Мировая пыль

Людмила Насонова43
Притаившись, мягким пластом лежит она в колеях проселочной дороги
И ждет только повода,
Чтобы взмыть и полететь: ветер ли заиграет, лошадь ли поднимет ее
Копытом или колесом –
Ей все равно,
Взлетит и облепит путника, и он не так легко отделается от нее.
А если налетит настоящий вихрь и начнет вертеть,
То она понесется смерчем, вздымаясь и торжествуя... Куда ни взглянешь –
Пыль повсюду. И в солнечном луче летают
И золотятся миллионы легких пылинок:
Сверкнут, покрасуются и исчезнут в тени; значит, и тень полна ими..
Где молотят или веют, там ей свободный полет:
Ее отдувает в сторону, а тяжелое зерно
Тихо струится в мешки и закрома.
И напрасно хозяйки стараются
Отделаться от нее, выбивая ее из ковров и стирая
Ее с мебели: они только будят ее ото сна и наполняют
Ею воздух. Пыль оседает
На черных лицах трубочистов и угольщиков; слеживается пластами
На забытых книгах; ищет себе пристанища
В мировом пространстве.
А когда ветер поднимает песок пустыни и несет его ураганом
Навстречу страннику,
То она заслоняет ему солнце самоё
И дышит ему гибелью в лицо.
Кто вдумается и оглядится, тот найдет ее повсюду: и в золе
От костра, и на свежем яблоке, и в наших легких, и в людской болтовне,
В скучающей душе
И в глупой книге, в хвосте кометы,
В распадающемся обществе, и особенно во всех гражданских
Войнах  и революциях. Все ветры
Бытия кружат ее во всех пространствах,
Отпавшую, беспочвенную и заблудшую; с виду безвредную,
Но в сущности – обременительную
И несчастную, беспризорную и беспокойную. Ибо она выпала
Из мирового строя,
Не нашла себе места в слаженном порядке бытия и стала
Живым символом мирового хаоса
И мировой угрозы. Пыль – это неустроенное множество, это хаос
Мировой безработицы, это надвигающийся распад и разложение.
Весь мир ищет единения и устроения;
Вся жизнь его проходит в борьбе за живой,
Творческий порядок; и смысл мирового множества в том,
Чтобы найти себе верную
Со-принадлежность, целесообразное взаимослужение,
Творческое равновесие. Так обстоит на всех
Ступенях бытия: и в малой клетке, и в величавом течении планет,
И в полевой былинке,
И в личной душе, в произведении искусства и в человеческом обществе.
Всюду мир живет необходимым
И выбрасывает излишнее;
И там, где лишнее
Бывает извергнуто, оно или распадается
В мировой прах, или смыкается
В болезненное новообразование,
Грозящее расстройством и гибелью. И вот в этом великом созидательном
Вращении мира малый атом
Имеет свое призвание:
Он должен верно постигнуть свою природу
И свое отношение к целому, утвердить свою внутреннюю свободу
И свое бытие
И добровольно включиться в общую связь вселенной, в ее
Трудовой порядок. Если это удастся ему, то жизнь его
Сложится верно и счастливо: он будет развиваться и цвести,
И этим расцветом своим служить
Великому делу вселенной. Если же это ему не удается, то он
Не найдет ни своего служения, ни своего ранга;
Он окажется отпавшим
И беспочвенным, одиноким и неустроенным, и присоединится
К мировой пыли.
Одинокая и безработная пылинка,
Бесцельно вращаясь в жизни, носится туда и сюда,
Как отвергнутый изгой, как праздный вертопрах,
Как беспризорное дитя мира.
Жизнь ее лишена смысла
И цели, ибо у нее нет
Питающей почвы и нет
Органической сопринадлежности; ей остается только слоняться
В безделии, томиться и бунтовать..Существо,
Отколовшееся от мира, не участвует
В великом хоре вселенной, и его личный голос не ведет
Свою самостоятельную и верную мелодию. Оно не несет
Совместно с другими бремя мирового бытия; и именно поэтому для него
Становится невыносимым и личное бремя жизни.
