Барзах

Лолита Страута
Барзах (араб.  — преграда;) — в исламской эсхатологии промежуточное состояние, в котором пребывает человеческая душа в период между смертью и днём воскресения. Упоминается в Коране.

Этимология
Слово барзах в арабском языке имеет значения «водораздел», «узкий канал», «разделяющий моря». В этом значении слово «барзах» употреблено в аяте Корана: «Он смешал два моря, которые встречаются друг с другом. Между ними существует преграда (барзах), которую они не могут преступить. Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью?»

В исламской эсхатологии существуют четыре стадии существования человеческой души:

    жизнь до рождения;
    земная жизнь (дунья);
    жизнь после смерти (барзах);
    последняя жизнь, которая состоит из вечной жизни в раю либо в аду (ахират).

Барзахом также называется место, где пребывают души умерших до Судного дня (киямата).
 В зависимости от того, какие дела совершал человек, его душа будет пребывать в барзахе до дня Воскресения (бас бад аль-маут) либо в блаженстве, либо в страданиях (азаб аль-кабр).
В этом значении термин барзах встречается в кораническом аяте: «Когда же смерть подступает к кому-нибудь из них, он говорит: „Господи! Верни меня обратно. Быть может, я стану совершать праведные поступки, которые я отбросил“. Но нет! Это — всего лишь слова, которые он произносит. Позади них будет преграда вплоть до того дня, когда они будут воскрешены».
 Из этого аята также следует, что души умерших людей покидают тела и пребывают в особом месте, которое называется «барзах». В день Страшного суда души вернутся в свои тела и предстанут перед Божьим судом].

Информация о жизни душ в барзахе в исламских первоисточниках скудная, поэтому истинная сущность и подробности этой жизни для мусульман недоступны


В Коране нет прямых указаний о проведении поминок после смерти человека. Многие мусульмане, строго следующие религиозным канонам, считают, что столы следует накрывать только по радостным поводам. Пророк Мухаммед подчеркивал, что не стоит выделять определенные дни для поминовения, рекомендуя вспоминать ушедших в любой момент.

В мусульманской культуре существует пять ключевых дней для поминовения усопших, которые частично перекликаются с христианскими традициями. Эти дни приходятся на 3-й, 7-й, 9-й, 40-й дни и годовщину смерти.