Цвингли, Ульрих

Лолита Страута
Цвингли, Ульрих-христианский философ и гуманист, предводитель реформации в Швейцарии, автор трудов О божественной и человеческой Справедливости (1523)

В 1522 году он произнёс проповедь против постов, установленных римской церковью («О свободе выбора пищи»), и в послании к констанцскому епископу высказался против безбрачия священников.
29 января 1523 году в Цюрихе состоялся публичный диспут, основанием для которого были 67 тезисов учения Цвингли о Священном Писании как высшем авторитете в религиозных вопросах, о Христе как о единственном истинном посреднике между Богом и людьми, о вере как единственном средстве спасения, о церкви как союзе всех верующих и т. д.
 Диспут этот, устроенный городским советом Цюриха, окончился торжеством Цвингли над его противником Фабером, викарием констанцского епископа: цюрихский городской совет принял учение Цвингли и стал самостоятельно распоряжаться церковными делами кантона вместо констанцского епископа.
 Католическая месса и иконы были устранены, богослужение упрощено; латинский язык заменён немецким; причастие давалось под обоими видами; монастыри обращены были в школы, приюты и госпитали, монастырское имущество секуляризовано; безбрачие духовенства упразднено, и в 1522 году сам Цвингли тайно женился на Анне Рейнхардт, брак оставался тайным до 1524 года.

 Чуждый мистицизма, Цвингли смотрел на евхаристию не как на таинство, а как на воспоминание об искупительной жертве Христа. Кроме того, Лютер сохранял те догматы и обряды, которые не стояли в противоречии со Священным Писанием, тогда как Цвингли устранял всё то, что не находило в нём прямого подтверждения. Наконец, по вопросу о церковной организации Цвингли, будучи, как швейцарец, носителем республиканского начала, проводил начала пресвитерианского управления, а Лютер, как поборник княжеской власти, установил консисториальную систему управления церковью.

Враждебные отношения между католиками и последователями Цвингли всё более обострялись. Обе стороны готовились к борьбе, заключая внешние союзы. В 1529 году борьба была отсрочена заключением в Каппеле договора, по которому каждому кантону предоставлялось право устраивать церковные дела по своему усмотрению. Однако вскоре вспыхнула междоусобная война. Между цюрихцами и отрядами католических кантонов произошло (11 октября 1531 г.) сражение на Каппельской равнине: цюрихцы были разбиты наголову, сам Цвингли убит. Дело его продолжал и упрочил его друг Буллингер, редактировавший в 1536 году первое гельветское исповедание.

Согласно Цвингли краеугольным камнем правильного богословия является Библия. В своих трудах Цвингли постоянно обращался к Писанию. Он ставил его авторитет выше, чем авторитет вселенских соборов и отцов церкви, но пользовался и внебиблейскими аргументами для обоснования своей позиции. Принципы интерпретации, которыми пользовался Цвингли, основаны на рационализме учения гуманизма.

Цвингли отвергал понятие таинства (лат. sacramentum).
 Для обычного человека, это слово означало некоторый вид священнодействия, в котором самом по себе есть сверхъестественная сила для очищения от греха. Согласно убеждениям Цвингли, таинство являлось церемонией обета или залогом, а само слово на латыни означало клятву.
В его ранних трудах на тему крещения, он отмечал, что крещение является примером завета. Он бросил вызов католикам, обвинив их в суеверии, когда они приписали воде крещения силу смывать грехи.
 Позже, в его конфликте с анабаптистами, он защищал практику детокрещения, отмечая, что в Библии нет закона, запрещающего такую практику. Он утверждал, что крещение, это символ завета с Богом, заменяя обрезание, которое было предписано в Ветхом Завете

Цвингли любил музыку и умел играть на нескольких инструментах, таких как скрипка, флейта, цимбалы, рог. Иногда он забавлял детей своей общины своей лютней и был настолько известен своей игрой, что его враги издевались над ним, называя его «евангелист и игрок на лютне». Сохранилось три гимна, составленных Цвингли: «Пестилид», переложение на музыку 65-го Псалма и «Находясь в Каппеле», который был написан им во время первой войны в Каппеле (1529). Эти песни не предназначались для исполнения во время богослужений и не считаются гимнами Реформации, хотя они были опубликованы в некоторых сборниках XVI века


Он связывал музыку с иконами и церковными облачениями, которые, как он считал, отвлекали внимание людей от истинного духовного поклонения.
Неизвестно, что он думал о музыкальных практиках в ранних лютеранских церквях. Цвингли, исключил инструментальную музыку из поклонения в церкви, заявив, что Бог не заповедал её в поклонении.

 Органист Народной Церкви в Цюрихе плакал, когда смотрел, как разбивают великий орган. Относительно совместного пения Цвингли не высказывал никакого мнения, но и не делал ничего, чтобы внедрить его.
Тем не менее, современные исследования показали, что Цвингли признавал роль музыки в церкви. Готфрид Лочер пишет:

    Старое утверждение «Цвингли был против церковного пения» уже не годится … Полемика Цвингли касается исключительно средневекового хорового и священнического пения на непонятном латинском языке, а не гимнов евангельских конгрегаций или хоров … Цвингли полностью разрешил общинное пение хором. Кроме того, он даже, кажется, стремился к живому, унисонному речитативу… Главной идеей в его концепции поклонения всегда было «сознательные действия и понимание того, что делаешь».


Влияние идей Цвингли на учение основных реформатских конфессий сегодня всё ещё очень заметно. Его часто называют «третий человек Реформации» после Мартина Лютера и Жана Кальвина.
Увековечивание памяти
В 1838 году Цвингли поставлен памятник в Каппеле.
В 2019 году швейцарский режиссёр Стефан Хаупт[нем.] выпустил швейцарско-немецкий фильм «Цвингли»[нем.] о жизненном поприще реформатора.