Фантазии Прилепина

Олег Клим
Помнится, был такой советский фильм «Фантазии Фарятьева», сюжет которого наверное мало кто сможет с ходу вспомнить, ну да гугл нам в помощь. Из говорящего названия с прозрачной очевидностью следует, что сюжет этот как-то да завязан на фантазиях, начинающихся с замысловатой фамилии их владельца. Так вот, пролистнув  пару страниц в интернете, можно с неким разочарованием узнать, ну или вспомнить, что фантазии эти были довольно таки примитивные. Вроде как люди это пришельцы с некоей планеты, так ведь любой человек он во-первых именно с планеты, а не с торроида какого-нибудь, а то что  ни у кого нет понимания откуда он на свет появился и куда отправится, скоротав свой век, тоже, думаю, доказывать не стоит.  Я это все к чему подвожу? К тому, что наша память прокрашивает в фантастические тона даже те события, очевидцами которых мы являлись, а что тогда говорить, о наших представлениях о временах и  эпохах, которые нас не застали.
В лучшем случае это более менее достоверная реконструкция,  основанная на фактах и артефактах, но сплошь и рядом можно обнаружить многочисленные непредсказуемые варианты прошлого, основанные на более или менее безудержных или, если хотите, бессовестных фантазиях их сочинителей. Это я вскользь о пропаганде, где как известно, достаточно всего десяти процентов неправды.  А пропаганда  уже второй век ох какое хлебное дело, и многие мастера искусств в этом ремесле достигали и продолжают достигать заоблачных высот.  Кто поневоле или так сказать по своим внутренним убеждениям и представлениям, кто сознательно и за гонорар, не так это важно, зачастую одно не противоречит второму.
А сейчас внимание, перехожу к иллюстрации вышесказанного на примере фантазий гражданина Прилепина, мастеровито изложенных им в пухлых и вероятно весьма доходных книгах.  Последние две: «Шолохов незаконный» и «Есенин: обещая встречу впереди» это добротная научная фантастика, в том смысле, что автор дорисовывает многие реальные события и сцены и реконструирует диалоги в стиле «хайли лайкли», ну то есть создает у читателя впечатление, что весьма и весьма вероятно они именно такими и могли быть.  Вопрос не столько о степени достоверности этих дорисовок, сколько о том, насколько Захар Батькович, был ангажирован при их создании. Вот все эти разговоры в кабинете у Сталина, они что, где-то в протоколах хранятся? А уж кто бы записал царскосельские диалоги Есенина с царевной Анастасией даже предположить не могу.
А чуть ли не поминутная хронология последних дней Сергея Есенина, она на чем основана, кроме внутреннего художественного взора Прилепина? Да, читателю дается возможность побродить по виртуальной  реальности прошлого, опираясь в том числе и на его собственную фантазию. Вот и замечательно.
Но роман «Обитель» еще суровая сайенс фикшн почти на грани фэнтези, да еще в традициях голливудского экшэна. Никак не удается отделаться от впечатления, что Артема Горяинова, занесло на соловки из 21-го века в результате поломки машины времени. Вот прямо аватар он какой-то, запущенный сознанием Прилепина в дебри прилепинских же представлений о соловецком сидении. И тут читателю не позавидуешь,  ибо плющит и колбасит этот аватар по полной, так что уже почти на середине романа, всего то за неполную неделю становится он из никчемного жестоко избитого фраера чуть ли не чемпионом лагеря по боксу, да еще в придачу едва ли не доверенным лицом начальника лагеря. Куда там д’Артаньяну с его черепашьей карьерой. А любовный эпос Горяинова с лагерной царевной во второй части романа, после отчаянных маструбаций героя, так красочно расписанных в первой, также стоило бы занести в категорию фантастики, но уже эротической, а может и садо-мазохистики.
Куда отнести многочисленные агитпроповские отступления на тему нелюбви к советской власти,   судьбах и роли русского мужика, интеллигенции и  духовенства в русской революции к месту и не к месту произносимые героями романа даже не знаю. К жанру либеральной трэш-фантасмагории с элементами инфантильного фарса? Или к исторической инфернальной порнографии?
Но вернемся к пропаганде, вернее к тому, что собственно можно таким образом пропагандировать. Как минимум распад и разложение всего и вся.
А может необходимость и возможность их остановить, пусть даже фантастическую?