Детские воспоминания... Ташкент...

Татьяна Гассан
            Воспоминания о детстве являются существенным фактором, определяющим развитие и существование человека, возможность его творческой жизни. Чем глубже человек погружается в детские воспоминания, тем больше в нём проступают подлинно человеческие черты: простота, доверчивость, искренность, чувство истины и добра.  Где-то я прочитала, что взрослым людям они помогают чувствовать себя моложе и энергичнее.      
            Триггером воспоминаний может стать знакомый запах, старая фотография или песня, красивая природа той или иной местности, что связано с определенным моментом нашей жизни на эмоциональном уровне.
            Когда я впервые прилетела в Ташкент с бабушкой и младшей сестрой, то  ощутила себя на другой планете! Надо сразу сказать, что живём мы на Урале, суровом и могучем, поэтому такой экзотики, как в Средней Азии, я не наблюдала с рождения. Моя тётя с мужем были направлены в Ташкент, как специалисты, помогать восстанавливать город после разрушительного землетрясения 1966 года, в результате которого около 300 тысяч человек остались без крыши над головой. К месту бедствия срочно вылетал сам Леонид Брежнев. Фактически город пришлось отстраивать заново. На призыв о помощи Ташкенту откликнулись люди со всего Советского Союза. Вот тётя с дядей там и осели, получили квартиру и прожили всю жизнь.
            Помню, как мы спускались по трапу и тёплый ночной воздух нас просто обнял и не отпускал на протяжении всего времени, пока мы добирались до дома, где жили тётя с мужем и сыном. В самой квартире было жарко, не смотря на то, что во всех углах работали вентиляторы, и мы в первую ночь не могли уснуть, так как потели, будто в финской бане, а мой дядя преспокойно спал на балконе, укутавшись в мокрую простыню... Меня тогда это очень поразило, а потом мы сами так спали.
            Утром тётя пригласила нас к столу, который был интересно сервирован. В центре стоял огромный заварочный чайник, а по кругу расставлены красивые пиалы вместо чашек. Ведь чаепитие - краеугольный камень узбекского гостеприимства. На тарелке возвышалась гора из лепёшек, ещё горячих. В Узбекистане хлеб символизирует благоденствие и богатство, и предложение гостю хлеба обычно сопровождается пожеланиями успехов и благополучия. Также дядя разрезал огромную дыню и лакомые куски издавали великолепный запах. В вазочке покоились восточные сладости: белая халва, щербет, рахат лукум, козинаки...Я тогда ими так объелась, что несколько дней не могла на них смотреть.
            После завтрака мы дружной компанией отправились на базар. В Средней Азии базар – это не просто рынок, это самый настоящий "котёл культур", без которого Восток невообразим и невозможен. Во времена Великого Шёлкового Пути базары были его главными животворящими узлами, а торговля на них – двигателем восточной цивилизации. Шумные, пёстрые - они были перекрёстками, где встречались совершенно разные люди, чтобы обменяться опытом, энергией и только потом товарами. Отличительная черта всех восточных базаров – торг, ведь продавать и покупать без торга здесь не принято. Моя тётя умела торговаться!.. Чего мы только не купили - огромный арбуз доверили нести дяде, пупырчатые огурцы и большие красные узбекские помидоры, баклажаны и цветные перцы, свежая, ещё с капельками воды зелень покоились в специально взятой для овощей корзине, и тащили её мы с сестрой, брату тоже нашлось что нести - ему доверили несколько круглых небольших дынь-хандаляк, в народе их называют канделяшками. Это самый сладкий сорт - мягкие, с теплым густым медовым запахом, они нравятся всем сладкоежкам! Их белая с желтоватым оттенком мякоть сама тает во рту. Дядя долго торговался с узбеком за аппетитный кусок мяса и сумел таки договориться. Какой плов мы ели на обед, пальчики оближешь!.. Помню, я стеснялась есть руками, но дядя мне объяснил, что эта техника позволяет не ронять еду на пол и отжимать лишний жир перед употреблением. Спрессованная горсть риса не рассыпается, а тактильные ощущения, полученные от соприкосновения с едой, провоцируют желудок выделять большое количество желудочного сока. Так, кстати, пища лучше усваивается. А ещё мы лепёшки мазали каймаком, который пользуется большой популярностью у киргизов, казахов, узбеков, татар, башкир - это мне тоже дядька рассказал. Для приготовления каймака цельное свежее молоко с вечера кипятят 1-2 минуты, ставят на холод, закрывают крышкой и через сутки снимают с поверхности молока сливки с молочными пенками, которые и подают к столу с горячими лепешками. Тут надо ещё дополнить интересную деталь. Не знаю, как сейчас, но тогда по дворам и подъездам ходили старые узбечки, торгующие молочными и кисло-молочными продуктами, и мы с сестрой просто ухахатывались, когда слышали, как они громко кричали: - Кисля молокя-я-я-я, пресна-а-а-а...
