И длился, казалось, не зря.
Всё смыслом наполнено было,
Всё виделось ясно вполне:
Красивое облако пО небу плыло
Навстречу белесой луне.
А мне улыбнулась собака,
Привязанная поводком
К цветущей сирени: «Надолго, однако,
Хозяин ушёл. Подождём.»
Комментарий: Очень интересный текст про смерть хозяина, собака которого продолжает его ждать с небес. И отсылка с полисиндетоном «и»... «и»... «и»... – к «Уснул Джон Донн, и все вокруг уснуло», как такая мягкая смерть.
16. Больница
Ида Лабен
Это лето в больничной палате мне мешает, как тесное платье,
Как матрас, что сползает с кровати, как сигнал задохнувшейся скорой
Под окном, капли крови на вате, каждый шаг мой - не так и некстати,
И всю ночь молоко по палате льет негаснущий свет коридора.
Боль твоя меня режет как нож - и, как печать, проступает сквозь кожу.
Ты и я на себя не похожи – этой боли немые озера
Отражают не нас, а, быть может, то внутри, что нас мучает тоже,
Но безмолвно ничтожит и гложет, - эту вечность пустого раздора,
Незажившие старые раны, вой мелодии выцветшей, рваной,
Возносимой усталым сопрано к облакам, укрывающим город.
Перепутались мысли и планы, за окном отцветают каштаны,
А в ушах - дребезжанье стакана и коктейль из чужих разговоров.
Комментарий: Интересен ритмический рисунок и сама тема, но вот эти «боль режет как нож», которые приелись еще со времен подростковой лирики… надо как-то иначе. И если бы текст не был начат с «больничной палаты», было бы интереснее – поэзия про то, что не надо рассказывать, надо показывать – дальше про кровь на вате, каждый шаг не так и некстати (шатающаяся послеоперационная или бессонная походка). Текст явно надо доработать, но интересные моменты есть.
17. Совпавшее
Вася Курочкин
Светлый день вдруг прорезался после пурги,
Мы смеёмся над миром в уютной гостиной,
Ощущаю себя то шутом, то скотиной,
То и тем, и другим.
Неокрепшее солнце пролезло в окно,
На ковре разветвились ползущие тени,
Удивительно таинство несовпадений,
Что в природе дано.
Я про наше с тобой не сложу ни строки,
Мы не любим сиропных соплей розоватых
И не мыслим мозгами из сахарной ваты,
Но в сарказме легки.
Я не стану в тебе воспевать ни ключиц,
Ни каких-либо пятен, ни глаз твоих чайных,
Я тебя распознал среди прочих случайных
Незначительных лиц.
Ты мне не половинка, не важная часть,
Не ребро, не коленка и даже не темя,
Как же вышло, что мы между этими всеми
Так сумели совпасть?
Комментарий: Очередной текст о любви, которых в интернете тысячи.
18. Зимняя капуста
Братислава
И где именно росла та капуста, в которой родилась Аля, ведь она-то родилась зимой, а не летом?
Хелена Побяржина [эпиграф]
.
Искристые прожилки ледяные,
Холодное звенящее стекло.
Когда мне разрешаться довелось
От бремени, в окне смотрела сны я...
Бабуля в школу на краю села
Без валенок, в обмотках, шла учиться,
А бабушка другая из больницы
В военный год захватчиков гнала.
Ушедших деток поминала с грустью
Прабабушка моя, молясь тайком.
Прабабушка другая с Колчаком
Боролась в ссыльном городе Иркутске.
В платке и шубке с фото улыбалась
Мне вовсе не знакомая свекровь.
В светящийся и ласковый покров
Сливались лики дальние. Казалось,
Склонялись харьковчане и чухна,
Тарханцы, смоляки и новоторы
К похожим на капустный лист узорам,
Что на стекле февральского окна
Переплели прожилки всех кровей.
Ещё чуть-чуть, и боль уже отпустит,
И я скажу: "Тебя нашли в капусте"
Новорождённой дочери своей.
Комментарий: Очень сильное на военную тему. Вот это история, которая не рассказана, но показана – с этим удивительным «капустным» литературным тропом.
