Вселенная как самопознающая система

Эд Стар
Виталий Ванчурин - это имя, которое следует запомнить. Он пока практически неизвестен широким массам, но, я думаю, за такими, как он - будущее науки.

Виталий учился в Москве, побеждал в олимпиадах по физике и математике, а потом, как это часто бывает с людьми выдающегося ума, уехал на Запад. Сейчас занимается наукой в США, является физиком.

Однако, отличительной особенностью Виталия является то, что он, как и завещал нам Гегель, не зациклился на какой-то одной узкой области своей науки. Виталий работает сегодня на стыке наук. Та научная картина мира, которую он создает, вбирает в себя физику, биологию и программирование. Свои концепции Виталий создает не только как теории, но и стремится воплощать и проверять их на практике, в том числе в сфере программирования и ИИ.

Одна из самых главных и сумасшедших идей Виталия заключается в том, что наша Вселенная - это самопознающая, саморазвивающаяся нейронная сеть. Вселенная не только познает сама себя, но более того - она формируется (творится) в этом процессе самопознания. Получается, что нет никаких изначальных законов физики как данности, которую нужно открыть. Мы не открываем законы природы, а создаем их вместе с ней самой в процессе ее познания. Вот почему устройство Вселенной от нас все время как будто ускользает, особенно когда кажется, что мы уже почти разгадали как устроен мир и осталось совсем немого.

Эта идея абсолютно безумна, но помните: когда-то безумны были идеи о том, что Земля вращается вокруг Солнца и Земля - не центр галактики, что галактик много, пространство и время искривляются, а свет - и частица, и волна. Сегодня всё это для научного сообщества просто обыденность.

Виталий Ванчурин приходит к таким выводам не просто философски размышляя на досуге. Он разрабатывает особый математический аппарат под свою теорию, которая, кстати, как он сам говорит, может объединить Теорию относительности и Квантовую физику, став той самой "Теорией всего".

Один из интересных элементов математики теории Ванчурина - это два типа особых переменных. Он называет их "trainable" и "untrainable", то есть обучаемые, изменяющиеся, развивающиеся элементы и необучаемые, неразвивающиеся самостоятельно. Первый тип элементов нужен для уравнений, связанных с живой природой, а второй - для неживой природы. Снова перед нами просто чистейшее гегельянство, перекладываемое на язык математики. Гегель буквально так и писал в "Энциклопедии философских наук", что в чистом виде диалектическому развитию подчиняется лишь живое, человеческое, дух, а в неживой природе диалектика действует иначе, опосредовано духом, там нет диалектического развития в чистом виде.

Ванчурин утверждает, что его концепция объясняет то, как работает эволюция и как появилась жизнь на Земле. Причем объясняет именно так, что может показать тот самый пресловутый переход от неживого к живому. Таким образом, Ванчурин претендует на соединение живого и неживого в единую физико-биолого-математическую картину постоянно изменяющегося мира, не существующего как раз и навсегда положенная данность.

Ванчурин сказал в одном из интервью:

"Мы термодинамику «подкрутили», и добавили в нее теорию обучения. Что у нас получилось? Во Вселенной есть силы, которые «хотят» хаоса. Но в ней же есть, не знаю, алгоритм, или энергия, которая, напротив, обучается и делает мир все сложнее. Обучение делает «тупую» термодинамику совершенно другой. И эта, новая, термодинамика позволяет понять, как материя, обучая сама себя, стала из неживой – живой.<...>Природа в какой-то момент изобретает алгоритм. Мы его называем фенотипом. Это как генотип – признаки, передающиеся по наследству. Но тут не признаки, а знания и навыки. И не от особи к особи, а, например, от молекулы к молекуле. Как юный львенок учится ловить добычу, так учится вся Вселенная. Что-то усваивает, что-то забывает. Если эти процессы в равновесии, энтропия постоянна.<...>Вселенная усложняется, чтобы познавать себя. В этом ее цель. И природа не остановилась, и не остановится никогда. Человек – не вершина эволюции. Будут еще более изощренные существа."

Виталий Ванчурин начинал как физик-струнщик, а потом, по его же словам, просто взял и поставил в основу мироздания не струну, а нейросеть. Такой взгляд на мир может стать тем самым прорывом прежней научной парадигмы, настоящей революцией, о необходимости чего сегодня говорят многие ученые.

Для меня как для гегельянца интересно то, что каждое новое открытие в науке словно всё больше и больше подтверждает Гегеля. Еще лет через 100-200 люди, сделав такие открытия, какие мы себе даже представить не можем, поймут наконец Гегеля во всей полноте, подобно тому, как и мы многие философско-физические концепции понимаем только благодаря аналогиям с теми технология, которые у нас есть сегодня, ведь еще древние говорили, что видимый мир иллюзорен, а математика - язык Вселенной, но только сейчас, когда мы знаем, что такое код, голограмма, компьютерная игра, мы можем лучше и глубже понимать идеи, бытующие в философии уже много веков.

Мой научно-философский проект: https://t.me/edstarru