            Хорошо помню, как мы бегали на колонку во дворе дома, а рядом с ней росли абрикосовые деревья и спелые плоды просто валялись по всему двору(у нас так валяются грозди рябины, яблоки и груши - дички, кислючие с горчинкой), мы их собирали в тазик, мыли в воде из колонки и тащили домой, где лопали эти сладкие фрукты в невероятном количестве. У нас на Урале мама покупала пару кило и наесться ими, как мы желали, было невозможно. Да и сами фрукты не такие сладкие и сочные, потому как срывают их ещё зелёными и отправляют для продажи в другие регионы - нет в них той сочной спелости, какая бывает от знойного азиатского солнца, когда они доспевают на ветках. Кстати сказать - косточки от абрикосов мы не выбрасывали, а опять же выбегали во двор и прямо на асфальте колотили их большим камнем, ядрышки съедали и никто нам не запрещал. Позже, уже взрослой, я узнала, что косточки абрикоса можно употреблять в пищу в небольшом количестве – 2-3 штучки за раз, так как ядра содержат не только витамин В17, но и амигдалин - вещество, состоящее из двух молекул глюкозы, одной молекулы бензальдегида и одной молекулы синильной кислоты — сильнейшего яда. Амигдалин придает горечь во вкусе, такие ядра нельзя есть. Мы лопали их, пока не наедались, и ничего с нами не случилось. Видимо не дотягивали до максимальной дозы (она где-то более 50-100 ядрышек!).
            Как-то тётя пригласила нас прогуляться в парк. Там играла национальная музыка, люди прохаживались по красивым аллеям, засаженным шелковицей, грецким орехом, айвой, виноградом, гроздья которого свешивались под своей тяжестью почти до самой земли и что интересно - никто не подбегал и не срывал их (для нас это тоже было удивительно, так как на Урале дети жуют даже самые кислые яблочки-дички, которые есть то невозможно).
            Я до сих пор помню эпизод, который произошёл в этом парке. Мы услышали крики и оглянувшись, увидели, как два молодых узбека затевали драку - кричали и толкались, пинали ногами друг друга, а неподалёку проходил милиционер в форме, и что меня поразило больше всего - у него был огромный живот, который сильно выпирал, даже несколько пуговиц были расстёгнуты. В одной руке он держал бутылку с молоком, в другой лепёшку, при этом смачно чавкал, покрываясь обильно потом и струйки текли по лицу, рубашка тоже была мокрой на спине и подмышками. И вместо того, чтобы принять строгие меры воздействия к хулиганам, толстый милиционер прокричал им: - Эй вы! Я вам... И погрозил пальцем. Потом снова принялся за трапезу. А парни ещё потолкались немного и разошлись в разные стороны, вернее их растащили. Страж порядка в это время доел лепёшку, допил молоко, погладил с удовольствием свой неимоверно большой и круглый живот, утёр пот с лица мятым платком и пошёл восвояси... Меня, как  впечатлительного ребёнка, очень поразил этот случай. Тётя рассказала, что  мужчины здесь гордятся своими большими животами, как признаком достатка и хорошей жизни. Удивлению моему не было предела...
             Очень ясно помню нашу поездку к знакомым в город Ахангаран (в переводе - "Кузнецы")и бескрайние хлопковые поля... Из рассказа дяди я узнала, что хлопок в Узбекистане начали выращивать в годы всемирного хлопкового кризиса, который был связан с гражданской войной в США — основным производителем "белого золота". До этого хлопок никогда не сеяли в Центральной Азии, его выращивали в Индии, Китае, Египте... Одежда и обувь, искусственный шёлк, бумага и корм для скота, десятки других видов продукции изготавливаются из этого удивительного растения. По своему значению в экономике страны хлопок занимает одно из ведущих мест. Он стоит в одном ряду с хлебом, металлом, нефтью. Вот почему исстари люди любовно называют его "белым золотом".