Счастье
Примирения, включенности, вселенского
Братства не дается ему. Его судьба
Иная: вечная бесприютность, вечная жалоба, вечный протест, пока
Оно не найдет своего призвания, своего
Органического места, своего
Служения,
А потому и счастия: ибо на свете нет счастия вне служения
И нет покоя в одиночестве. Атом мира,
Нашедший себя в мире –
Уже не жертва «случая» и не дитя хаоса: он обретает
Свою личную свободу в служении мировой необходимости и вступает
Во вселенный хор, поющий осанну...
Правда, есть в мире «мудрость», которая пользуется и пылью,
Как пассивным орудием, как слепым и притом страдающим средством –
Пусть оторвавшимся и несчастным,
Но все же полезным целому, пусть несогласным
И  бунтующим, но вынужденным повиноваться;
Так что и хаос
Некоторым образом таинственно служит космосу. Но эта безжалостная
«Мудрость» не дает оторвавшемуся
Атому ни удовлетворения, ни покоя, предоставляя
Ему слепо страдать и проклинать  свою судьбу. Отверженное дитя
Мира, отовсюду выколачиваемое и выметаемое,
Блуждающее
В пространстве наподобие вечного жида,
Не может утешиться мыслью о том,
Что и пыль, и грязь, и бактерии, и злодеи играют какую-то неясную роль
Во всеобщей «экономии мира»:
Эта мысль не дает ему ни избавления,
Ни счастья.
Все неустроенные атомы мира –
Образуют единую, великую проблему мироздания,
Великое бедствие и грозящую опасность.
Рано или поздно они начинают объединяться
И поднимают восстание – то в космическом пространстве,
То в пустыне, охваченной самумом,
То в форме болезненного «новообразования»
Организма, то в виде социальной революции или гражданской войны...
Такова великая «организационная» задача мира: пыль должна быть
Принята и включена
В живой порядок вселенной и общества, она требует от нас
Избавления и исцеления – счастья через свободное служение. Это не задача
«Мига» или «часа», это не случайное заболевание,
Исцеляемое по какому-то единому рецепту: нет, это задание
Всегдашнее, вечное, требующее постоянных усилий, все новых
И новых
Мудрых
И в то же время
Бережных мер. Ибо в великом вращении
И формировании мира всегда будут вновь
И и вновь
Появляться отпавшие и неустроенные атомы,
Выброшенные, не приспособившиеся, «потерявшие
Голову» и неспособные
Вложиться в работу целого. И всегда будет возможность,
Что такие блуждающие атомы,
Протестующие и ожесточенные, сгрудятся
И затянут
Мрачный гимн злобы и отвержения – 
Протестуя против неустроившего их Творца,
Грозя космосу завистью и ненавистью, неся
Другим людям месть, уравнение и порабощение...
Однако великая проблема «пыли» имеет
Еще иную сторону и иное значение.
Ибо во внутренней жизни человека имеется свое распыление
И своя особая пыль.
Живя изо дня в день, мы совсем не замечаем, как душу нашу засыпает пыль Ничтожных, повседневных мелочей и как самая душа наша начинает
От этого мельчать, распыляться и вырождаться.
Каждая человеческая душа
Имеет призвание стать
Неким гармоническим единством,
Живущим и действующим из единого
Духовного центра. Человек должен обладать духовно
Укорененным характером. Он должен быть подобен городу
С единым крепким кремлем, в котором
Покоятся почитаемые им святыни. Или еще: он должен быть подобен
Художественному произведению искусства, в котором
Все обосновано единою, главною идеею. Поэтому он не должен
Позволять жизни заносить себя пылью и распылять себя по мелочам.
Вот почему нам надо постоянно отличать
Духовно-существенное от неважного, главное
От неглавного,
Руководящее от пустяшного,
Священное и значительное от мелочного и праздного;
И притом для того, чтобы все время перелагать
Ритмический акцент жизни на значительное и священное.
