30 апреля. Великий Вторник. 44

Саше Киира
Великий Пост 44 дня.


чтение Завета Новаго.

от Матфея Евангелие. гл. 24

36. О дне ж том и часе никто не знает, ни Ангелы вселенския, а только же Отец Мой один; но, вот так, что было во дни же Ноя, так будет да в пришествье Сына Человеческаго: так что, вот так перед потопом во дни же ели, да пили, да женились и замуж выходили, до того дня, когда взошёл Ной в ковчег, и не думали, пока не пришёл потоп и не уничтожил всех, — так будет да пришествье Сына Человеческаго; тогда будут двое на поле: да берётся один, и иной оставляется; тако и две мелющие в жерновах: берётся одна, оставляется ж другая. Итак, бодрствуйте, оттого что не знаете, в кой час Господь ваш приидет.
43. Но это вы знаете, что, если ведал бы хозяин дома, в кою стражу вор придёт, то бодрствуя, ждал бы и не дал бы подкопать дома своего. Так и вы да будьте готовы, оттого что, в кой час не думаете, да приидет Сын Человеческий. Кто же верный да благоразумный раб, коего же господин его да поставил сверх слуг своих, чтобы давать им пищу ввремя? Тот раб блажен, коего же господин его, да придя, и найдёт поступающим так; вещаю истинно вам, что сверх всего же имения своего да поставит его же. А если раб тот, будучи зол, скажет в сердце своём: «не скоро и вернётся ж господин мой», и начнёт бить товарищей своих и есть да пить с пьяницами, — то да приидет господин раба того же в день, в кой он не ждёт, и в час, в кой не думает, и рассечёт его, да подвергнет его же одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.


Евангелие от Матфея гл. 25

Тогда подобно будет Божие Царство десяти девам, кои, взяв светочи же свои, навстречу жениху вышли. Так из них пять мудрых было и неразумных пять. Взяв свои светочи, неразумные масла не взяли с собою. Мудрые же, вместе с светочами своими, взяли масла в сосудах своих. И вот когда жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался ж крик: «вот, жених шествует, выходите навстречу ему». Встали тогда же все девы те и светочи свои выправили. Так мудрым рекли неразумные: «дайте нам вашего же масла, оттого что светочи гаснут наши». А мудрые отвечали: «чтобы не вышло недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите се». И когда они ж покупать пошли, пришёл жених, и готовые с ним взошли на брачный пир, и двери затворились; затем приходят и прочие девы, и говорят: «Господи! Господи! нам же отвори». Он же отвечал им: «истинно вещаю вам: вас не знаю». Итак, бодрствуйте, оттого что не знаете ни дня, ни часа, в кой да приидет Сын Человеческий. Оттого что Он поступит, так, будто человек, кой, в чужую страну отправляясь, призвал рабов своих да поручил им же имение своё: и дал он одному пять талантов, другому ж два, иному один, каждому по его силе; и тотчас же отправился. Тот, кой да получил пять талантов пошёл, применил в дело их, да получил других пять талантов; точно так же сделал и тот, кой да получил два таланта, прирастил другие два; получивший же один талант, пошёл и его же в землю закопал и скрыл деньги господина своего. Да по долгом времени же, господин рабов тех приходит, да вызывает же их для отчёта. И, подойдя, тот раб, кой да получил пять талантов, принёс других пять талантов, и реклъ: «господин! пять талантов ты дал мне; вот, других пять талантов получил я на них». Ему Господин его же отвещал: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты верен был, тя сверх мнозе да поставлю; войди в ликование господина твоего». Также и кой да получил два таланта, подошёл и реклъ: «господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта получил я на них». Ему Господин его же отвещал: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты верен был, тя сверх мнозе да поставлю; войди в ликование господина твоего». Так подошёл и тот, кой да получил один талант и сказал: «господин! я знал тя, что ты человек жестокий, жнёшь, где не сеял, да собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле; вот твоё те». Господин его же отвещал ему: «лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, да собираю, где не рассыпал; посему было должно те отдать деньги мои торгующим, и я, придя, с приростом моё да получил бы; итак, возьмите у него талант и дайте тому, у кого десять талантов, оттого что дастся и приумножится и всякому имеющему, а у неимеющего да отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Изрек сие Иисус, да и возгласил: Тот у кого уши есть услышать да услышит! Когда же Человеческий Сын приидет в славе Своей и с Ним все святые Ангелы, тогда будет возседать на престоле славы Своей, соберутся и вся народы да пред Ним; и отделит одних от других, коим образом пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец справа от Своей стороны, а козлов — по левую.
34. Тогда Царь скажет тем, кои справа от стороны Его: «так приидите же, Отца Моего да благсловенные, да приимите Царство, уготованное вам же от сотворения мира: оттого что, когда есть хотел Я, и вы дали есть Мне же; жаждал, и вы напоили Меня; когда был путьшественником, и вы приняли Меня; нагим был, и вы одели Меня; когда был болен, вы посещали Меня; в темнице когда был, вы пришли к Мне же». Скажут тогда праведники Ему в ответ: «Господи! да когда же мы видели Тя алчущим, и накормили? и напоили да жаждущего? когда же мы видели да путьшественником Тя, и приняли? или нагим, и одели? когда же мы видели да больным Тя, или в темнице, и пришли к Те?» И Царь в ответ же им скажет: «вещаю истинно вам же: оттого что вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне же». Скажет тогда и тем, кои по левую сторону: «идите же от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его же: оттого что, когда есть хотел Я, и вы не дали есть Мне же; жаждал, и вы не напоили Меня; когда был путьшественником, не приняли Меня; нагим был, и не одели Меня; когда был болен и в темнице, и Меня не посещали». Тогда и они же скажут Ему в ответ: «Господи! да когда же мы видели Тя алчущим, или жаждущим, или да путьшественником, или нагим, или да больным, или в темнице, и не служили Те?» Тогда в ответ же им скажет: «вещаю истинно вам же: оттого что вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне же». И в вечную муку пойдут сии, а праведники в жизнь вечную.
.