19. …
Наринэ Карапетян
Томительное, предвесеннее,
фарфоровое, с облаками –
как будто барышни кисейные
гуляют. Как ни нарекай их,
а будоражат, хоть без умысла:
еще виньетки крон не вспушены,
и снегом тротуары устланы,
но влет февральскою отдушиной
мелькнула птичья эскадрилья –
мир просыпается со скрежетом…
А воздух! Мертвого взбодрило
бы дуновенье ветра свежего.
День прибавляет в благолепии,
и, чуя милого остуду,
зима заплачет Виолеттою
о том, что все ее забудут.
Комментарий: Ох, сложная это тема – пейзажная лирика. Все это уже было. И все-таки что-то есть неуловимо мерцающее в этой «зиме, которая плачет Виолеттою». У Али Кудряшевой, ныне иноагента Хайтлиной, есть текст про «не трогайте Шарлотту, пока ей плачется» – вот эти пышные, в рюшах, имена очень живописно рисуют таких капризных и кисейных барышень в литературном ключе (к реальным носительницам имен это отношения не имеет). Вот эта антропоморфная зима-Виолетта, которая плачет не о том, что умрет, а о том, что ее ЗАБУДУТ, – это образ. Это сильный образ. Я бы предложила продолжить его на протяжении всего стихотворения, например, сосульки – это ее сережки, снег – ее бархатное платье... Тогда будет роскошная удача.
20. Палаццо
Марго Сергеева
*
Нам бы жить в Питере,
Окнами на Фонтанку.
Чижик-пыжик водку пил.
Ах, шарман, ах, шарманка,
Ах, шарманщик...
Я прикрываю усталые веки.
Сколько счастья, Боже мой.
Всё - в одном человеке.
Ты устало сбросишь со лба
Непослушную прядку.
И ласкаешь колени мои торопливо
Сколько счастья, Боже мой -
Делать тебя счастливым!
Как погода в Берлине? В Крыму?
Мне хотелось смеяться.
Лишь гостиничный номер -
Вечное наше Палаццо.
На базаре счастье,
Не для нас раздавали.
Разменяв полушку на жалкие медяки,
Лишь в твоих руках -
Я звучу Скрипкою Страдивари
И взахлёб допиваю остатки лета
С твоей руки.
Комментарий: Все это уже было, последний катрен самый удачный, но опять же любовно-подростковый.
21. Весна идёт — весне дорогу
Александр Савостьянов
весенняя лихорадка
около нуля минус-плюс
как растворитель
мелодии советского кино
снег и лёд
превращаются в весну
зиму проехали
солнечные лучи бьют прямо в лобовое стекло
пустая дорога — обман зрения
и ослабленный ремень
на шалой скорости
белые очертания обочины
сменяются серыми краями
разметка стирается —
границы стираются —
дорога уплывает в сторону
рыкающий звук
вой и скрип
птичьи трели
и —
чужая колеядь
как гормональный сбой
на подсознательном уровне
семнадцать мгновений весны
аквапланирование и потеря контроля
с неувязкой по времени —
кап-
кап
кап-
кап
смятый Maybach
жертвы ранней весны
на обочине
первые цветы
и всё вокруг оживает
грачи при...
Комментарий: В стиле ready-made, этакий интертекстуальный коллаж, ощущения столкновения не возникает у читателя.
22. детское
Борис Балицкий
... слышишь, милая?
Не молчи, пряча взгляд и кусая губы,
песнь дождя выпевают трубы,
слышишь милая? Не молчи.
... плачь хорошая.
Ты поплачь, боль сердечную смоют слёзы,
всё пройдёт, и дожди и грозы.
Плачь хорошая. Ты поплачь.
... спи любимая.
Ты поспи, шалью белой укрою плечи,
кот баюн помурчит-полечит,
спи любимая. Спи, спи, спи...
Комментарий: «ВыпеваюТТрубы», «слезы – грозы», тут единственное милое что есть – это про кота )
23. Площадь Александра Невского
Ольга Королева
*
Светлей с каждым утром назначенный час у киоска.
