Ошибаться можно 3

Игорь Ерошенко
Ошибаться  можно 3
ОШИБАТЬСЯ МОЖНО 3
«Ошибаться можно, врать нельзя», — сказал Андрей Белоусов, завершая свою речь. В зале раздались аплодисменты.

    Снова возвращаемся к цене ошибки «социального инженера» Егора Гайдара: к научному и социальному её аспекту. Конечно, опыт  строительства социализма в ХХ веке в тех странах, где он был предпринят, подтвердил, что социализм как прочную саморазвивающуюся систему нельзя построить на другое утро после революции. Нужен переходный период. Это для создателей научной теории практического реализма (научного коммунизма) было очевидно. Другой вопрос, что не только кратковременного опыта Парижской Коммуны, но даже и более длительного, но всё равно по историческим меркам, кратковременного опыта России (СССР) тоже оказалось недостаточно.
    Открылось: практически во всех странах, где попытались строить социализм. уничтоженные капиталистические отношения (товарно-денежные) пришлось в той или иной мере возвращать и даже специально возрождать. Конечно защитники капиталистической эксплуатации трудящихся возвопили: это значит, что никакого социализма/коммунизма (общества для лентяев и бездельников) не было и быть не может. Этим воплям вняли и некоторые честные граждане нашей страны..
    Драматический опыт социальных экспериментов в ХХ и ХХ1 веках свидетельствует, что сами социальные революции, необходимые для решения каких-то накипевших социальных проблем,  создание идеального общества (надолго) не обеспечивают. Они создают только потенциальную возможность, которую ещё надо суметь реализовать, создания непрерывно совершенствующегося общества, в котором вместе с его совершенствованием непрерывно совершенствуется и сам человек.
    Итак, , несмотря на то, что в СССР не надо  было позволять бюрократии (номенклатуре) захватывать куски общенародной собственности и оперировать ими на международном уровне, всё-таки, желающим стать капиталистами, НО НЕ ВЛАСТЬ ПРЕДЕРЖАЩИМ (управленцам профессионалам, бюрократии) ,  наверно, можно было бы разрешить это делать, (может быть, сдавать какие-то предприятия в аренду, но без права выкупа, и не торговать землёй и т.д.).
   Есть ещё один аспект, высвечиваемый этой  грандиозной ошибкой. Неудача наших реформаторов подтвердила нелинейность социального развитие.  Научная теория К.Маркса обладала элементами нелинейной парадигмы в науке, но в целом она была настроена на линейное восприятие её концепции (нелинейная парадигма до сих, вероятно, не стала, безусловно, доминирующей).          
    Представление о последовательном прохождении общественно-экономических формаций (рабовладение, феодализм,  капитализм и т. д.)   является упрощением социальной реальности. На самом деле элементы различных общественно-экономических формаций присутствуют практически во всех более или менее развитых социумах. Внешний облик общества формируется теми элементами, для которых имеются наиболее благоприятные условия, но это не значит, что в нём отсутствуют элементы других формаций: то ли в качестве реликтов, то ли в качестве элементов будущего. Продвижение вперёд зигзагообразно.  В современных государствах практически во всех присутствуют элементы социализма/коммунизма (практического гуманизма)  в виде программ и планов социальной политики государства.
   Ошибка «социального инженера» Е.Т. Гайдара подсказывает также, какое важное судьбоносное значение сегодня для всех слоёв населения имеет владение  духовными богатствами мировой и национальной культуры. Совершенствование СМИ объективно создаёт условия для приобретения этих богатств. Идеальное общество – это общество, в котором человек материальным богатствам предпочитает ценности духовной культуры.
   Советское общество не было идеальным, но в его системе воспитания личности присутствовала тенденция настаивающая на приоритете духовного богатства над материальным. К сожалению, нарастание распространения в правящих кругах лицемерия («хлопковое дело», «бриллиантовое дело», дела о коррупции в высшей школе и т. п. ), не дало возможности закрепиться тенденции приоритета духовного.