Картошка в штанах

Михаил Кошляк
 Картошка в мундирах - термин известен был в годы войны, когда её варили, жарили, пекли и по разному называли. Это был второй хлеб и благодаря картошке мы - дети войны выжили. На картошку не было налога и всё что выращивали оставалось дома.
 Мама уходила на колхозную работу когда было темно и возвращалась, когда мы уже спали, Всем в доме руководил брат - Фёдор 10 лет от роду, Он топил печь, приносил воду из колодца и варил картошку в мундирах. Других продуктов не знали, кроме брюквы, хотя росли огурцы и помидоры, даже арбузы и дыни, но это летом, а зимой картошка отдувалась за всё. И тогда про неё говорили : " Не съедят, так посадят", а сажали в деревне многих : за колоски с колхозного поля, за не выработку трудодней по колхозному уставу - 360, каждый день трудодень.
 Это была единица измерения труда за день, на трудодень в конце отчётного года начислялась натур плата зерном и всё что было выращено в колхозе. После выполнения плана, а потом и встречного плана мало чего оставалось в закромах
 колхоза " Красный пахарь", который с годами терял свою силу без мужского населения оно было призвано на войну. Так он стал :  " Заря коммунизма", которая так и не разгорелась, а потом вообще затухла и колхоз перешёл в Совхоз. Но это потом, а тогда была картошка это слово называю так, как называли её в детстве.
 Летом, когда мама уходила в бригаду - это был стан с током не электрическим, а навесом под зерно и площадкой укатанной для просушки зерна, мы были на попечении бабушки , а нас  было 10 малышей от трёх дочерей бабушки. Она стелила кошмув сенцах и мы садились кружком, а она в медном тазике раздавала каждому по куску хлеба. Мы все поднимали руки и когда получали пайку опускали руки. Зашли наши мамы и моя мама спросила : " За кого голосуете?" Бабушка заплакала\. больше её слёз я никогда не видел, она вырастила нас и спасла от голода и холода. Мы выросли и состоялись : профессор философии, инженер - строитель вышли из того детского коллектива и создали семьи наполнив их внуками.
 Однажды бабушка поставила картошку в мундирах в большой чашке и все начали есть, когда оставалась в чашке мало,я успел сунуть одну картошку в штаны, она была ещё горячая и начала печь, мне было жалко потерять картошку, да и выдать свою жадность было опасно. Так и терпел, а потом вынул и положил в общую чашку, с тех пор никогда не брал лишнего - это был урок на всю жизнь. Сегодня на исходе 85 лет и помнится война, голодное детство и всё что было в нём. А пишу, чтобы внуки читали и знали про жизнь на грешной земле в сороковые - роковые.

              20. 05. 2024 г.