В тумане все чётче реки Монастырки мосты.
На фоне Невы проступают без зимнего лоска
Чугунный фонарь, и на кладбище Лавры – кресты.
Мы парком идем. Осторожно, как все пешеходы:
Под выпавшим снегом предательски скрыт гололед.
Ты прячешь улыбку – но частью весенней погоды
Оттаяло сердце, и словно синица, поет.
Под локоть берешь: на пути припорошен пригорок.
Так близость пьянит, что обоих качает слегка.
Сидит, как вчера – та же нищенка возле собора.
И голуби ходят, толкая друг друга в бока.
Весенний снежок подаянием падает в кружку.
Негромкое хлопанье крыльев разносят ветра.
Вчера я по сути была...площадной побирушкой.
Сегодня дал руку мне ветреный город Петра.
Комментарий: А вот хороших стихов о Петербурге никогда не бывает много, и, как петербурженка, я очень понимаю все, о чем говорится в этом тексте, и вижу. Это удачная городская и пейзажная зарисовка, потому что жизненная, – и нарисуется верная картина даже у тех, кто не был там никогда.
24. Реки
Александр Быстров 4
*
Словно в детские года, в страны, реки, города
собирались и под вечер мы играли иногда.
Я - гудел верзила Жиль - в старой гвардии служиль,
за французскую корону я польжизни положиль.
Поиграль, ву компренэ, на реке Березинэ,
в память о казацкой шашке есть зарубка на спинэ.
Много-много кавалер всех изысканных манер
там последний раз играли в а-ля гер ком а-ля гер.
Джон кивал - ОКэ, ОКэ, я на Альме был рекэ,
неприветливые парни - во Владимирском полкэ.
И три геймс не в поддавки мы сыграли у реки,
никому не пожелал бы с ними встретиться в штыки.
Но майор сказал - вай нот, надо двигаться вперёд,
в красных брюках невозможно скрытно совершить отход.
Я – вступал Акира-сан – помню озеро Хасан,
игроки в пылу азарта разбежались по лесам.
Но за Халхингол-рекой ходит бабуска с клюкой,
все, кто с ней играли в игры, обрели себе покой.
Господин сэнсэй Сосо поступил нехоросо -
императорскому танку прокололи колесо.
Пауль говорил – майн готт, шла игра в один воротт,
Джон и Жиль, конечно, скажут, что совсем наоборотт.
Главная пошла игра после четырёх утра,
много прибыло работы у апостола Петра.
Но за Волгой, вас ист лос, поиграть не удалос,
видно в плане «Барбаросса» что-то где-то не срослос.
Есть примета, что в пути с реками ты не шути,
что в одну и ту же воду не получится войти.
Будет новая беда – будет новая вода.
Потолок «воды» и дальность
повышаются
всегда.
Комментарий: Если воспринимать этот текст как игровой и слэмовый, то он очень забавен и задорен.
25. Легенда об Икаре. Версия 4
посвящается И. Талькову
Тимофей Бондаренко
Захотевший летать - тем уже обречён.
Но еще не достигнув пределов,
Высоты не набравши, запутался он
В перекрестьях ружейных прицелов.
Нас прогресс приучил сверху пакостей ждать,
Свиста пуль, воя бомб и пожара.
Не затем он, поверьте, собрался летать,
Я прошу: не стреляйте в Икара!
А другим он не страшен, скорее смешон,
Человек, долю выбравший птичью.
И для них представляется попросту он
Разновидностью редкостной дичи.
Но, поверьте, заманчивый этот трофей,
Сбитый с неба свинцовым ударом,
Станет жалкою кучкой тряпья и костей,
Я прошу: не стреляйте в Икара!
На вершинах засевшие горных божки
Тоже взяли его в перекрестья.
Ведь любой, кто пытается стать выше них,
Самой злобной подвергнется мести.
Но не надо, поверьте, ваш залп ни к чему,
К солнцу рвущийся - сгинет от жара.
И без вашей картечи не выжить ему,
Я прошу: не стреляйте в Икара!
................................
Нет, не солнцем тогда был мечтатель сожжён,
И ему не природа отмерила срок.