Евангелие от Матфея гл. 26

Когда Иисус все слова же сии да окончил, то изрек же ученикам Своим: вы знаете, что через пару дней настанет Пасха, и Сын Человеческий да предаваем будет на распятие.
.

Тропарь на Великий Вторник.

Се, Жених приходит в полунощи, раб да блажен, егож да обрящет бдЯща, недостоин паки, егож да обрящет унывающа. Смотри убо, душЕ моя, не сном же отяготись, да и не смерти предаваема будеши, и Царствья вне затворИшися, но да и вспрянИ ж зовущи:

Свят, Свят, Свят еси, Господи,
нас Богородицею помилуй.


Кондак.

Помыслив час душе конца, и посечЕния смоковницы убоявся, те дарованный талант, окаянная, трудолюбно сделывай, бодрствующи и сице зовущи: и не преостанемся ж вне дворца Христова.
.


В вторник: Крестителю Господню Иоанну.

Тропарь.

Память праведнаго с восхвалениями, Господне же свидетельство те довлеет, Предтече: дал увидеть же ся еси да воистину и пророков честнейший, яко и в струях крестить сподобился еси Проповедуемого. Темже в ликованьи за истину скорбящи, Бога благвестил еси да преостающимся и во аде, да плотию явльшагося, и вземлющаго грех мира, подающаго да благость велию нам.

Кондак.

Божий Пророче и да Предтеча благодати, главу твою, яко и шИпок священнейший, от земли да обретше, исцеления же всегда приемлем, ибо вновь, якоже и прежде, в мире да проповедуешь покаяние.
.


прп. Зосиме Соловецкому.

Тропарь.

Изволением Божественнаго разума вселился еси же в пустыню и тамо, вперив ум твой в Вышняя обители, да подобно Ангелам пожив житье на земли, в молитвах, и трудех, пощениих да образ был еси твоим же ученикам. Бог отонудуже, видя твое да благъизволение, умножь те дЕты в пустыни же, слез твоих теченьми напаяемей. Но, яко имеяй дерзновение к Богу, поминай отару, еже собрал еси, мудре, и не забуди, якож да обещался еси, посещая твоих дет, Зосима преподобный, отче наш.

Кондак.

Христа любовью уязвись, преподобный, и Того Крест славный, на рамо взем, понесл еси, да божественно вооружився, и непрестанные молитвы, яко и да копие в руце, имый, ссекл сильно еси да бесовская ополчения. Тем ти зовем: ликовствуй, преподобный отче Зосима, удобрение монахов.
.


прп. Александру Свирскому.

Тропарь.

От юности, Богъмудре, желанием духОви в пустыню вселився, единаго Христа стопам в след ходить восхотел еси истово, темже и ангельстии чИны зряще тя, удивишась, коим образом с плотию к невидимым кознем, премудрый, да подвизався, и победил еси страстей всяких полки воздержанием и явился еси равноангелен на земли, Александр преподобный, молись Богу Христу, и спасет души наша.

Кондак.

Якоже звезда мнозе светлая возсиял еси же, отче, днесь в странАх русских, и вселився ж в пустыню, Христовым стопам вследовати истово и восхотел еси и, святое иго Того же на твое рамо взем — честный крест, умертвил еси труды твоих подвиг телесныя взыграния, темже всклицаем ти: спаси отару твою, еже собрал еси, мудре, и зовем ти сице: ликовствуй, преподобный Александре, отче наш.

Молитва.

Преподобный и богъносяще отче наш Александре! Испроси нам вся к житью сему временному благънужная, вяще же к вечному спасению нашему нужная. Нам буди же, рабам Божиим (имена), чудотворче святый, в всяком да обстояньи и скорбех скорый помощник. Наивяшще же в час кончины нашея явися нам заступник благосердый, да и не станем предаваемы на мытарствах воздушных власти злобнага миродержца, но да сподобимся непреткновеннаго же восхода в Божие Царствье. Ей, отче, молитвенниче наш присный! Не спозорь упования ж нашего, смиренных молений наших не гнушайся, но и присно о нас пред престолом Живоначальныя Троицы да предстательствуй, да сподобимся с тобою вкупе и с всеми святыми, аще и недостойны есмы, в селениих райских славить величие, да благодать, да благость Единаго же Господа в Троице, Отца и Сына и Святаго Духа, и в веки веков. Аминь.
.


прп. Ефрем Сирин. Молитва Великъпостная. (утром и вечером)
(см. 15 марта)