Тут дело
Не в бегстве от пустяков, не в важничанье,
Не в педантизме или ханжестве,
А в укреплении духовного вкуса и распознавании вещей. Надо постоянно
Приводить наши жизненные содержания
В связь с нашим духовным центром, измеряя их его
Светом и его содержанием так, чтобы они освещались из него
И обличали свое
Истинное жизненное значение: то,
Что устоит в свете этого центрального огня и оправдается,
То есть благо, то подлежит избранию
И предпочтению, а все иное, не оправдавшееся,
Само будет обличаться и отпадать.
Это и есть процесс очищения от душевной пыли..Не все
Потребно духовному организму для его внутреннего строительства; то,
Что не может служить ему, пусть выделяется и не живет
В нашем внутреннем пространстве. Жить –
Значит различать,
Ценить и выбирать;
Кто этому не научится, тот будет засыпан пылью жизни. Жить –
Значит укорениться в главном и организовывать из него
Свой характер и свое мировоззрение; кто не способен к этому, тот
Сам распадется в прах
И потеряет сам себя...
Все ничтожные мелочи нашего существования –
Все эти несчастья, низменные и пустые «обстоятельства»
Жизни, которые желают иметь «вес» и «значение»,
А на самом деле
Лишены всякой высшей существенности; все эти праздные,
Беспризорные жизненные содержания,
Несущиеся на нас непрерывным потоком,
Все эти засыпающие нас пошлости,
Которые претендуют на наше время и на наше внимание,
Которые раздражают нас, возбуждают и разочаровывают, развлекают,
Утомляют и истощают – все это пыль,
Злосчастная и ничтожная пыль жизни... И если мы
Не сумеем избавиться от нее и будем жить ею, отдавая ей пламя
Нашего существа; если мы не воспитаем
В себе лучшего вкуса и не противопоставим
Ей более сильную и благородную глубину духа, то пошлость поглотит нас:
Наши жизненные деяния утратят
Высший смысл, станут
Бессмысленными и безответственными; наш жизненный уровень станет
Низменным; наша любовь станет
Капризною, нечистою и нетворческою; Наши поступки станут
Случайными, неверными, предательскими – и дух наш
Задохнется в пыли бытия...
Тогда
Наша жизнь окажется поистине «Даром напрасным,
Даром случайным» (Пушкин)17;
Она утратит свой
Смысл и свое
Священное измерение.
Человек, доживший до этого,
Блуждает как бы в тумане и видит всегда,
По слову Платона, лишь пустые тени бытия.
Занесенный прахом, он сам поднимает прах, целые облака
Пыли, и именно поэтому он, по слову епископа Беркли,
Из-за поднятой им
Пыли не видит солнца. А когда им
Овладевают страсти,
То влага этих страстей, смешиваясь с прахом
Его ничтожной жизни, становится липкой грязью,
Которою он и наслаждается, по словам Гераклита...
Притаившись у дороги нашей жизни, лежит вокруг нас
Эта коварная пыль; и лучше нам
Не тревожить ее
И не посылать клубы ее
По ветру. Незаметно забивается она
Во внутреннюю горницу нашей души и оседает на всем,
Что в ней укрыто; Вот почему нам необходимо умение очищать от нее
Наши душевные пространства, и тот,
Кто этим искусством пренебрегает,
Рискует однажды
Задохнуться в своей собственной пыли.
Ибо от пыли
Вырождается в человеке все: и мышление,
Условно «комбинирующее» относительные, отвлеченные понятия
Логическая пыль); и беспочвенная, беспредметно играющая
Образами фантазия (эстетическая пыль); и воля, оторвавшаяся
От своих священных корней, циничная,
Властолюбивая и жестокая, воспринимающая человечество как безличную,
Политическую пыль; и холодное и омертвевшее сердце, разучившееся
Любить и засыпаемое
Нравственно безразличным прахом существования...20
А если сердце заглохло, то человек наполовину
Мертв; и не справиться ему с жизненной пылью.
И современный мировой кризис есть кризис
Заглохшего сердца и восставшего праха.

Подсобн. лит-ра И.Ильин