Пользуюсь тем, что пока нет инквизиции

Ольга Зауральская
Есть у следствий всегда причины,
Только мы не всегда поймём.
Если Бог всемогущ, то сына
Для чего посылать бомжом?

Почему бы в Риме богатом
Возле моря ему не жить,
Чтобы с мудрым аристократом
Император хотел дружить?

Мудрецу так к лицу седины.
Город тесен, сильна молва.
И рабы, и простолюдины
Будут слушать его слова.

А, быть может, он в Риме правил,
Но рассказывал Божий сын,
Что принёс эти мысли Павел
С края света из Палестин?

Бедняки пошли за ним следом
И поверили в простоте,
Что и Бог был таким же бедным
И закончил жизнь на кресте.

В деревнях и других малых группах людей все всех знают, поэтому сразу пресекают непорядочное поведение. В больших городах у граждан есть соблазн воспользоваться тем, что социальный контроль ослаблен, и совершить непорядочные поступки. Поэтому появляются религии, в которых всевидящий Бог-моралист следит за каждым и накажет за плохое поведение  его либо при жизни, либо на том свете, либо его потомков (вторая заповедь). В Риме аморальный языческий пантеон мешал развитию города. Поэтому было неизбежно внедрение религии, которая следит за  нравственностью.


Заповедь вторая в синодальном переводе звучит так:

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.