             Город Ахангаран не мог похвастаться выдающимися архитектурными памятниками. Большинство построек — это в основном "хрущёвки". Театров и каких-либо музеев не было. Поэтому мы пробежались по магазинам, купив восточных сладостей и воды, а потом пошли купаться на реку Ангрен (правый приток Сырдарьи), которая берёт начало под перевалом Бошрават и стекает с южных склонов Чаткальского хребта. Вода там холодная даже в жаркий знойный день, но нас это ничуть не пугало, а наоборот, мы верещали, как шальные и взрослые не могли нас из воды никак "выудить". Вот там я впервые увидела угрей, которые плавали прямо под ногами, а я сначала кричала от ужаса, думая, что это ядовитые змеи. И только тогда успокоилась, когда дядя мне сказал, что это самые безвредные рыбы. А потом дал нам устную справку о них: угорь —  популярная в Азии рыба с уникальным нежным вкусом и богатым содержанием - витаминов A, E, белков, аминокислот, микроэлементов. Плотная жирная мякоть имеет слегка сладковатый вкус, напоминающий одновременно лосося, сома и кальмара. И даже через несколько дней купил и пожарил эту рыбу, но мы с сестрой к ней не притронулись, так как для нас это была змея.
             Когда мы не выезжали на реку, то купались в арыках. Арык - местное название оросительных каналов - гидротехнические сооружения, похожие на канавы, только бетонные, для подачи проточной воды и снабжения ею населения в районах, имеющих засушливый климат. Как мы в них барахтались!.. Там  даже рыбы плавали. Помню, все ходят вялые от жары, вспотевшие, а мы бултыхаемся в воде прямо во дворе дома и нам так хорошо!..
             Тогда я впервые видела горы не на картинке! Бабайтаг — вершина и горный массив, максимальной высотой 3555 метров на западном отроге Чаткальского хребта в окрестностях города Ахангарана. Для меня было загадкой, почему внизу так жарко, а на вершинах гор лежит снег. Теперь, как географ, я могу объяснить это явление - солнечное излучение нагревает земную поверхность, после чего она отдает тепло в атмосферу, прогревая её нижние слои. Снег же хорошо отражает лучи солнца, препятствуя возможности обогреть окружающий воздух. Поэтому чем выше в горы, тем больше снега и тем ниже температура воздуха. Вообще, Узбекистан, расположенный в самом сердце Азии, располагается по большей части на равнине, но постепенно, с запада на восток, ландшафты этой солнечной страны переходят в горные хребты Тянь-Шаня и Памира. Моё детское воображение было поражено такими красотами, которые отложились в памяти навсегда. Помню, как бабушка нас пугала, когда мы не хотели идти домой, что стемнеет и нас могут поймать и увезти в горы, и уже никто не найдёт. Мы быстро бежали с улицы домой и лопали арбуз, холодный (из холодильника) и вкусный! А ели мы его по особенному - дядька разрезал арбуз на две части и давал нам большие ложки, и мы этими ложками черпали арбузную мякоть, а наевшись, отползали от стола и занимали очередь в туалет.
             А ещё меня очень удивил тот факт, что в Ташкенте вечер быстро превращается в ночь. Это я уже когда училась на геофаке, узнала, что чем ближе к экватору, тем круче опускается солнце на закате, и потому погружается на "ночную" глубину заметно быстрее. А тогда мы с детьми играли во дворе и вдруг становилось темно, хотя на часах не было и восьми вечера. У нас на Урале темнеет постепенно, а в белые ночи вообще красота!..
             Мы вернулись домой загоревшие, провитаминизированные, мама долго нас разглядывала и потом поняла, в чём дело - мы вытянулись с сестрой на несколько сантиметров за месяц. Так бывает, когда из северных широт резко перемещаешься на юг и с солнечными лучами получаешь в достатке витамин D-витамин роста.
             Есть такая прекрасная писательница Дина Рубина, которая жила и училась в Ташкенте, и в своих произведениях она очень много места уделяет описанию жизни и природы Ташкента. Из её воспоминаний: "Как я любила в детстве выгрызать из лепёшек хрупкую хрустящую серёдку – прожаренную, пахучую! И вот, спустя пятьдесят лет сижу, смотрю я на неё – а ведь я её помню, благоуханную узбекскую лепешку с зернышками тмина!" И мне это так знакомо...
             В Ташкенте за свою жизнь я была много раз и всегда восторгалась красотой и колоритом тех мест. Но детские воспоминания прочно засели в моей памяти, так как в эти годы мы только начинаем познавать мир, открывая для себя новые ощущения, эмоции и понятия. Это время, когда ничто не может загладить наше любопытство и жажду узнать больше. Детство - это также время свободы и беззаботности. Мы играем, развлекаемся и не беспокоимся о повседневных проблемах.
             А взрослый Ташкент - это уже совсем другая история...