Солярис, молекула любви Померанца - 1

Михаил Просперо
Ты никогда не будешь ходить один, ты никогда не будешь ходить один
Иди вперед, иди с надеждой в сердце
И ты никогда не будешь один, ты никогда не будешь один.

- Это уж точно текст Роджера Уотерса? - спросил я своего проводника в мире рок-радио Могучего Роджера.И мы закурили, взяли у Либербота по картонному стаканчику кофе, жизнь прекрасна!
- Не совсем, это они вдвоём с Дэвидом Гилмаром, это 1971-й год, тогда ещё Роджер не пытался ходить один.
- Хорошо про дурака, который носит корону. Как бы ниоткуда строчка, а сегодня к месту.
- К какому месту? - переспросил Роджер. Я аж поперхнулся кофе. Да уж, к какому?
http://stihi.ru/2024/04/24/7032

Уж на Пражском кладбище мне ночевать совсем не хотелось. Хотелось домашнего уюта. Что-нибудь простенькое про любовь почитать. А вот, кстати - метафизика молекулы любви Померанца - это воспоминание возникло спонтанно на одном из островов Лебединого озера, а само озеро я нашёл на архипелаге Ван Гога, одного из игроков в го - если вы ещё помните, какую игру мы здесь ведём, отвлекая ангелов Соляриса на нечто человеческое. Нам не чуждое.

Итак - совершенно случайно... Хотя, подозреваю, что здесь не обошлось без раздачи Магистром Умберто Эко камушков сияния антисионизма, от которых я отказался вчера, на острове удачной катастрофы. Но Магистр умеет раздавать фишки, не сомневайтесь!

И когда я залёг на заслуженный отдых в отдельной каюте атомохода "Михаил Булгаков" с табличкой на дверях "Михаил Просперо" - угадайте, как мне досталась табличка? А очень просто - от мага-иллюзиониста Михаила Просперо. Он мне уступил свою рабочую каюту, ибо сам проводил время в номере "Люкс" с одной, можно сказать, профи-иллюзионисткой. Она создавала у научно увлечённых мужчин иллюзию любви, но вот и сама попалась на этот крючок, потеряла разум, чем была счастливее блондинки. ...нет, это слишком, это невозможно даже на всё исполняющем Солярисе, быть счастливее блондинки, ну пусть будет просто счастлива. И он тоже.

И я счастлив, читая бумажную книгу в отдельной каюте. А именно последнее эссе Григория Соломоновича Померанца "О духе цивилизации". Знаменитый в некоторых кругах еврей и в то же время антисионист, весьма немало почерпнувший от своего предка Соломона - не от папы-революционера, а от древнего автора "Песни песней". Так я полагаю, потому и читаю. Очень интересная техника формирования мысли, я бы сказал в стиле Пинк Флойд (или это мне так кажется, с кем поведёшься?) Посудите сами:

"Некоторое время назад у меня сложился новый образ поэзии, очень простой: рождающаяся в груди звезда света и протянувшаяся от звезды линия. Довольно долгое время я чувствовал эту линию как луч, всё более и более слабеющий, как уходящий и теряющийся в темноте поток света.
Потом этот простой образ — линии или луча — начал дробиться, распадаться на ряд отдельных образов. Луч стал напоминать мне туго натянутый шнур, или ось, на которую нанизаны, словно ломтики хлеба, кольца, или круги. Каждое из колец существует отдельно, само по себе. А всё вместе — ось и нанизанные на нее кольца-круги — единый мир, единое целое.
И всё же эти замкнутые, каждое в самом себе, кольца взаимодействуют — сквозь некие невидимые прорези или каким-то иным способом, — образуя родственные, в чем-то созвучные друг другу миры. Но тогда представление о том, что связь колец-микромиров осуществляется единственно посредством шнура, на который они нанизаны, — тогда оно становится неполным, тогда оно явно страдает упрощением."

Ну, не думаю, чтоб современный читатель почувствовал здесь страдание упрощением. Но для Соляриса это проще, чем, например, поучения Кут Хуми (с которыми Померанц, похоже, был знаком). Напомню вам, если кто читал об этом спектре у Махатм в письмах:

«Мой добрый друг Синнетт, пожалуйста, не удаляясь от вашего письменного стола постарайтесь, отыщите и произведите перед вашими глазами весь солнечный спектр, разложенный на четырнадцать призматических цветов (семь из них комплименты), ибо лишь с помощью этого оккультного света вы можете видеть меня на расстоянии, как я вижу вас». Как вы думаете, каков был бы ваш ответ? ? Не достаточно ли вероятно, что вы возразили бы мне в вашей спокойной и вежливой манере, что так как никогда не было более семи (теперь три) основных цветов, которые, более того, никогда до сих пор никаким известным физическим процессом не были разложены далее, чем на семь призматических оттенков, то мое предложение так же «ненаучно», как и «нелепо». Прибавив, что мое предложение искать воображаемый солнечный «комплимент» не вызовет комплимента вашему знанию физической науки, мне, может быть, лучше отправиться искать мой мифический «dishromatic» и солнечные «сочетания» в Тибете, ибо современная наука до сих пор была бессильна подвести под какую-либо теорию даже такой простой феномен, как цвета всех подобных дихроматических тел. Тем не менее, поистине, эти цвета достаточно объективны!

...Махатма Кут Хуми пытается хотя бы как то приблизиться в объяснении очень важных реальных объектов, которые способны связать материальный и духовный мир, и которые по несовершенству нашего ума мы называем прошлое, настоящее и будущее. А Махатма называет динамической цепью, которая связывает материальное и духовное!

Но мы отвлеклись. Переключу-ка я опять своего робота на стихосложение и посплю под что-нибудь более простое, почему бы под Баха "Бранденбургские концерты" не поспать, как бывало в филармонии где-нибудь в Санкт-Петербурге?

И не ведая часа живем
И не ведая дня
И не беды в судьбу призываем, но благо для всех,

Отчего же иное выходит у Вас, у меня?
У иного того,
Кто кричит "Обречен на успех!"?

И не дышим молитвой Его
И не слышим Его
И не видим идущего рядом, но чуть осторонь

Там где дождь сеет жизнь из незриимых всего-ничего
Где пульсирует в серде телесная тяжесть
Встречая Небесный Огонь

И трепещет душа поутру глядя в Солнечный Шар
И не ловит ли гроздия гнева
заброшенный невод?

...а солнечный свет исплетает в невидимом сети
 а мы убегам под радугу
и не догоним никак

 а разве Исус не сказал нам: "Побудьте как дети"
 а если не так,
так пусть будет по-моему так!

Да, именно по-моему так. Потому что у Григория Померанца и его музы Зинаиды Миркиной бог подаётся не так, как в церкви, что для Соляриса, думаю, лучше. Например? Да вот две строки с которых началось у них, где они прочувстовали волну валентности:

"Первой, как и в большой истории, была поэзия. Я пришел слушать стихи неизвестной мне больной женщины, не имея никакой сложившейся философии. Только отдельные мысли, набросанные на каталожных карточках. И сразу услышал то, что нигде не мог найти:

Бога ударили по тонкой жиле,
По руке или даже по глазу — по мне…

Меня потрясло, что карамазовский вопрос о смысле страдания и смерти оказался где-то внизу, тонул в образе Бога, страдающего и умирающего в каждой своей твари. Именно такой образ был мне нужен. Два месяца после смерти Иры Муравьевой я умирал вместе с ней, был закопан вместе с ней, и хотя потом ожил, но жил с чем-то вроде незакрывавшейся каверны, только не в легких, как у Иры, а в сердце. Я прошел через смерть и продолжал жить открытым смерти. Открытость эта искала опоры в Боге — и не могла принять традиционный образ Бога, без воли которого волос не упадет. Бога вне моего сердца, принявшего решение втолкнуть тромб в сердце Иры.

Зинино чувство Бога было для меня откровением. Мне было неважно, что для меня одного. Акт веры не требует ни доказательств, ни авторитета писания, принятого миллионами людей. Во мне этот акт совершился.

Так начала формироваться наша духовная молекула."

На Земле - как на Солярисе: "рядом с Зиной невозможно было даже думать о немузыкальном, не рождавшемся из тишины. Она слышала работу ума, не высказанную вслух, и говорила: «Не мешай мне». Приходилось замолчать внутренне и держать безмолвие, держать зеркало, в котором отражалось Присутствие. Я пишу это слово с большой буквы, чтобы избежать всяких слов о Святая Святых. Слов не было. Но Присутствие было.

Вот оно, знакомый наизусть
Мягкий плеск, облитый серебром.
Ничего. И я ему молюсь
Ни о чем…

Созерцание связывало нас не меньше, чем осязание, музыку которого я принес, как свой подарок. Оно открылось, как новое измерение бытия. Безмолвное созерцание — чрево, которое непорочно зачинает, и зачав, не может не родить. Случайный толчок навел меня на тему «Двух моделей познания», и в рублевском лесу, среди сосен, облитых зимним солнцем, родился первенец из нескончаемой серии моих эссе.
 
(продолжение http://stihi.ru/2024/04/27/1723