Моисей Первое пророчество

Лолита Страута
 

Моисе;й (ивр. ;;;;;;, «Моше») — древнееврейское мужское имя, упоминается ещё в Библии (Торе) и Коране.
Моисей — «извлеченный или спасенный из воды». Так могла назвать младенца египетская принцесса, найдя его в тростнике на берегу реки.

В еврейском народе его часто называют «Моше-рабейну» («Моше, наш учитель»).

Родился в Египте 7-го Адара 2368 г. от Сотворения мира (1392 г. до н.э.).

Умер на горе Нево, на восточном берегу реки Иордан, 7 адара 2488 г. (1272 гг. до н.э.), так и не войдя в Святую землю.

Седьмого Адара 2368 года /1392 г. до н.э./, после шести месяцев беременности, Йохевед, Жена Амрама, родила ему еще одного сына (Шмот 6:20; Седер олам раба 10; Мегила 13б; Сота 12б; Раши, Шмот 2:3; Седер адорот).

В это время евреи находились в египетском рабстве. Фараон повелел бросать в Нил всех новорожденных еврейских мальчиков. Следуя приказу фараона, египтяне выслеживали еврейских рожениц, отнимали у них младенцев и топили в Ниле (Сефер аяшар, Шмот; Шмот раба 1:20; Рамбан, Шмот 1:10).


В течение трех месяцев младенца прятали дома. Но шестого сивана о нем узнали египтяне, и в тот же день Йохевед положила малыша в корзинку и опустила ее в Нил (Шмот 2:2—3; Сота 12б; Шмот раба 1:24).

Корзинку с младенцем подобрала дочь фараона Батья, которая вышла купаться к Нилу. Она и дала ему имя «Моше», что означало «вытащенный из воды» (Шмот 2:9—10).

Большую часть детства Моше рос в доме фараона. Примечательно то, что в качестве кормилицы для него была нанята его собственная мать, Йохевед.

Как гласит мидраш, однажды, когда Моше шел третий год, он сидел на коленях фараона. Играя, мальчик снял корону с головы фараона и надел на себя. Присутствовавшие при этом советники фараона всполошились!

Решили устроить для мальчика испытание: положить перед ним на подносе ярко тлеющие угли и подобные им сверкающие драгоценные камни. Если он возьмет камни, значит, он уже действует сознательно и следует казнить его. И хотя он выглядит совсем маленьким, еврейские дети наделены особенным разумом и сообразительностью. А если возьмет тлеющие угли — значит, он еще неразумное дитя, и не стоит обращать внимание на его шалости.

Моше потянулся к драгоценным камням, но высшая сила отвела его руку к углям: он схватил уголек и, потянув его в рот, обжег язык и губы — и с тех пор он стал заикаться (Сефер аяшар, Шмот; Шмот раба 1:26; Ялкут Шимони, Шмот 166).

В 2386 году /1374 г. до н.э./ Моше, увидев, как египетский надсмотрщик жестоко избивает еврея (Шмот 2:11), вступается за него и убивает египтянина.

На следующий день Моше видит двух дерущихся евреев (Шмот 2:13). Он пытается их разнять, но один из них со злостью говорит ему: «Кто поставил тебя начальником и судьей над нами? Или ты хочешь убить меня, как убил надсмотрщика?!»

А когда об убийстве становится известно фараону, Моше приговаривают к смерти.

Однако, Моше удается бежать из Египта (Шмот раба 1:31; Танхума, Шмот 10; Ялкут Шимони, Шмот 167; Раши, Шмот 2:15, 18:4).


Моше бежит в Эфиопию. В 2387 году (1373 г. до н.э.) он присоединяется к войску эфиопского царя, ведущего войну с мятежниками.

Возглавлял мятеж маг Билам, считавшийся доверенным лицом и советником царя.

Моше отважно сражается, становится любимцем царя и всего войска, а затем — царским советником. Он помогает одолеть мятежников, и умирающий царь вручает ему свою корону.

В 2435 году (1325 г. до н.э.) в результате дворцового переворота на престоле воцаряется сын эфиопского царя, а Моше снова вынужден бежать.

Опасаясь возвращаться в Египет, он отправляется в страну Мидьян .

Там Моше знакомится с мидьянским жрецом Итро, который выдает за Моше свою дочь Ципору

После женитьбы Моше стал пасти стада тестя (Шмот раба 1:33).

У Моше и Ципоры было два сына. Первого назвали Гершом — буквально «жил там») — в память о том, что в течение долгих лет Моше «был пришельцем в чужой стране» (Шмот 2:22). А второго — Элиэзер  что буквально означает «мой Б-г помог» (Шмот 18:4).


Первое пророчество

Однажды, в 15 день весеннего месяца Нисана 2447 года /1313 г. до н.э./, Моше пас стадо в глубине Синайской пустыни.

Ближе к вечеру от стада отбился маленький козленок, и в поисках его Моше вышел к горе Хорев, она же — гора Синай (Шмот 3:1; Седер олам раба 5; Сефер аяшар, Шмот; Седер адорот).

На ее склоне Моше увидел дикий куст, объятый пламенем — он горел, но не сгорал.

Приблизившись, он увидел ангела, стоящего в середине пламени (Шмот раба 2:5). А затем он услышал голос, который повелел ему не приближаться к огню и снять обувь, так как место, на котором он стоит, — свято (Шмот 3:5).

В этом пророческом откровении Всевышний дал Моше знать, что пришел срок вывести народ Израиля из Египта и возвратить его на землю праотцев (Шмот 3:7—8).

Это пророческое видение у горы Хорев продолжалось в течение семи дней, и все это время Моше просил освободить его от возлагаемой на него миссии (Седер олам раба 5; Ваикра раба 11:6; р. Бехайе, Шмот 10:5).

Причина, по которой Моше проявил такое упорство, заключалась в его смирении. Сердце не позволяло ему возвыситься и заявить перед фараоном: «Меня послал Б-г!», а затем вывести евреев из Египта, став лидером народа (Рамбан, Шмот 4:13).

Тем не менее, Всевышний разгневался на Моше за его упрямство и повелел, чтобы вместе с ним эту миссию выполнял его брат Аарон, который станет говорить с фараоном (Шмот 4:14—16).