Кто-то снизу вслед дерзкому поднял ружьё,
И поддавшись соблазну, нажал на курок...
Комментарий: Подсократить бы, но тема древнего мифа раскрыта удачно через современную оптику.
26. бесснежное
Екатерина Чаусова
.
.
не грех немножко и поплакать –
ну так – в охотку - невзначай
земля небес впитает влагу
тепло собой согреет плаху
и голову склонит печаль…
и снег пойдёт – по-женски плавно
и плавкость сладостно нежна
и фальшь на белом не видна
как будто нет второго плана
тем более – двойного дна…
Комментарий: Вот если бы было чисто второе пятистишие, то было бы удачно.
27. * * *
Лев Щукин
Большое видится на расстоянье
Сергей Есенин
Кумиров творить не велено –
Обещаны муки адовы,
Но сколько еще отмерено –
Не знаешь, да и не надо бы.
Кого же назвать учителем? –
Не скажет пустая улица.
И смотрят понуро жители:
Лицом, мол, к лицу лица...
Комментарий: Не хватило размаха метафоры.
28. А-ЛЯ РЭП
Илина Гумер
О, сколько чудных мест на земле еще не опробовано!
Ни одним из вменённых чувств: ни на глаз, ни на зуб — никак!..
Да что там! Не нюхано даже виски с содовой (но
Зато приоткрыл ароматные тайны свои коньяк)...
Только-только принял себя целиком — без аннексий и контрибуций,
Только всех сущих возлюбил, простил, всем отснился,
Только понял, как прав был узкоглазый старик Конфуций,
Великий своим путем, хоть и не имевший СНИЛСа,
То есть получается, только забрезжили фантомы истины
Сквозь плотно зажмуренные веки знаний и убеждений —
А ты уже стоишь и озираешься потерянно у стены,
Мало того — неудержимо сползаешь, опускаешься на колени,
Прозревая: а ведь это десятилетие — последнее красивое,
А дальше — немощной старости болезненные гримасы,
Альцгеймер с Паркинсоном, братья шаловливые,
Уже подглядывают из-за кулисы — ждут своего часа...
Тьфу на них! Но жизнь — как предательски быстро меняла свои
мизансцены!
Как несправедливо напяливала амплуа и раздавала роли!
И всё же... всё же... Все ее мгновения бесценны,
Даже когда все явки провалены и просрочены все пароли...
Комментарий: Очень интересное про зрелый этап жизни, когда, может, и стоит уже реально жить на полную, забив на все условности, осознавая, что жизнь, к сожалению, конечна. Текст работает не хуже топовых коучей по этим темам. Только СНИЛС тут для рифмы очевидно )
29. уловка
Дмитрий Куваев
Чего я ждал, обману потакая?
Что оживёшь? Под вывеской «ВкусВилл»
в лиловом платье, шёлк, полунагая –
как раз такая, что я и просил, –
скользишь легко судьбе своей навстречу.
В рекламном блеске баннера огня
куда идёшь? Не знаю, не отвечу.
К чему гадать - пустая болтовня.
Зачем я врал отчаянно понятно,
себе во вред? Где оседает ил
нелепых междометий, фраз невнятных,
там я с надрывом в голосе спросил:
"Где ты теперь?" Я верю в бесконечность
скитаний душ, в сансары колесо.
В руках не удержать, в слепую вечность,
вращаясь, быстро прочное лассо
летит, звеня. Его бросает ловко
бег времени - ловец усталых душ.
Такая вот изящная уловка –
любовь. Недалеко до зимних стуж.
Нет, то не снег ложится на дорогу,
в замёрзшую остекленело грязь,–
то, прикрываясь шёлковою тогой,
ложится слов причудливая вязь.
Из ничего в извечное круженье,
в холодный хаос – столкновенье тел
мгновенное, нестойко притяженье…
Ты оживаешь! Баннер опустел.
Комментарий: Ммм... текст про девушку-краша с баннера? Если да, то какие-то слишком смурные переживания, надуманные. И «круженье – притяженье» – ну нет, сразу нет. Просто плетение словес.
