2024. Март - одним файлом

Юрий Вигнер
«Исчезнувший объект 5»

ступени иронии – башня молчания – сезон зимы – колесо – врасплох – в саду – через улицу – силуэт – уязвимость – сад на закате – переводя взгляд – упавшее гнездо – паломничество – бельведер – разговор

==================================================


СТУПЕНИ ИРОНИИ

возводятся
одна над другой

выше и выше

в угловатой
просторности залов

в анестезирующем сиянии
ртутного света

привычный паркет
заменяется
плитками из винила

арт-фланер
поднимается в стратосферу

выше и выше

туда
где заканчивается
геокорона

и магнитное поле
не защищает
от звездного ветра

выше выше

едва справляясь
с головокружением

иронизируя
над пройденными
ступенями

открывающимися
видами

и самим собой


БАШНЯ МОЛЧАНИЯ

так тяжела
неподвижна

что птицам
не хватает дыхания

флагам воздуха

дым прилепился
к небу

тени
к плиткам на площади

закрытые ставни
к оконным проемам

поезд встал
на железной дороге


СЕЗОН ЗИМЫ

пятно
похожее на зверя

и зверь
похожий на собаку

сезон зимы
и погнутых стволов

ветвей без листьев

прогулок одиноких
в парках
вдоль реки

чернильных пятен

сажи

серого картона


КОЛЕСО

лежащие
поставленные
вертикально

дворцы и башни
офисные здания

доходные дома
фургоны

в безлюдном городе

на площади
среди строений

чьи окна
закрыты жалюзи

без куполов

и тень от колеса
похожая
на тень ребенка

тень всадника
из-за угла

и тень отца
беседующего
с кем-то
прозрачнее
стекла

он тоже призрак

смутный контур
спиной к бегущему
ребенку

всегда бегущему

в его руке портфель


ВРАСПЛОХ

среди пиний
и кипарисов

известняка
и травертина

застигнутый
врасплох

на родине
как на чужбине

брат мрамору
и бронзе

ничейный сын
фланер бездомный
 
орел в ночи
флейтист без губ

ослепший пейзажист
заучивающий график
горизонта


В САДУ

синева
безоблачного неба
 
подходящий фон
для темно-зеленых пиний
и кипариса

на невысоком холме
за розовой балюстрадой

стены домов
песочного цвета

блестящие окна
с открытыми ставнями

час пополудни

время остановилось

не так
как на окраине Каира
в Долине мертвых

сад соразмерен человеку

огорожен невелик
ни песка ни ветра

ни пирамид


ЧЕРЕЗ УЛИЦУ

жить по соседству

так близко
что можно бросить
мяч в одну из арок
через открытое окно

и слышать ночью
шум крики вопли
стоны
рычание львов
и тигров
стук мечей

во сне
в воображении

а наяву
молчание камней


СИЛУЭТ

развалины в лесах
строительных

огрызки храмов

есть что-то
времени не по зубам

как будто

здесь будет станция метро

толпа течет между щитами
пустыми
и с кинорекламой

крылатый колесничий
под облаками
на квадриге
черным силуэтом

все перемешано
снаружи и внутри


УЯЗВИМОСТЬ

зелень шляпы
с черной лентой

и зелень фрака
так раскошна

она чудесней
радужных вселенных

толпы икринок
слепленных из пленки

искрящихся миров
старающихся
избегать друг друга

ранимых
тонких

для них
прикосновение
означает гибель

разрыв покрова

несчастье в котором
не поможет искусный
чародей

творец красивых пузырей


САД НА ЗАКАТЕ

пчелы не жужжат
их просто нет

и Аполлона пальцы
неподвижны

струны не дрожат

лишь кот идет
уверенной походкой
вдоль стены

и нет цветов
кустарник и трава

но вечером
когда темнеет небо
и розовеют облака

а кипарисы пальмы
исчезают

оставив черный
силуэт

о варварстве
уже не вспоминаешь

и заворачиваешься
в тайну
словно в плед

и садик нищий
кажется
античным раем


ПЕРЕВОДЯ ВЗГЛЯД

пиния Пайс

пиния Пикассо пиния пиния

три забинтованные
колонны с обломком
антаблемента

и снова пинии

в линию

над ними Победа с венком
пропилеи Единства

а выше покрытая
тонкой наледью
синева


УПАВШЕЕ ГНЕЗДО

гнездо упало
с облаков

ушли все тени

полдень взгляда

в сухих фонтанах
ветер гонит пыль

пусть засуха
отвесный свет

растут слова

там в юности
была
не смелость
а бравада


ПАЛОМНИЧЕСТВО

от обелиска к обелиску
от царства к царству
от папы к папе

читая иероглифы
латынь

от львов к слону
и дальше к змеям
и коням

прокладывая путь
между собравшихся
в наушниках
зеленых майках

спешащих клерков
в деловых костюмах
застывших на ходу

рука откинута
а галстук вздернут
кверху

через десант из
белых клонов
в шлемах чьи визоры
скрывают лица

и дальше
к руинам храмов
Колизею
Китсу

пирамиде

круг завершив
египетским пейзажем
у городских
ворот

прохладным
вечером


БЕЛЬВЕДЕР

у памятника павшим
постоишь недолго

плененный белизной
колонн

слоновый бивень
кость солдата
и мрамора кусок
объединяет цвет

есть щит
с подробным
объяснением
назначения

шумит фонтан

в латинской надписи
как утверждает гид
допущена ошибка

но бельведер хорош

под ним
старинный город

похожий на умерший
муравейник


РАЗГОВОР

кроны и мост написаны
в классической манере

у каждой перекладины
в ограде
у каждого листка
есть контур

и буруны в реке
похожи на салфетки
кружевные

манжеты
восемнадцатого века

и пара
справа на площадке

широкой ровной
как хоккейный лед

видна в подробностях

но звук не передать
цветами завитками

рисунок
даже сверхискусный
будет лишь намеком
на содержание разговора

и жест не выдаст
тайну спора