30. В...
Эса Милл
В рассекающих ночь стробоскопах-мечах,
в озорном арабеске приветливых губ,
в непокорной бретельке сбежавшей с плеча,
в шансонье, укачавшем неоновый клуб,
в зашифрованной карте таинственных вин,
в обрамлении стен перепутавших век,
в мимолётной улыбке зеркальных глубин,
в искушении глаз неподсудных молве,
в карнавальной ламбаде распущенных роз,
в полушёпоте окон глядящих во двор,
в колдовском водопаде пшеничных волос,
в отнимающем волю дурмане Жадор,
добавляя в стекло бриллиантовый дым,
обнажая ажур поясов часовых,
опьянённый могуществом слова "любим",
оживал, не мечтая остаться в живых.
Комментарий: Сильное, в таком этническом... аргентинском даже, я бы сказала, стиле... где вечный Буэнос-Айрес за окном, нет снега, а лишь вечный карнавал, танго и фламенко, и любовь эта великолепна, но в живых не оставит никого. Однако: арабескА, это женский род! Исправьте )
31. Песенка не...
Алексей Прохоренков
Из надлунной темени,
параллельной времени
вашего сознания,
вашего желания,
прячась в отсветах луны,
к вам я прихожу во сны –
ваше отражение,
ваше продолжение.
Вы несчастны, чувствую,
в мёртвом и искусственном
кружитесь при свете дня –
знаю, вам не до меня.
Радуюсь, когда во сне
руки тянете ко мне,
но обнять вам не дано,
что ещё не рождено.
Стройся, лунная дорожечка,
потихоньку, понемножечку,
я приду в рассветный час
возродить собою нас.
В арифметике любви
сложишь два, а будет три,
в прописи любви земной
я продолжу вас собой.
С именем – без имени –
подойдут любые мне,
скоро ли, не скоро – пусть…
вас люблю я и дождусь.
Мне пора. Встаёт заря.
За меня не бойтесь зря.
В звёздочки играет свет,
мне совсем не грустно, нет.
По любви да будет счёт,
а к неявному ещё
в ваши сны я загляну
через полную луну.
Стройся, лунная дорожечка…
Комментарий: Мне не кажется, что этот текст созидателен и хорош для восприятия, он вызывает очень сомнительные эмоции и отдает чем-то сектантским.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
В ШОРТ-ЛИСТ эксперт включил 13 стихотворений лонга:
3. Дэн Мартини «Последняя зима»
8. Ленна Жук «Дочь степей»
10. Валеева Мария «Банально-бытовое»
11. Дульсинея Ейская «Эквилибрист»
12. Марина Русова «Нильсу»
13. Алексей Ленивец «УРАЛЬСКОЕ»
15. Елена Шипина «Привязанные»
18. Братислава «Зимняя капуста»
23. Ольга Королева «Площадь Александра Невского»
24. Александр Быстров 4 «Реки»
25. Тимофей Бондаренко «Легенда об Икаре. Версия 4 посвящается И. Талькову»
28. Илина Гумер «А-ЛЯ РЭП»
30. Эса Милл «В…»
Замечательный БОНУС авторам шорт-листа:
все стихотворения будут опубликованы на сайте Стефании Даниловой «ВсемПоэзии»: https://clck.ru/3KvTSp
Поздравляю наших резидентов!
(Если кто-то, паче чаяния, против публикации своего произведения, сообщите об этом в комментариях к этому посту)
Также Стефания назвала три самых сильных, на её взгляд, из представленных на конкурс стихотворений.
СТИХОТВОРЕНИЯ – ПОБЕДИТЕЛИ ТУРА:
ПЕРВОЕ МЕСТО: Ленна Жук «Дочь степей»
ВТОРОЕ МЕСТО: Марина Русова «Нильсу»
ТРЕТЬЕ МЕСТО: Илина Гумер «А-ЛЯ РЭП»
Спасибо авторам – резидентам клуба за участие в конкурсе.
Всем – радостного творчества, новых вершин и удачи!
И – до встречи на следующем туре конкурса, теперь уже осенью (ебж).